| 15 мая 2025 года - 90 лет Московскому метро! |
6 июня 2025 года Турникеты нового поколения с повышенной надёжностью и пропускной способностью появятся в столичном метро уже в этом году. Их оборудуют самыми современными системами оплаты, в том числе биометрическими. У них будут более узкие тумбы, световая индикация статуса оплаты, виброотклик для слабовидящих, возможность прохода с двух сторон и удобные зоны валидации для цифровых способов оплаты.
 Фото Mos.ru, 2025.
«Решение о заключении офсетного контракта на поставку новых турникетов принял Сергей Собянин. Согласно договору, до 2031 года на станциях метро, Московского центрального кольца и Московских центральных диаметров появится более 4,5 тысяч новых турникетов. Они позволят увеличить пропускную способность станций до 40%. Новые турникеты — это не только современный дизайн, но и технологии, которые ускоряют проход и делают его комфортнее для всех, включая маломобильных пассажиров», — отметил заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов. (Источник: Официальный сайт мэра Москвы)
6 июня 2025 года Москомархитектура приступила к подготовке проекта планировки территории для продления Сокольнической линии метро от станции “Бульвар Рокоссовского” в Ярославский район Северо-Восточного административного округа, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.
«Для жителей Ярославского района, количество которых значительно увеличилось в последние годы, ближайшей станцией метрополитена является “ВДНХ” Калужско-Рижской линии. Сейчас время подъезда к станции в часы пик составляет до 30 минут. Продление Сокольнической линии позволит значительно улучшить городскую транспортную инфраструктуру, создав наиболее удобные и быстрые маршруты для горожан. Планируется, что до новых станций жители близлежащих домов смогут добираться всего за 5-10 минут», – сказал Владимир Ефимов.
Участок метро длиной 8,5 км будет включать две станции – “МГСУ” и “Ярославская”. Проект планировки территории предполагает прохождение линии метро под территорией национального парка «Лосиный остров», но при этом не затрагивает её, что подчёркивает важность экологических аспектов в градостроительном развитии.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 11 апреля 2025 №769-ПП «Об утверждении положения о части территории национального парка «Лосиный остров», расположенной в границах города Москвы» запрещена любая деятельность, наносящая ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам. В связи с этим проектная документация объектов капитального строительства на территории национального парка подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня. (Источник: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы)
5 июня 2025 года К 90-летию Московского метрополитена Музей транспорта Москвы и Музей Москвы открывают выставку «Высоко под землей», она будет работать с 6 июня до 24 августа 2025 года. Это масштабный художественно-исследовательский проект, посвящённый искусству в московском метро. Выставка исследует метро как «подземный музей», где ежедневно миллионы пассажиров соприкасаются с произведениями искусства: мозаиками, рельефами, скульптурами, витражами и многим другим. В экспозицию войдут более 350 объектов из более 25 государственных и частных коллекций, включая Третьяковскую галерею, Музей архитектуры имени А.В.Щусева, Русский музей, Музей Москвы, а также семейные архивы потомков художников, работавших над оформлением метро.
 Фото Музей Москвы, 2025.
Среди авторов, чьи работы будут представлены на выставке, — Вера Мухина, Павел Корин, Андрей Кузнецов, Леонид Берлин и другие художники и архитекторы, формировавшие визуальный язык станций метрополитена.
Музей Москвы представит на выставке уникальные фотографии строительства станций метро и их открытия. Кроме того, на выставке можно будет увидеть ряд экспонатов из фондов музея — проект эскалаторной галереи на Воробьевых горах Александра Стрелкова 1959 года, рельефную вставку с дубовыми листьями для кольцевой станции метро “Белорусская” 1950-х годов, планшет с образцами керамической плитки Московского керамико-плиточного завода имени Булганина 1930-х годов и майоликовую плитку для бесшовной облицовки, разработанную специально для строительства метро и использовавшуюся, к примеру, на станции метро “Комсомольская” для оформления переходов в 1950-х годах.
Несмотря на то, что выставка посвящена именно московскому метро, удалось собрать экспонаты из многих российских городов — в экспозиции можно будет увидеть эскиз для станции метро “Автозаводская” из Пензенской областной картинной галереи имени К.А.Савицкого, эскиз Павла Корина к мозаике Александра Невского на станции метро “Арбатская” из Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и декоративный медальон для станции “Семёновская” Арбатско-Покровской линии, который предоставил Государственный Русский музей.
Экспозиция разделена на четыре тематических блока: «Знакомое», «Забытое», «Грядущее» и «Невоплощённое».
В разделе «Знакомое» будут представлены оригиналы и цифровые копии произведений, которые пассажиры московского метро видят каждый день — мозаики, витражи, медальоны, светильники, архитектурные детали, а также архивные фотографии и видеоматериалы. Среди экспонатов, например, — подлинный эскиз Алексея Душкина к станции “Маяковская”, выигравшей гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году, макет витража «Пианист» Павла Корина для станции “Новослободская”, а также фрагмент фарфоровой капители для станции “Киевская” и кольцевой светильник СК-300 Абрама Дамского.
