Der Eingang in die U-Bahn - La entrada en el metropolitano - Subway entrance - Métro entreé - Вход в метро
Быстрый переход на свежий материал в библиотеке
Quick link to newest material in the library

© Авторский проект Юрия Гридчина из Москвы.
    Открыт 10 февраля 2000 года.
© Yuri Gridchin, Moscow, Russia, 2000-2025.
© Yuri Gridtchine, Moscou, Russie, 2000-2025.


15 мая 2025 года - 90 лет Московскому метро!

17 декабря 2025 года В рамках проекта «Зима в Москве» пассажиры московского метро смогут бесплатно отправить близкому человеку поздравительную открытку с новогодними пожеланиями в любой уголок России. Для этого подготовилено 8 тысяч открыток. Тематические почтовые ящики разместили на стойках «Живое общение» на станциях метро “Арбатская” Арбатско-Покровской линии, “Комсомольская” и “Октябрьская” Кольцевой линии, “Электрозаводская” Большой кольцевой линии, “Баррикадная”, “Черкизовская”, “Тургеневская” и “Дмитровская”. Открытки можно получить и отправить с 08:00 до 20:00. Акция продлится до 11 января 2026 года включительно. (Источник: ТГ-канал Дептранса Москвы)

16 декабря 2025 года На Замоскворецкой линии московского метро завершена обкатка первого самого современного российского состава серии «Москва-2026» и он впервые вышел на линию с пассажирами.

В новом составе увеличена площадь остекления на поручнях входной группы, обновлены корпус камеры заднего вида и блок связи «пассажир — машинист». В вагонах установлены сидения без металлических стыков, а в потолочной части увеличено количество воздуховодов для кондиционирования. Кроме того, изменилось освещение головной части состава. (Источник: ГУП “Московский метрополитен”)

15 декабря 2025 года На Арбатско-Покровской линии появился тематический поезд, посвящённый олимпийским видам спорта. Внутри вагонов можно прочитать информацию как о привычных направлениях, так и о недавно вошедших в олимпийскую программу. Это, например, сёрфинг, скейтбординг, гольф и другие дисциплины. Кроме того, пассажиры одними из первых узнают об олимпийских видах спорта, которые будут представлены с 2028 года, — о флаг-футболе, сквоше и крикете.

©Photo Mosmetro.ru, 2025

Фото Владимир Охрименко \ Mos.ru, 2025.

В новом тематическом составе можно узнать о количестве медалей, завоёванных нашими соотечественниками в том или ином виде спорта. Здесь же размещены и истории выдающихся побед советских и российских спортсменов, оставлявших позади десятки соперников со всего мира. Пассажиры вспомнят легендарные матчи лучшего хоккеиста СССР Владислава Третьяка и трёхкратного чемпиона мира Александра Овечкина, выступления конькобежки Светланы Журовой, лыжника Александра Большунова, фигуриста Евгения Плющенко и многих других. В поезде можно получить и исторические сведения — к примеру, о роли Василия Ощепкова в становлении дзюдо в России.

Чтобы сделать поездки пассажиров линии более познавательными, внутри вагонов разместили интересные факты о разных видах спорта. Так, все желающие узнают, зачем замораживают шайбу перед хоккейным матчем, какова средняя скорость спортсмена на горнолыжном спуске и сколько килограммов веса теряют керлингисты за одно состязание. Кроме того, во время поездки можно прочитать, как на Руси назывался аналог бейсбола и чем этот вид спорта отличается от крикета, а также в каком уголке России олимпийцам лучше всего готовиться к соревнованиям по серфингу. (Источник: Официальный сайт мэра Москвы)

11 декабря 2025 года «На будущей станции “Ватутинки” второго участка Троицкой линии метро продолжается вынос инженерных сетей из зоны строительства и подготовка площадки. Строители приступили к созданию “стены в грунте” – ограждающей конструкции будущего котлована. Впоследствии подготовленные захватки зальют железобетоном, под защитой получившихся стен будут вестись земляные работы и устройство основных конструкций станции», – отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.

«На станции появятся два наземных вестибюля, которые для удобства пассажиров будут связаны с платформой эскалаторами: в северном установят три машины, а в южном – четыре», – добавил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Максим Гаман.

