Der Eingang in die U-Bahn - La entrada en el metropolitano - Subway entrance - Métro entreé - Вход в метро
Быстрый переход на свежий материал в библиотеке
Quick link to newest material in the library

© Авторский проект Юрия Гридчина из Москвы.
    Открыт 10 февраля 2000 года.
© Yuri Gridchin, Moscow, Russia, 2000-2025.
© Yuri Gridtchine, Moscou, Russie, 2000-2025.


15 мая 2025 года - 90 лет Московскому метро!

3 ноября 2025 года Архитектурно-художественная подсветка вестибюлей появилась в 2025 году на восьми станциях метро, для каждого из которых разработали уникальный проект освещения. Среди них вестибюли станций “Проспект Мира” Калужско-Рижской линии, “Владыкино”, “Университет”, “Чистые пруды”, “Кузнецкий Мост” и “Чеховская”.

©Photo Mos.ru, 2025

Фото пресс-службы департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, 2025.

Оттенок ламп подбирался в тон фасадов вестибюлей. Кроме того, использовался разный уровень мощности и угол направления света. Благодаря этому вестибюли станций выглядят уютнее. Кроме того, освещение подчеркивает уникальный архитектурный облик зданий.

©Photo Mos.ru, 2025

Фото пресс-службы департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, 2025.

«Скоро подсветка появится и на вестибюлях других станций - “Смоленская” Филёвской линии, “Красносельская”, “Лубянка”...», — отметил Максим Ликсутов, заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности. (Источник: Официальный сайт мэра Москвы)

2 ноября 2025 года В Московском метрополитене модернизировали навигационные указатели, ведущие к лифтам.

На современных станциях столичного метро лифты установлены на всём пути следования пассажира. На светящихся указателях и стикерах на дверях лифтовых тамбуров появилось описание, куда переместит та или иная кабина. На визуальных элементах размещён номер выхода, к которому ведёт лифт, а также пиктограмма платформы той или иной линии. Чтобы информация считывалась быстрее, номера линий отмечены цветным кругом, а выходов — квадратом или прямоугольником.

Информацию о лифтах также разместили и на других указателях. Разводящие указатели подскажут направления к лифтам на разных станциях. Такие навигационные элементы разместили в общем пространстве между станциями — это помогает распределять потоки пассажиров.

©Photo Mosmetro.ru, 2025

Фото пресс-службы Московского метрополитена, 2025.

Направляющие указатели сообщают о путях к лифтам, если они находятся в стороне от эскалатора или лестницы. В таких случаях разные стрелки подсказывают пассажирам, как добраться до эскалатора и лестницы или лифта.

На станциях с путями в центре и платформами по бокам светящиеся указатели сообщают о нужном лифте к переходу на другую сторону станции. Сотрудники метрополитена постоянно собирают и анализируют отзывы пассажиров, чтобы сделать оповещение о лифтах заметным и понятным. Помимо улучшения информационного наполнения указателей, в метро размещают дополнительные стикеры, с помощью которых пассажир может быстрее найти лифт. (Источник: Официальный сайт мэра Москвы)

1 ноября 2025 года Началась проходка левого перегонного тоннеля от действующей станции “Щёлковская” до будущей станции “Гольяново” Арбатско-Покровской линии метро.

«С 1963 года “Щёлковская” была конечной станцией синей ветки. По многочисленным просьбам жителей мы решили продлить её на одну станцию — до центра Гольянова. В 2028 году на Арбатско-Покровской линии метро появится новая конечная станция «Гольяново». Больше 160 тысяч жителей района смогут быстрее передвигаться по городу. Время в пути до БКЛ сократится почти в два раза, до МЦК — в 1,5. Станция “Щёлковская” разгрузится на 30%. Сегодня мы дали старт проходке левого перегонного тоннеля от “Щёлковской” до будущей станции “Гольяново”», – сообщил мэр Москвы Сергей Собянин.

