Der Eingang in die U-Bahn - La entrada en el metropolitano - Subway entrance - Métro entreé - Вход в метро
Быстрый переход на свежий материал в библиотеке
Quick link to newest material in the library

© Авторский проект Юрия Гридчина из Москвы.
    Открыт 10 февраля 2000 года.
© Yuri Gridchin, Moscow, Russia, 2000-2025.
© Yuri Gridtchine, Moscou, Russie, 2000-2025.


15 мая 2025 года - 90 лет Московскому метро!

24 декабря 2025 года Московский метрополитен совместно с МЧС России запустил тематический поезд, приуроченный к 35-летию ведомства. В каждом вагоне рассказ об истории и традициях ведомства, героизме и мужестве профессионалов разных специальностей, роли новейших технологий на службе спасателей и пожарных, а также важные правила безопасности.

«За три с половиной десятилетия ведомство прошло действительно сложный путь, став мощной и современной системой реагирования на любые вызовы. Сотрудниками МЧС России успешно проведено множество сложнейших спасательных операций, спасены десятки тысяч человеческих жизней. Это люди, которым покоряются любые стихии, те, кто не жалея своих сил, а порой рискуя собственной жизнью, посвятили себя благородному делу спасения», - отметил глава ведомства Александр Куренков.

©Photo МЧС России, 2025

Фото пресс-службы МЧС России, 2025.

В поездке пассажиры смогут повторить и закрепить простые, но важные правила безопасности и поведения в экстремальных ситуациях, узнать важные вехи истории ведомства. Их озвучили действующие сотрудники МЧС России: диспетчер, психолог, инспектор отдела воспитательной работы, командир отделения пожарно-спасательной части и начальник пожарно-спасательного гарнизона.

На станции метро “Давыдково”, оформленной в честь спасателей, первых пассажиров тематического поезда встречал оркестр Центра по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» под руководством военного дирижера Владимира Волкова. Курсанты Академии ГПС МЧС России подарили пассажирам метро елочные украшения с символикой 35 лет МЧС России и Дептранса Москвы.

Тематический поезд «МЧС России — 35 лет на страже безопасности» будет курсировать по Большой кольцевой линии полгода. (Источник: МЧС России)

23 декабря 2025 года Город утвердил проект планировки территории (ППТ) для строительства второго вестибюля станции метро “Кожуховская” Люблинско-Дмитровской линии. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.

«Новый вестибюль станции “Кожуховская” разгрузит действующий выход и улучшит транспортную доступность для жителей районов Печатники и Южнопортовый. Он будет построен вдоль Южнопортовой улицы у пересечения с 6-й Кожуховской, с выходами на обе стороны улицы – к жилым и общественным зданиям, а также к остановкам наземного транспорта. Благодаря этому жители смогут быстрее добираться до метро, получив также удобные пересадки и больше вариантов маршрутов. В зоне влияния станции проживают около 86 тыс. человек, ещё 78 тыс. работают – для них транспортное обслуживание станет заметно комфортнее», – рассказал Владимир Ефимов.

Проектом предусмотрено строительство четырёх выходов со станции. Из нового вестибюля можно будет пройти на обе стороны Южнопортовой улицы. Для максимального комфорта пассажиров его оснастят эскалаторами.

«Также проектом предусматривается строительство внеуличного пешеходного перехода под улицей Южнопортовой, примыкающего к действующему вестибюлю станции “Кожуховская”, включая лестничный сход в районе дома №3 по Южнопортовой улице. Это обеспечит удобный и безопасный подход к станции для жителей перспективной застройки», – добавил министр правительства Москвы, руководитель Департамента градостроительной политики Владислав Овчинский. (Источник: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы)

23 декабря 2025 года На Арбатско-Покровскую линию метро вышел уникальный тематический состав, оформление которого посвящено Великому Новгороду и Новгородской области. Пассажиры состава смогут совершить интерактивный экспресс-тур по региону и узнать о ключевых этапах его развития.

«Новый состав посвятили Новгородской области, центру нашей Руси. Это уже 30-й тематический поезд, который открыл двери для пассажиров в этом году, и шестой — о субъектах Российской Федерации. Такие проекты способствуют развитию внутреннего туризма и укрепляют межрегиональные связи», — отметил заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.

©Photo Mosmetro.ru, 2025

Фото пресс-службы Московского метрополитена, 2025.