Станция “Ватутинки” строится в Троицке вдоль улицы Ватутинские Пруды и Проектируемого проезда №8037 в непосредственной близости от Калужского шоссе с выходами к жилой и общественной застройке, а также остановкам наземного городского пассажирского транспорта. (Источник: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы)

11 декабря 2025 года Электродепо «Сокол» — одно из старейших в Московском метрополитене, который в этом году отмечает своё 90-летие. Депо было открыто для Замоскворецкой линии в 1938 году. За долгую историю здесь обслуживали почти все типы вагонов: от “А” до современных российских серии “Москва-2024”.

Юбилейный 70-й поезд серии «Москва-2024» завершил обновление подвижного состава электродепо «Сокол». Легендарные «Номерные» уходят в прошлое. Теперь по контракту жизненного цикла здесь обслуживают 44 современных российских поезда.

©Photo Mosmetro.ru, 2025

Фото пресс-службы Московского метрополитена, 2025.

«Масштабная программа обновления подвижного состава метро продолжается. Уже более 50% поездов на Замоскворецкой линии — современные. В ближайшие 2 года в метро поступят более 700 вагонов новой серии “Москва-2026”. Планируется, что в 2030 году доля новых составов в метро превысит 90%. Не останется линий, по которым не будут курсировать современные поезда», — рассказал заместитель мэра Максим Ликсутов. (Источник: ГУП “Московский метрополитен”)

9 декабря 2025 года Сервис оплаты проезда по биометрии заработал на всех без исключения турникетах метро и Московского центрального кольца. Он также доступен в аэроэкспрессах, на причалах регулярного речного электротранспорта и нескольких станциях Московских центральных диаметров (МЦД).

Каждый рабочий день оплатой по биометрия пользуются около 200 тысяч пассажиров. Общее число проходов по биометрии превысило 185 миллионов. К системе подключилось почти 700 тысяч москвичей. С учётом роста популярности этого удобного и технологического способа оплаты до конца 2026 года планируется запустить сервис на всех станциях МЦД. (Источник: ГУП “Московский метрополитен”)

7 декабря 2025 года Строительство конечной для Бирюлёвской линии метро станции “ЗИЛ” выполнено более чем на четверть. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.

«Общестроительная готовность станции составляет 28 процентов. На данный момент завершена разработка грунта и выполнено устройство ограждающих конструкций котлована станции. Кроме того, вынесены все инженерные коммуникации из зоны строительства тупиков за станцией. На тупиках продолжаются активные земляные работы в рамках возведения станционного комплекса – здесь уже разработано 26 тысяч кубометров», – отметил Владимир Ефимов.

По его словам, набранные темпы уже позволили перейти к устройству монолитных конструкций, на объекте залили лоток платформы и уложили свыше 10 тысяч «кубов» бетона.

«Помимо платформенного участка с пересадкой на одноимённую станцию Троицкой линии, в составе станционного комплекса предполагается создание оборотных тупиков для подвижного состава, а также служебной соединительной ветки с Троицкой линией метро и камеры съездов», – добавил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Максим Гаман.

Это связано с тем, что станция станет конечной для нового радиуса и обеспечит его интеграцию в транспортный каркас столицы, в частности путем создания пересадок с Троицкой линией и Московским центральным кольцом (МЦК), а составы будут поступать сюда изначально с Замоскворецкой линии.

Станция “ЗИЛ” строится на пересечении проспекта Лихачева с улицей Братьев Рябушинских вблизи платформы “ЗИЛ” МЦК. Здесь появятся пересадки с Троицкой линией подземки и МЦК, а также два вестибюля с выходами на обе стороны проспекта Лихачева. (Источник: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы)

6 декабря 2025 года «В столице на постоянной основе ведётся масштабная работа по подключению к электросетям новых значимых объектов, в том числе транспортной инфраструктуры. Провели мероприятия по обеспечению электроснабжения электродепо “Столбово”, которое на первом этапе обслуживает поезда Троицкой линии метро, затем, после ввода электродепо “Троицкое”, переключится на Сокольническую линию», — сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пётр Бирюков.