Тоннелепроходческому механизированному комплексу (ТПМК) Herrenknecht S-771 «Галина» диаметром шесть метров предстоит проложить 1,68 километра. Тоннель пройдет под проезжей частью Уральской и Уссурийской улиц, площадью Белы Куна и вдоль Гольяновского пруда. Начало проходки правого перегонного тоннеля запланировано на февраль 2026 года.

©Photo Mos.ru, 2025

Фото Владимир Новиков\Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы, 2025.

С 2013 года ТПМК «Галина» проложено около 13,4 километра тоннелей московского метро, в том числе левый перегонный тоннель от станции “Тропарёво” до станции “Румянцево” Сокольнической линии, правый перегонный тоннель от станции “Озёрная” до станции “Мичуринский проспект” Солнцевской линии, правый перегонный тоннель от станции “Лефортово” до станции “Авиамоторная” северо-восточного участка Большой кольцевой линии (БКЛ), правый перегонный тоннель от станции “Лианозово” до станции “Физтех” Люблинско-Дмитровской линии.

На новой станции “Гольяново” будет островная платформа и два подземных вестибюля с выходами на обе стороны Уссурийской улицы. Оформление предполагается посвятить космической теме, поскольку в Гольянове работает производитель системы навигации космических аппаратов «Геофизика-Космос». Главным отделочным материалом выбрали российский металл высокого качества. (Источник: Официальный сайт мэра Москвы)

1 ноября 2025 года В Московском метрополитене на Арбатско-Покровскую линию уже в восьмой раз вышел тематический поезд «Дальневосточный экспресс». Проект реализован в рамках фестиваля «Дни регионов Дальнего Востока в Москве». Он знакомит пассажиров с уникальным потенциалом 11 субъектов Российской Федерации.

©Photo Mosmetro.ru, 2025

Фото пресс-службы Национального центра «Россия», 2025.

В первых вагонах представлены достижения Дальнего Востока, включая 2,9 тыс. инвестиционных проектов, новые предприятия, развитие Северного морского пути и транспортной инфраструктуры. Также освещены вклад региона в Победу в Великой Отечественной войне, поддержка специальной военной операции и деятельность местных предприятий. Вагон «Природа. Приключения. Воздух» рассказывает о природных достопримечательностях, а «Экология. Вкус. Качество» — о гастрономии региона. Дополнительно представлены возможности для учебы и работы на Дальнем Востоке, развитие городской среды, а также технологии и продукция местных предприятий — от БПЛА до зеленой энергетики.

Один из вагонов тематического состава посвящен филиалу Национального центра «Россия» в Приморском крае, который был открыт в начале сентября 2025 года. Пассажиры могут увидеть вулканы Камчатки и космодром Восточный, познакомиться с культурным многообразием региона, узнать рецепты дальневосточной кухни и возможности для работы и учебы. (Источник: Национальный центр «Россия»)

©Photo Mosmetro.ru, 2025

Фото пресс-службы Московского метрополитена, 2025.

30 октября 2025 года В московском метро за три квартала 2025 года отремонтировали 142 эскалатора. Из них на 52 эскалаторах провели капитальный ремонт с полной переборкой и заменой некоторых деталей - отремонтировали валы редуктора, тяговые цепи, ступени и направляющие лестничного полотна эскалаторов. На 90 эскалаторах провели средний ремонт с заменой отдельных элементов, в том числе настила и бегунков ступеней.

Ремонт эскалаторов - это важная и регулярная работа, от которой зависят безопасность и комфорт поездок миллионов пассажиров метро. (Источник: ГУП “Московский метрополитен”)

30 октября 2025 года Специалисты выполнили масштабные работы по переборке тоннелей между станциями метро “Шелепиха” и “Звенигородская”, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин. Это необходимо для включения станций “Шелепиха” и “Деловой центр”, ранее действовавших в составе БКЛ, в новый Рублёво-Архангельский радиус. Тоннели расширили с 6 до 10 метров, чтобы соединить двухпутные участки линии и обеспечить безопасное движение поездов.

По его словам, работы проходили в сложных геологических условиях: почти 350 метров тоннеля проложил механизированный комплекс, ещё свыше 330 метров строители прошли вручную. Всего было извлечено 34 тысяч кубометров грунта.