Каждый вагон поезда знакомит москвичей и туристов с отдельными страницами богатой истории и современной жизни Новгородской области. Пассажиры смогут проследить путь его развития начиная от периода зарождения российской государственности до наших дней. Более 50 исторических фактов посвящено ключевым этапам, в том числе Великой Отечественной войне и подвигам новгородцев в те годы.

Пассажиры также познакомятся с насыщенной культурной жизнью региона, в том числе музыкальными, театральными и гастрономическими фестивалями, историческими реконструкциями и спортивными соревнованиями, которые ежегодно объединяют гостей из России и других стран. (Источник: Официальный сайт мэра Москвы)

21 декабря 2025 года «В терминале №1 городского вокзала “Нижегородская” заработали новые турникеты и информационный терминал по продаже билетов (ИТПБ). Турникеты компактные и быстрее предыдущих на 20% — с их помощью увеличим пропускную способность станций на 40%. Они поддерживают все действующие способы оплаты проезда — от классических до самых передовых», — сообщил Мэр Москвы Сергей Собянин. Для прохода можно пользоваться виртуальной картой «Тройка», системой быстрых платежей и биометрией. Цветовая подсветка и виброотклик подскажут, списались ли средства. В 2026 году новые турникеты появятся на 25 станциях метро, а до конца 2031 года в метро, на МЦК и МЦД заработает более 4,5 тысячи единиц оборудования.

©Photo Transport.mos.ru, 2025

Фото пресс-службы департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, 2025.

У информационных терминалов по продаже билетов также есть свои плюсы — их установка позволит в два раза увеличить скорость обслуживания пассажиров. У них удобное меню и банковские технологии защиты данных. На новых ИТПБ можно построить маршрут на схеме метро. В декабре ещё пять терминалов установят на станциях метро “Кунцевская” Большой кольцевой линии, “ВДНХ” и “Медведково” Калужско-Рижской линии. До конца 2026 года в метро их будет уже 450. (Источник: Официальный сайт мэра Москвы)

19 декабря 2025 года На 11 линий московского метро вышли 23 новогодних поезда. Составы «Русич», «Ока», «Москва-2019» и «Москва-2020» оформили в зимнем стиле. На вагонах поездов можно увидеть надпись «С новым, 2026 годом!», изображение Деда Мороза, а также символ следующего года — красного коня.

На Замоскворецкой линии курсирует новогодний «номерной» состав. Снаружи вагоны оформили в зимних цветах — насыщенном синем с градиентами, эффектом снежной дымки и морозного воздуха. Внутри поезд украшают пушистые еловые ветки, игрушечные шары и гирлянды. (Источник: ГУП “Московский метрополитен”)

©Photo Mosmetro.ru, 2025

Фото пресс-службы департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, 2025.

19 декабря 2025 года Началось голосование по дизайну указателей на станции метро “Вавиловская” Троицкой линии. На часть из них специалисты нанесли текст белыми буквами на тёмном фоне, а на остальных — наоборот. Указатели в светлом оформлении на этой станции размещены напротив тёмной путевой стены, а в тёмном стиле — на фоне светлой. Так пассажирам будет проще почувствовать разницу в дизайне и принять взвешенное решение.

Чтобы обеспечить объективность сравнения, на всех экранах отображается идентичная информация — список станций Троицкой линии и направления к выходам. Основная цель исследования — выяснить, на каком фоне пассажирам удобнее читать текст и различать пиктограммы.

Преимущество указателей с информацией на светлом фоне заключается в их привычности для пассажиров. Сейчас именно их используют в метро, наземном городском транспорте, на речных и автовокзалах. Оформление указателей с белыми буквами на тёмном фоне делает их более акцентными.

Перед началом голосования специалисты изучили международный опыт. В восьми странах на крупных транспортных объектах применяются оба варианта навигационного оформления.

©Photo Mosmetro.ru, 2025

Фото пресс-службы Московского метрополитена, 2025.

Пассажиры могут проголосовать за понравившийся вариант с помощью QR-кода, который размещён на напольных указателях станции метро “Вавиловская”. Достаточно отсканировать его с помощью смартфона, сделать выбор и ответить на вопросы. Сотрудники метро готовы проконсультировать пассажиров, желающих принять участие в опросе. Проголосовать можно до 25 декабря 2025 года включительно. После детальной аналитики обратной связи от пассажиров специалисты отдела навигации примут решение о цветовом оформлении цифровых указателей для дальнейших навигационных проектов.