Для того чтобы подключить объект к элекросетям, энергетики проложили четыре кабельные линии мощностью 10 киловатт общей протяженностью 9,6 километра. Треть из них обустроили методом горизонтально направленного бурения. Эту технологию применяют в условиях плотной городской застройки, чтобы не повредить коммуникации и не рыть открытые траншеи. Общая присоединенная мощность составила 10,8 мегаватта.

Пётр Бирюков подчеркнул, что электродепо «Столбово» обеспечили электроэнергией по второй категории надёжности. Если возникнут технологические нарушения на одной линии, напряжение автоматически будет подано по резервной. (Источник: Официальный сайт комплекса городского хозяйства Москвы)

5 декабря 2025 года Пассажиры московского метрополитена могут увидеть символы зимы и приближающегося Нового года на 29 инновационных цифровых указателях, которые размещены на шести цифровых станциях городского транспорта: “Марьина Роща” Большой кольцевой линии, “Вавиловская”, “Академическая”, “Крымская” и “ЗИЛ” Троицкой линии, а также в терминале №1 московского городского вокзала “Нижегородская”. Их украшают изображения собаки и кота в стилистике проекта «Зима в Москве».

©Photo Mosmetro.ru, 2025

Фото пресс-службы Московского метрополитена, 2025.

Технологии, применяемые для цифровых указателей, позволяют динамически менять содержание навигационных элементов, а также транслировать познавательный контент. Раньше на замену информационных указателей уходило от двух дней до двух недель, а сейчас загрузить графические данные можно удаленно. Процесс их обновления при этом займёт менее одной минуты. Благодаря российской технологии пространство указателей можно использовать наиболее эффективно: на навигационных элементах появляется дополнительная информация для пассажиров, которая не мешает считывать основную. (Источник: Официальный сайт мэра Москвы)

5 декабря 2025 года В ноябре 2025 года московский метрополитен получил 32 новых вагона серии «Москва-2024», сообщила пресс-служба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы.

Уточняется, что всего в 2025 году запланировано получить 312 вагонов, включая дополнительную закупку 40 самых современных поездов российского производства «Москва-2026». Благодаря поставкам более чем на 50% обновлён подвижной состав на Замоскворецкой линии, а в парке метро представлено около 80% вагонов нового поколения.

Ожидается, что в 2030 году этот показатель превысит 90%. В Дептрансе добавили, что для этого в ближайшие два года будет получено более 700 вагонов «Москва-2026», которые будут перевозить пассажиров Замоскворецкой и будущей Рублёво-Архангельской линий метро. (Источник: Информационный Центр Правительства Москвы)

5 декабря 2025 года На Серпуховско-Тимирязевской линии метро запустили тематический поезд, посвящённый литературной столице России — городу Орлу и Орловской области.

Поезд метро оформлен в стилистике вышивки «орловский спис», которая признана частью культурного достояния России. Дату его запуска — 5 декабря — выбрали неслучайно. Она приурочена сразу к двум событиям: 205-й годовщине со дня рождения Афанасия Фета и 222-й годовщине со дня рождения Фёдора Тютчева. Оба поэта родились 5 декабря с разницей в 17 лет.

©Photo Mosmetro.ru, 2025

Фото пресс-службы Московского метрополитена, 2025.

В разное время в Орле и Орловской области жили и творили не только Фёдор Тютчев и Афанасий Фет, но и другие всемирно известные литераторы. Это, например, Иван Тургенев, Николай Лесков, Иван Бунин, Михаил Пришвин и Леонид Андреев. Произведения многих из них доступны в библиотеке проекта «Книги в метро» на станции «Рассказовка» и на стойках «Живое общение».

Так, Орёл вошёл в историю как родина писателя Ивана Тургенева, создавшего поэтичные картины русской природы. В его романах город предстает средоточием жизни провинциальной России. А Николай Лесков отразил в своих произведениях события, происходившие в Орле, и воспел красоту души и талант простого человека.