Следующий этап – объединение инженерных сетей и включение оборудования в автоматическую систему управления метрополитеном. Эти работы планируется завершить осенью 2026 года. (Источник: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы)

30 октября 2025 года В конце октября ИАА TelecomDaily завершило ежегодное исследование качества связи у сотовых операторов, предоставляющих услугу доступа в интернет в Московском метрополитене (сотовые сети МТС, «МегаФон», «Билайн», T2). В этом году впервые была использована балльная система подсчетов, чтобы выявить оператора с оптимальным набором параметров.

В 2025 году непрерывность интернет-соединения в четырёх сотовых сетях — 97,2%. Это выше уровня прошлого года — 93,8%. Этот показатель продолжает расти, что свидетельствует о росте качестве услуги, хотя её скоростные характеристики держатся примерно на том же уровне.

Средняя скорость интернет-доступа в перегонах метрополитена составила 94,7 Мбит/с против 85,5 Мбит/с в конце 2024 года и приблизилась к максимумам 2023 года — 95,6 Мбит/с.

На первое место по совокупности четырёх характеристик (непрерывность соединения, средняя скорость от абонента, средняя скорость к абоненту и пинг) вышел «Билайн» (ПАО «Вымпелком»), который стал лидером в трёх характеристиках, уступив МТС только по показателю средней скорости к абоненту. Полные результаты исследования доступны здесь.

30 октября 2025 года Силовики провели обыски и задержали первых фигурантов в рамках уголовного дела о хищениях на объектах Московского метрополитена при проведении ремонтных и строительных работ. Как уточнили ТАСС в правоохранительных органах, ущерб по делу составил более 400 млн рублей.

"Уголовное дело касается выявленных масштабных хищений на объектах Московского метрополитена при проведении ремонтных и строительных работ в период 2021-2024 годов. В частности, дело возбуждено по факту дачи взятки руководителю проектно-сметного управления ГУП "Московский метрополитен" за утверждение им расценок на ремонтные работы на объектах метрополитена с незаконным применением повышающего коэффициента, что, по данным следствия, позволило завысить стоимость работ в два раза", - рассказал собеседник агентства ТАСС.

По его словам, основанием для проведения проверки, в результате которой было возбуждено уголовное дело, назначены следственные действия и уже появились первые задержания, "стало заявление в правоохранительные органы одного из столичных чиновников".

Проводятся следственные действия, в том числе идет выемка необходимых следователям документов, решается вопрос о заключении первых фигурантов дела под стражу, отметил ТАСС другой источник в силовых структурах.

"Оперативные мероприятия проведены в рамках расследования уголовного дела, возбужденного 28 октября 2025 года по ч. 6 ст. 290 (получение особо крупной взятки), ч. 5 ст. 291 (дача взятки) и по двум эпизодам ч. 4 ст. 159 (мошенничество в особо крупном размере) УК РФ. По делу допрошено более 40 человек, есть задержанные. По данным следствия, действия фигурантов привели к хищению денежных средств в сумме свыше 400 млн рублей", - сказал собеседник агентства. (Источник: ТАСС)

29 октября 2025 года Как сообщили в Мосгорнаследии, все 76 скульптур бронзовых фигур установленных на станции метро “Площадь Революции” в Москве будут отреставрированы. Эти работы являются частью масштабной программы по сохранению исторических объектов столичной подземки.

Легендарная станция, построенная по проекту архитектора Алексея Душкина и открытая в 1938 году, знаменита своими бронзовыми скульптурами, которые изображают представителей разных профессий — от солдат и матросов до студентов и колхозниц. Данная композиция символизирует путь страны от событий Октябрьской революции до конца 1930-х годов.

Со временем многие статуи утратили свой первоначальный блеск, а отдельные их детали оказались буквально стерты до основания. Наибольшему износу подверглись те элементы, которые москвичи традиционно трогают «на удачу». Необходимость в комплексном восстановлении вызвана не только постоянными прикосновениями, но и случаями вандализма.