По словам заместителя Мэра Москвы Максима Ликсутова сейчас в метро работает более 200 цифровых указателей, а до 2030 года экраны с современной навигацией появятся более чем на 90 станциях метро. (Источник: Официальный сайт мэра Москвы)

18 декабря 2025 года В московском метро появился фирменный поезд телеканала RT (Russia Today). Тематический состав «Поезд пропаганды» на Арбатско-Покровской линии стал частью серии мероприятий, посвящённых 20-летию телеканала. В составе поезда три типа вагонов: «Редакция», «Цензура» и «Прямой эфир».

Вагоны рассказывают о пути канала с момента основания в 2005 году и его вещании на разных языках в более чем 100 странах мира. Внутри уникальное оформление - поручни в вагонах стилизовали под микрофоны и рупоры. Интерьер дополняют известные фразы и элементы, которые отражают работу канала в разных странах. Поезд будет курсировать до июня 2026 года. (Источник: ГУП “Московский метрополитен”)

©Photo RT.ru, 2025

© Автономная некоммерческая организация «ТВ-Новости», 2025.

18 декабря 2025 года «Продолжается строительство станции “Липовая Роща” будущей Рублёво-Архангельской линии метро. Сейчас идет работа над монолитом станционного комплекса. Уже уложено почти девять тысяч кубометров железобетона, что составляет более четверти от планируемого объёма в 30 тысяч кубометров. Так, в первую очередь строители приступили к возведению платформы – её основные конструкции готовы уже на 40%. Также началось устройство монолита в оборотных тупиках и на будущем пункте технического обслуживания подвижного состава. Кроме того, в рамках станционного комплекса возводится значительное число подобъектов, поскольку после запуска движения здесь планируется переключение двухпутного тоннеля на однопутные», – сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.

«Земляные работы на объекте завершены. После устройства основных конструкций строители перейдут к черновой, а после и чистовой отделке, а также монтажу инженерных систем», – добавил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Максим Гаман.

Станция “Липовая Роща” строится в составе второго этапа Рублёво-Архангельского радиуса на внешней стороне МКАД поблизости от пересечения с Новорижским шоссе. (Источник: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы)

18 декабря 2025 года Московский транспорт продолжает добрую традицию и празднично оформляет городской транспорт в преддверии Нового 2026 года. На линиях метрополитена уже можно встретить поезда в праздничном убранстве.

©Photo Mos.ru, 2025

Фото пресс-службы департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, 2025.

17 декабря 2025 года Три станции Филёвской линии Московского метрополитена и новые производственные, образовательные и культурные объекты рядом с ними возведут на территории инновационного центра (ИЦ) "Сколково", сообщил мэр столицы Сергей Собянин в ходе заседания попечительского совета Фонда "Сколково" под руководством заместителя председателя Совета безопасности РФ Дмитрия Медведева.

Сколково уже превращается в полноценный район Москвы – мини-город сегодня с 28 тысячами специалистов и проживающих здесь граждан.

«Москва сделала апгрейд градплана развития ИЦ «Сколково», генерального плана, и проанализировала эффективность использования территорий. В результате мы определили для себя несколько направлений – это улучшение транспортной доступности, повышение качества городской среды и развитие разнообразия функций на территории ИЦ «Сколково». С учетом динамики развития и параметров застройки, после реализации проекта здесь будут учиться, работать и проживать 100 тысяч человек», – сказал Собянин.

«Что самое уникальное? Если взять обычный 100-тысячный район Москвы, то это, условно, 70 тыс. проживающих, 30 тыс. рабочих мест. Здесь все наоборот: 70 тыс. рабочих мест и 17 тыс. проживающих и плюс студенты. Такая концентрация рабочих более характерна для города в 200 тысяч жителей», – пояснил Собянин.

«Исходя из этого, мы предлагаем принять решение о строительстве метрополитена в Сколково и продлить Филёвскую линию. Это строительство двух станций на территории Москвы до МКАД и трёх станций после МКАД, которые будут располагаться непосредственно в Сколково. Таким образом, вся Филёвская линия будет состоять из 18 станций метрополитена, и поездка до центра города из Сколково займёт примерно 35–40 минут. То есть это дополнительная серьезная транспортная обеспеченность, транспортные возможности, которые могут дать возможность спокойно, динамично развивать эту территорию без ожидания транспортного коллапса», – отметил Собянин.