Раздел «Забытое» посвящён художественной среде, исчезнувшей из метро с течением времени: павильонам, рельефам, декоративным элементам, утраченным в процессе реконструкций или в результате изменений общественно-политического контекста. Здесь представлены макеты и эскизы оригинальных проектов наземных вестибюлей станций “Лубянка” и “Курская”, утраченного вестибюля станции “Охотный ряд” в здании гостиницы «Москва», а также макет встроенного сегодня в здание Павелецкого вокзала павильона станции “Павелецкая”. В этом разделе можно увидеть, например, эскиз Павла Корина к мозаике «Мир во всем мире» и медальон Веры Мухиной для “Семёновской”, созданный в 1944 году. Это подлинные артефакты ушедшей эпохи и свидетельства того, как искусство московского метро отражало и переживало культурные и исторические изменения XX века.
Часть выставки «Грядущее» обращена в будущее: мультимедийная инсталляция, созданная с помощью нейросетей, визуализирует художественные решения для новых станций, которые будут построены в ближайшем будущем. А в тотальной инсталляции «Невоплощённое» представлены архитектурные проекты и художественные эскизы, которые не были реализованы — метафорическое «бумажное метро». Это цифровые копии конкурсных проектов станций метро “Библиотека имени Ленина” и “Автозаводская”, эскиз наземного вестибюля станции метро “Бауманская” Бориса Иофана с нереализованными скульптурными композициями и многое другое. (Источник: Музей Москвы)
5 июня 2025 года На станции “Белорусская” Кольцевой линии, которая отнесена к объектам культурного наследия, планируется восстановление нескольких пилонов. Они облицованы мрамором «коелга», украшены орнаментами и настенными светильниками. В ходе работ будет отполирован мрамор, восстановлена лепнина и другие детали, обновлена штукатурка. Все работы проводут с применением лучших материалов и современных технологий без помех пассажирам. (Источник: ГУП “Московский метрополитен”)
5 июня 2025 года В пятницу, 6 июня, станции “Проспект Мира” Кольцевой и Калужско-Рижской линий с 05:45 утра до окончания мероприятий, связанных с мусульманским праздником «Курбан Байрам», будут работать только на выход и пересадку. Для входа в метро пассажирам рекомендовано использовать другие станции. (Источник: ГУП “Московский метрополитен”)
4 июня 2025 года Строители досрочно завершили новый этап создания пересадки на станции “Академическая” с Калужско-Рижской линии на Троицкую. 7-8 июня 2025 года поезда на Калужско-Рижской линии ходят без изменений. Ограничений на участке между станциями “Новые Черёмушки” и “Октябрьская” в июне более не планируется. (Источник: ГУП “Московский метрополитен”)
3 июня 2025 года В столице подвели итоги конкурса профессионального мастерства «Московские мастера» на звание лучшего машиниста электропоезда метро. Он проводится с 1998 года. В этом году заключительный этап конкурса прошел на площадке электродепо «Руднево».
Профессия машиниста электропоезда метро обязывает быть внимательным, пунктуальным и ответственным. Все эти качества сочетает в себе Данила Молчанкин — машинист электродепо «Руднево», который стал победителем конкурса. Он работает на Некрасовской линии.
Впервые в суперфинале конкурса приняла участие девушка-машинист Медина Тракич из электродепо «Фили», она заняла второе место. Третьим стал Канатбек Абдуллаев из электродепо «Варшавское».
 Фото пресс-службы Московского метрополитена, 2025.
Конкурс состоял из трёх частей. В теоретической части участники показали профессиональные знания, а в практической — умение правильно действовать при возникновении неисправностей или нештатных ситуаций в составах. В суперфинале шесть машинистов, набравших максимальное количество баллов по итогам двух этапов, продемонстрировали навыки управления поездом и мастерство точной остановки и расчета тормозного пути. (Источник: Официальный сайт мэра Москвы)
2 июня 2025 года Мэр Москвы Сергей Собянин осмотрел ход строительства станции “Народное Ополчение” Рублёво-Архангельской линии метро. Это станция мелкого заложения (22 метра), у неё будет два подземных вестибюля с выходами на обе стороны улицы Демьяна Бедного и проспекта Маршала Жукова. Для маломобильных пассажиров установят шесть лифтов.
Открытие станции “Народное Ополчение” улучшит транспортное обслуживание более 180 тысяч жителей района Хорошево-Мневники, из которых 42 тысячи человек проживают недалеко от станции. Время в пути до делового центра «Москва-Сити» сократится вдвое. По прогнозам, ежедневный пассажиропоток новой станции составит около 12 тысяч человек, а вместе со станцией БКЛ этот показатель достигнет 30 тысяч пассажиров в сутки.
Центральным элементом архитектурного оформления станции станут два ряда ярко освещнных колонн сложной формы, плавно переходящих в своды станционного зала. Полы облицуют светло-серым гранитом, цоколи путевых стен и колонн — чёрным, путевые стены — алюминиевыми сотовыми панелями чёрного и красного цвета. Облицовку колонн выполнят из стали.