Орёл был городом юности и любви нобелевского лауреата Ивана Бунина. Здесь вышел его первый сборник стихов. Орёл представлен в его романе «Жизнь Арсеньева». Бунин вспоминал: «В бессонные ночи в Париже я нередко вижу… древний Мценск, тенистые аллеи Спасского-Лутовиново. Не так давно видел себя во сне молодым, весёлым, на берегу Орлика… Когда я вспоминаю о родине, передо мною прежде встает Орёл…»

Кроме того, популярным местом в регионе является уникальный национальный парк «Орловское полесье», в котором обитают величественные зубры — один из символов области. Об этом и многом другом пассажиры смогут узнать в вагонах нового тематического состава. (Источник: Официальный сайт мэра Москвы)

5 декабря 2025 года Первый в России беспилотный поезд метро готовится к испытаниям. Начальный этап пилотной эксплуатации начнётся на Большой кольцевой линии в декабре 2025 года.

«Приоритетами для нас остаются безопасность и стабильность перевозок. На первом этапе пилотной эксплуатации систему будут тестировать на современном поезде серии “Москва” в ночное время без пассажиров под контролем машиниста. В соответствии со стратегией развития столичного транспорта, которую утвердил Сергей Собянин, уже к концу 2026 года будет готов рабочий образец поезда, который сможет курсировать полностью в беспилотном режиме с учетом интервалов московского метро», — отметил заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.

На этом этапе проверят работу ключевых систем, в том числе автоматического контроля падения на пути (для обнаружения людей или посторонних предметов на рельсах) и машинного зрения (для выявления аномалий с подвижного состава при движении). Помимо этого, оценят систему взаимодействия с диспетчерским центром, необходимую для оперативной передачи данных из поезда и быстрого реагирования на инциденты. В будущем эта система сможет автоматически составлять график движения поездов. (Источник: Официальный сайт мэра Москвы)

3 декабря 2025 года Входные павильоны станции метро “ЗИЛ” Бирюлёвской линии станут продолжением промышленной темы интерьеров подземной части станции: один из них будет выполнен в форме гигантской шестерёнки, другие сделают похожими на заводские цеха. Об этом рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.

«Архитектурная концепция станции метро “ЗИЛ” Бирюлёвской линии соединяет два важных аспекта: с одной стороны, сохраняется и подчеркивается история и наследие промышленной эпохи, а с другой – внедряются современные методы строительства и новейшие технологии. Художественное решение наземных павильонов вдохновлено трубами и технологическими артефактами самого завода, которые создают сеть подземных коридоров и лабиринтов. Один из входных павильонов выполнят в форме гигантской шестерни, другие будут напоминать металлические конструкции, характерные для заводских цехов», – отметил Владимир Ефимов.

Над проектом работал авторский коллектив под руководством главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, включая архитектурное бюро «Камень» и художника Максима Козлова, ранее участвовавшего в оформлении станций метро “Нагатинский Затон”, “Беломорская”, “Ольховая”, “Университет Дружбы Народов”.

«Всё пространство бывшего завода имени Лихачева, его история и масштаб вдохновили нас на создание архитектурного образа в индустриальном стиле. Мы стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи, чтобы дизайн стал отсылкой к памяти места, генезису бывшей промышленной территории. Для меня этот проект представляет большой профессиональный интерес, так как участие в процессе создания дизайна станции метро вызывает особую гордость», – отметил главный архитектор Москвы, первый заместитель председателя Москомархитектуры Сергей Кузнецов.

©Photo Mosmetro.ru, 2025

Архитектурная концепция станции “ЗИЛ” Бирюлёвской линии метро. Источник: пресс-служба Москомархитектуры, 2025.

Боковые фасады наземных павильонов выполнят из прозрачного антивандального стекла, что позволит создать эффект «парящей» и невесомой конструкции. Парапеты и пол, а также часть стен и пилоны в павильонах облицуют термообработанным гранитом «габбро-амфиболит». Для отделки потолка применят панели из нержавеющей шлифованной стали, которые визуально напоминают заводские трубы.

Интерьер самой станции также будет выполнен с применением нержавеющей стали, что придаст ему техно-промышленный стиль, отсылающий к эпохе расцвета отечественного производства. Таким образом, новая станция метро будет не только обеспечивать необходимую транспортную доступность, но и станет символом гармоничного сосуществования промышленной истории и современных технологий. (Источник: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы)

3 декабря 2025 года Для проведения работ по строительству навеса временно недоступен выход №7 станции метро “Комсомольская”. Новый навес будет почти невесомым — стеклянным, лёгким, а его дизайн повторит архитектуру исторического фасада Ленинградского вокзала. Конструкция будут защищать от дождя и снега, а вечером мягкая подсветка подчеркнёт вход в метро и гармонично впишется в световые решения Комсомольской площади. На входе пассажиров будет встречать современная цифровая навигация.

