|
Иван Буранов Подземка идет на юг и запад. В правительстве Москвы разъяснили “Ъ”, куда будет развиваться столичный метрополитен. В последние месяцы в соцсетях и СМИ появилось большое количество различных вариантов схем возможного развития метрополитена Москвы. “Ъ” получил подробные пояснения от градостроительного комплекса столицы об официальных планах города: какие линии будут построены точно в ближайшие годы, какие ещё проектируются и по каким веткам решение ещё не принято. У правительства Москвы есть несколько крупных проектов в области строительства метро. Часть из них показана на официальных схемах, опубликованных на портале градостроительного комплекса Москвы. В августе 2025 года вышло интервью столичного мэра Сергея Собянина «Комсомольской правде», к которому была приложена схема перспективных линий до 2035 года. После этого в соцсетях стали появляться альтернативные карты с якобы имеющимися планами по развитию подземки со ссылками на непонятные источники. В связи с этим “Ъ” попросил комментарий у градостроительного комплекса Москвы и получил официальный ответ. ![]() Один из основных проектов столичного метрополитена — Рублёво-Архангельская линия. В адресно-инвестиционной программе (АИП) Москвы 2025–2028 годов на неё выделено 222,3 млрд руб. Первые три станции — “Звенигородскую”, “Народное Ополчение” и “Бульвар Генерала Карбышева” — власти обещают сдать в 2026 году (вместе с ранее действовавшими в составе Большой кольцевой линии (БКЛ), но отправленными на реконструкцию станциями “Деловой центр” и “Шелепиха”). В 2027 году на Рублёво-Архангельской линии завершат строительство станций “Серебряный Бор”, “Строгино”, “Липовая Роща”, “Рублёво-Архангельское” и “Ильинская”. А станции “Красногорск” и “Изумрудные холмы” находятся на стадии проектирования, по ним сроков строительства пока нет. Второй проект — Троицкая линия. Первая её часть — от станции “ЗИЛ” до “Новомосковской” — уже построена. В рамках второго этапа планируются станции “Сосенки”, “Ракитки”, “Десна”, “Кедровая”, “Ватутинки” и “Троицк”. Их сдадут в 2029 году. В АИП Москвы на этот участок выделено 193 млрд руб. Строительство Бирюлёвской линии неоднократно анонсировал Сергей Собянин: эта ветка должна соединить станцию “ЗИЛ” МЦК и район Бирюлёво. В описании на stroi.mos.ru линия фигурирует как «перспективная». Как рассказали “Ъ” в градкомплексе Москвы, основной объем проектирования уже завершен. Началось строительство первого участка и станций “ЗИЛ”, “Остров Мечты”, “Кленовый бульвар”, которые откроют в 2028 году. В ближайшее время власти обещают также начать строительство станций “Москворечье”, “Луганская”, “Каспийская”, “Липецкая”, “Лебедянская” и “Бирюлево”. Их завершат в 2029 году. В АИП Москвы на эту линию выделено 279,8 млрд руб. Сокольническая линия будет продлена на север в Ярославский район за счёт новых станций “МГСУ” и “Холмогорская”. Пока что ведётся подготовка проекта планировки территории участка, говорят в градостроительском комплексе. В АИП Москвы на это выделено 66,3 млрд руб. По остальным веткам официальной информации немного. В августе 2025 года Москомархитектура сообщала о начале предпроектных работ по продлению Филёвской линии от станции “Кунцевская” до Сколково. На официальных картах мэрии этот участок состоит из станций “Верейская”, “Беловежская”, “Сколтех”, “Сколково” и “Медицинский центр”. В градкомплексе Москвы сказали “Ъ”, что сейчас разрабатывается проект трассировки линии и размещения новых станций. Сроков строительства и открытия нет. Деньги на эту линию в АИП Москвы заложены в объеме 244 млрд руб. на срок 2026–2032 годов. На публиковавшихся ранее (в том числе в соцсетях) схемах также есть участок, продлевающий Троицкую линию на юго-запад до станции “Кинокластер”; новая центральная часть Калининско-Солнцевской линии (появится за счет соединения станции “Третьяковская” и “Деловой центр”); продление Бирюлёвской линии на запад (в сторону Внуково) со строительством 14 новых станций; новая Власьевская линия (от “Щербинки” до “Власьево”). Официальных решений о строительстве этих участков не принято, пояснили “Ъ” в градостроительном комплексе. Тем не менее в АИП Москвы средства на часть этих объектов уже предусмотрены.
|