Полы и стены вестибюлей оформят в светлых тонах и облицуют полированными плитами гранита. Потолок будет подвесной, его сделают из трёхслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением белого цвета и алюминиевой рейкой чёрного цвета со встроенными линиями светодиодных светильников.
Как и все новые станции, “Народное Ополчение” строится с учетом максимального комфорта для пассажиров. Им будут доступны билетные автоматы, турникеты с функцией оплаты проезда банковской картой и по биометрии, а также понятная навигация в едином стиле.
«Первый пусковой комплекс Рублёво-Архангельской линии метро построен уже на 50%. Проложены практически все тоннели, строятся станции. По планам, по задачам, которые мы ставим перед строителями, этот участок должен быть запущен в конце 2026 года», — отметил Сергей Собянин.
По словам Дмитрия Евсеева, президента АО «Объединение “Ингеоком”», все работы идут по графику. Сейчас на станции прокладывают инженерные системы и выполняют архитектурную отделку, в том числе в служебных помещениях. Объект готов на 61%. (Источник: Официальный сайт мэра Москвы)
 Станция “Народное Ополчение” РАЛ. Фото М.Мишин, пресс-служба мэра и Правительства Москвы, 2025.
2 июня 2025 года В проекте «Активный гражданин» началось новое голосование, в котором москвичи выскажут своё мнение о судьбе московского монорельса: оставить его в текущем состоянии или создать на трассе монорельса первый в России прогулочный парк в воздухе.
Необходимость принятия решения обуславливается тем, что эксплуатация монорельса стала убыточной для города, тем более что конструкции и подвижной состав нуждались в обновлении. При этом вагоны такого типа не производятся, аналоги отсутствуют, а выпуск новой партии потребует более 20 млрд рублей — примерно столько же стоят 130 новых вагонов метро. Кроме того, себестоимость поездки одного пассажира составляет около 1,5 тысячи рублей — это почти в 20 раз выше себестоимости поездки на метро.
 Состав монорельса. Фото Мos.ru, 2025.
30 мая 2025 года С 1 июня 2025 года повысятся тарифы на проезд в городском транспорте Москвы.
Разовая поездка по биометрии остаётся самой выгодной. Она будет стоить 63 рубля, что на 11 рублей выгоднее оплаты по банковской карте и на 4 рубля выгоднее оплаты по билету «Кошелёк».
Стоимость билетов по тарифу «Кошелёк», «Единый» с лимитом и при оплате банковской картой изменится на 4-6 рублей.
Пересадки с маршрута на маршрут наземного транспорта, а также между рельсовыми видами транспорта остаются бесплатными. Поэтому при поездках с использованием нескольких видов транспорта тариф «90 минут» по-прежнему будет наиболее выгодным.
Стоимость проездных билетов без лимита поездок на 30, 90 и 365 дней в столице остаётся одной из самых низких среди крупных городов России. В таблице ниже приведены новые тарифы.
30 мая 2025 года Электродепо «Ильинское» возведут на площади порядка 15 гектаров на северо-западе Московской области, на территории городского округа Красногорск по новой разработанной в столице типовой концепции, которая позволяет оптимизировать площади объекта и сократить сроки его строительства. Реализация проекта позволит создать более 200 рабочих мест. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.
«Один из принципов разработанной типовой концепции – оптимизация площадей транспортного предприятия. Сейчас электродепо для обслуживания подвижного состава Московского метрополитена состоят из 30–45 объектов. Новая концепция, разработанная в столице, позволит сократить это число до 10. Так, отдельные здания и сооружения электродепо будут объединены в корпуса, состоящие из блоков. Это позволит снизить сроки строительства транспортного предприятия», – рассказал Владимир Ефимов.
Типовая концепция электродепо, рассчитанного на ночной отстой 25 и обслуживание не менее 30 составов в сутки, была разработана проектным институтом холдинга «Мосинжпроект». Производственные мощности «Ильинского», включающие тягово-понизительную подстанцию, компрессорную, парковый околоток и стрелочный пост, войдут в состав инженерно-технического корпуса. В свою очередь отстойно-ремонтный, административно-бытовой корпуса, мотодепо и гараж станут не отдельными сооружениями, а войдут в состав единого производственно-административного корпуса. Депо «Ильинское» для обслуживания Рублёво-Архангельской линии метро будет в числе первых, построенных по новой типовой концепции.
«В настоящее время в рамках создания “Ильинского” ведутся проектно-изыскательские работы, а также оформление разрешений и допусков для начала подготовки площадки к строительству, включая перенос инженерных коммуникаций и планировку территории. Параллельно продолжается сооружение перегонных тоннелей и станций Рублёво-Архангельской линии, подвижной состав которой будет обслуживать это электродепо», – добавил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Максим Гаман. (Источник: АО “Мосинжпроект”)
|