Планы реставраторов включают не только воссоздание утраченных фрагментов, но и нанесение на все фигуры специального защитного покрытия для сохранения бронзы. Завершить работы намерены к 2028 году. (Источник: газета «Культура»)

©Photo Mosmetro.ru, 2025

Фото Юрия Гридчина, 2025.

29 октября 2025 года Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал в своем блоге, что расширение применения умных технологий — важная часть стратегии развития столицы.

Так в декабре 2025 года начнётся тестирование первого в России беспилотного метропоезда. Испытания будут проходить без пассажиров на Большой кольцевой линии в ночное время на современном составе серии «Москва». Искусственный интеллект будет управлять разгоном, торможением и работой дверей, а машинист обеспечит контроль безопасности. Планируется, что к концу 2026 года первый беспилотный поезд будет готов осуществлять поездки с привычными для москвичей интервалами в 90 секунд в загруженные часы. (Источник: Официальный сайт мэра Москвы)

28 октября 2025 года В 2026 году на 25 станциях столичного метрополитена появятся турникеты нового поколения. Их разработали и произвели в Москве, сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.

©Photo Mos.ru, 2025

Фото пресс-службы департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, 2025.

Эргономичная конструкция позволит максимально эффективно использовать пространство вестибюлей. Обновленное оборудование повысит пропускную способность станций на 40 процентов. Благодаря российской микроэлектронике эти турникеты будут срабатывать ещё быстрее.

Считыватели новых турникетов разместили интуитивно понятно, чтобы оплатить поездку можно было практически мгновенно. Кроме их подключили к системе оплаты по биометрии, а камеры для распознавания лиц органично встроили в конструкцию. Важное преимущество нового оборудования — цветовая подсветка. Она покажет, прошла ли оплата проезда, а виброотклик поможет слабовидящим пассажирам легче понять статус транзакции. (Источник: Официальный сайт мэра Москвы)

28 октября 2025 года Московский метрополитен планирует заменить иностранные операционные системы (ОС) и систему управления базами данных (СУБД) на российские в устройствах пассажирской автоматики билетной системы городского пассажирского транспорта. На мероприятие выделено 364,8 млн рублей. Конкретные названия импортозамещаемого программного обеспечения (ПО) в документах указаны не были. Однако можно предположить, что под замену попадет ПО американской компании Oracle.

Заявки на участие в тендере ГУП «Московский метрополитен» принимает до 7 ноября 2025 года, итоги конкурса подведут 11 ноября. Из опубликованных документов следует, что замена произойдет на российскую ОС Astra Linux и СУБД Postgres Pro. В частности, планируется поставка свыше 1200 лицензий операционной системы общего назначения Astra Linux Special Edition и более 6000 лицензий встраиваемой операционной системы Astra Linux Special Edition Embedded для различных устройств автоматики, а также более 170 лицензий системы управления базами данных Postgres Pro Enterprise Certified и Postgres Pro Certified.

В техническом задании указано, что ключевым требованием является совместимость поставляемого ПО с уже установленным оборудованием и программными комплексами.

В документах отдельным приложением детально прописано, что закупаемые операционные системы и СУБД должны бесперебойно взаимодействовать с существующей билетной системой городского пассажирского транспорта, а также с системами «АСУ Е-Автовокзал» и «АСУ электротяговыми подстанциями». В связи с необходимостью обеспечения такой совместимости и безусловной работоспособности критической инфраструктуры, поставка эквивалентного ПО с другими товарными знаками не допускается.

Всё ПО должно сопровождаться комплектом технической и эксплуатационной документации на русском языке. Поставщик обязан обеспечить техническую поддержку на весь гарантийный период, включая диагностику неисправностей, выезд специалистов и консультации. При этом к работам по гарантийному обслуживанию должны привлекаться специалисты, сертифицированные производителем ПО. (Источник: Сетевое издание «CNews»)

27 октября 2025 года На Арбатско-Покровскую линию метро вышел тематический поезд «Карелия — место, где возвращаются силы», посвящённый природе и туристическому потенциалу Республики Карелии.