После завершения работ в выходе №7 аналогичный навес будет возведён над расположенным в 40 метрах соседним выходом №8. (Источник: ГУП “Московский метрополитен”)

©Photo Mosmetro.ru, 2025

Источник: сайт Московского метрополитена, 2025.

2 декабря 2025 года Свыше 2,6 километра перегонных тоннелей метро проложили с 2011 года под водными артериями Москвы. Проходки под реками велись при строительстве Большой кольцевой, Солнцевской и Троицкой линий метро – под Яузой, Москвой-рекой, Сетунью, Сетунькой и Очаковкой. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.

«Перегонные тоннели Московского метрополитена строят при помощи тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК) диаметром шесть и 10 метров. Щит прокладывает тоннель круглого сечения, оставляя за собой готовый контур из сборных элементов. С особым вниманием выполняют участки линий, проходящие под водными объектами. На территории Москвы таких участков множество. Проходка с помощью ТПМК под рекой – это сложный процесс, который требует тщательной подготовки и применения специальных технологий для предотвращения затопления. Основные тонкости включают контроль давления в рабочей камере с помощью компрессоров, отведение грунтовых вод и высокую точность навигации», – отметил Владимир Ефимов.

Под руслами больших водоёмов, как правило, имеется водоупорный слой глины – он плотный и слабо пропускает воду. В нём или под ним и ведётся проходка тоннелей. Основная особенность проходки под водными объектами заключается в необходимости обязательной остановки ТПМК до уреза воды за 50 метров для проверки на степень износа режущего инструмента, так как в случае износа или поломки устранить последствия гораздо труднее.

«Работы производят при высоком давлении, поэтому необходим строгий контроль за состоянием оборудования, герметичностью и наличием систем экстренной эвакуации. Для защиты тоннеля от воды иногда используют тюбинги с металлоизоляцией, которые монтируют в момент прохождения каждого участка. Точное соблюдение проектной трассы и глубины критически важно, чтобы не повредить существующие конструкции и избежать столкновения с непредвиденными геологическими условиями. Для снижения водопроницаемости грунта могут использоваться различные методы, например инъекция специальных растворов», – добавил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Максим Гаман.

Сейчас продолжаются работы по строительству Рублево-Архангельской, Бирюлёвской, а также второго этапа Троицкой линий метро. Предстоят проходки под Москвой-рекой, затоном Новинки, реками Городнёй, Сосенкой и Десной. В общей сложности протяжённость этих участков оставляет 3130 метров. (Источник: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы)

1 декабря 2025 года В московском метро начал курсировать тематический поезд в честь 65-летия Российского университета дружбы народов (РУДН) имени Патриса Лумумбы. Оформление нового состава посвящено истории учреждения и его образовательным направлениям. Пассажиры смогут познакомиться с ключевыми этапами развития одного из самых авторитетных и прогрессивных вузов страны, а также узнают о студенческой жизни, научных достижениях и международных программах.

Состав будет курсировать на Сокольнической линии в течение полугода. (Источник: Официальный сайт мэра Москвы)

©Photo Mosmetro.ru, 2025

Фото пресс-службы Московского метрополитена, 2025.

1 декабря 2025 года Специалисты АО «Объединение «ИНГЕОКОМ» начали проходку левого перегонного тоннеля на участке между станциями “Остров мечты” и “Кленовый бульвар” Бирюлёвской линии метро. Тоннелепроходческому комплексу Robbins EPB-2017-328-2 “Эсмина” предстоит пройти 1,68 километра на глубине 29 метров. Проходку правого тоннеля с лета 2025 года ведёт ТПМК “Елена”. Работы в обоих тоннелях планируется завершить в 2026 году.

"В настоящий момент на Бирюлёвской линии возводиятся три станции: “ЗИЛ”, “Остров мечты” и “Кленовый бульвар”. Строительство идет по графику", — сообщил Мэр Москвы Сергей Собянин. (Источник: Официальный сайт мэра Москвы)

©Photo Mos.ru, 2025

Фото пресс-службы Мэра и Правительства Москвы, 2025.