В вагонах можно узнать, почему Карелию называют лёгкими планеты, что такое калитки, почему карельская береза так высоко ценится, а также увидеть мощь и красоту карельской природы. В оформлении поезда также использованы изображения знаменитых памятников архитектуры, таких как музей-заповедник «Кижи», острова Валаам и природных достопримечательностей — горного парка «Рускеала», Ладожского и Онежского озёр, рек и водопадов.

Состав будет курсировать по линии в течение полугода. (Источник: Официальный сайт мэра Москвы)

©Photo Mosmetro.ru, 2025

Фото пресс-службы Московского метрополитена, 2025.

26 октября 2025 года Цифровой навигацией оснастят пять станций Рублево-Архангельской линии в 2026 году. Современные указатели с высоким качеством воспроизведения информации появятся на ранее возведенных станциях метро “Шелепиха” и “Деловой центр”, которые войдут в состав новой линии, а также на строящихся станциях “Бульвар Генерала Карбышева”, “Народное Ополчение” и “Звенигородская”.

Благодаря инновационным указателям пассажиры смогут получать больше полезной информации. Например, узнавать о самых удобных маршрутах до важных точек станции, а специалисты метро смогут выделять наиболее значимые из них. А еще современные указатели помогут эффективно управлять пассажиропотоками, сокращая общее время поездки. При этом информационное наполнение указателей можно актуализировать удаленно — без ночных работ.

Цифровые станции объединяют инновационные технологии и удобные пассажирские сервисы. Так, с помощью инновационной навигации пассажиры смогут быстрее планировать свой путь между станциями при пересадке с Рублево-Архангельской на другие линии метро и Московское центральное кольцо.

В августе 2024 года Сергей Собянин открыл первые в России цифровые станции городского транспорта — “Марьина Роща” Большой кольцевой линии метро и терминал №1 московского городского вокзала “Нижегородская”. В этом году для пассажиров прошла цифровизация новых станций: “Вавиловская”, “Академическая”, “Крымская” и “ЗИЛ” Троицкой линии. Это первые транспортные объекты в Москве, которые оснащены инновационной навигацией сразу с момента своего открытия. (Источник: Официальный сайт мэра Москвы)

©Photo Mos.ru, 2025

Фото пресс-службы департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, 2025.

25 октября 2025 года На заводе «Метровагонмаш» (г. Мытищи Московской области) приступили к сборке поезда новой модификации 81-775.2/776.2/777.2 «Москва-2026». Поезд предназначен для Московского метрополитена. Составы новой модификации будут поступать в столичное метро в рамках действующего контракта, который предполагает поставку в период с 2020 по 2027 год в общей сложности 2592 вагонов, в том числе 704 – в 2026-2027 годах.

Как ожидается, сборка первого поезда будет завершена в конце текущего года, после чего он будет испытываться в заводских условиях, в затем поступит на испытания в Московский метрополитен.

Поезд «Москва-2026» станет технологическим продолжением поездов «Москва-2024». Усовершенствованные поезда сохранят весь комплекс решений, которые обеспечивают комфортабельную поездку: широкие дверные проемы, сквозные межвагонные переходы, мощные и эффективные системы кондиционирования, большое количество информационных медиа-экранов, динамическая подсветка салона, которая меняет цвет в соответствии с линией метро, наличие USB и Type-C разъемов для зарядки мобильных устройств.

В новых поездах будут обновлены элементы интерьера салона, стёкла поручней входной группы, корпус камеры заднего вида. Пассажирские сиденья станут ещё более удобными за счет отсутствия металлических стыков. Изменятся фары внешнего освещения на головных вагонах.

В ближайшие два года парк Московского метрополитена пополнят более 700 современных вагонов «Москва-2026». Как ожидается, за их счет будет произведено комплексное обновление парка подвижного состава на Замоскворецкой линии, а также обеспечено движение на новой Рублево-Архангельской линии московского метро. (Источник: АО “ТМХ”)

©Photo Mos.ru, 2025

Фото пресс-службы АО “ТМХ”, 2025.