Он добавил, что новый градостроительный планы развития ИЦ «Сколково» тесно связан с будущими станциями метро: вокруг станций метрополитена сконцентрировано более активное развитие деловой части.

«Первая часть – это северная часть, возле университета «Сколтех», которая сама по себе начинает генерировать большую высотность офисов, технопарков и частично жилья, которые остаются в тех параметрах, которые были, и что очень важно, у нас есть возможность активно развивать вторую очередь «Сколтеха». Первая часть, напомню, была 136 тыс. кв.м, вторая будет около 150 тысяч кв.м. Таким образом, максимально приближенная к станции метрополитена, она уже будет выглядеть более привлекательной», – подчеркнул мэр.

«Центральная часть связана со строительством второй станции метрополитена. Мы предлагаем её разместить в центральной части со стороны Минского шоссе. В сочетании с расположенным на противоположной стороне станции МЦД-1 они будут образовывать серьёзный транспортный центр. В связи с этим предлагается использовать прилегающие территории для строительства современного экспоцентра площадью 168 тысяч кв.м, который будет включать выставочную зону, конгресс-зону, общественную, торговую, гостиницу, и будет некой архитектурной доминантой», – сообщил мэр Москвы.

Также мэр сообщил о развитии южной части Сколково, где находится медицинский кластер и будет расположена третья станция метро. По его словам, принято решение разместить здесь арендное жилье для семей работников ИЦ «Сколково», компаний – резидентов международного медицинского кластера.

«В самой территории медкластера площадь достройки увеличивается до 1,302 млн кв. м. Прирост достаточно большой за счёт перераспределения части медицинских площадей. Мы предлагаем высвобожденную территорию предоставить для размещения научно-производственных, общественно-деловых объектов, образовательных объектов и арендного жилья, как я уже рассказал», – добавил мэр. (Источник: АГН “Москва”)

17 декабря 2025 года В рамках проекта «Зима в Москве» пассажиры московского метро смогут бесплатно отправить близкому человеку поздравительную открытку с новогодними пожеланиями в любой уголок России. Для этого подготовилено 8 тысяч открыток. Тематические почтовые ящики разместили на стойках «Живое общение» на станциях метро “Арбатская” Арбатско-Покровской линии, “Комсомольская” и “Октябрьская” Кольцевой линии, “Электрозаводская” Большой кольцевой линии, “Баррикадная”, “Черкизовская”, “Тургеневская” и “Дмитровская”. Открытки можно получить и отправить с 08:00 до 20:00. Акция продлится до 11 января 2026 года включительно. (Источник: ТГ-канал Дептранса Москвы)

16 декабря 2025 года На Замоскворецкой линии московского метро завершена обкатка первого самого современного российского состава серии «Москва-2026» и он впервые вышел на линию с пассажирами.

В новом составе увеличена площадь остекления на поручнях входной группы, обновлены корпус камеры заднего вида и блок связи «пассажир — машинист». В вагонах установлены сидения без металлических стыков, а в потолочной части увеличено количество воздуховодов для кондиционирования. Кроме того, изменилось освещение головной части состава. (Источник: ГУП “Московский метрополитен”)

15 декабря 2025 года На Арбатско-Покровской линии появился тематический поезд, посвящённый олимпийским видам спорта. Внутри вагонов можно прочитать информацию как о привычных направлениях, так и о недавно вошедших в олимпийскую программу. Это, например, сёрфинг, скейтбординг, гольф и другие дисциплины. Кроме того, пассажиры одними из первых узнают об олимпийских видах спорта, которые будут представлены с 2028 года, — о флаг-футболе, сквоше и крикете.

©Photo Mosmetro.ru, 2025

Фото Владимир Охрименко \ Mos.ru, 2025.

В новом тематическом составе можно узнать о количестве медалей, завоёванных нашими соотечественниками в том или ином виде спорта. Здесь же размещены и истории выдающихся побед советских и российских спортсменов, оставлявших позади десятки соперников со всего мира. Пассажиры вспомнят легендарные матчи лучшего хоккеиста СССР Владислава Третьяка и трёхкратного чемпиона мира Александра Овечкина, выступления конькобежки Светланы Журовой, лыжника Александра Большунова, фигуриста Евгения Плющенко и многих других. В поезде можно получить и исторические сведения — к примеру, о роли Василия Ощепкова в становлении дзюдо в России.

Чтобы сделать поездки пассажиров линии более познавательными, внутри вагонов разместили интересные факты о разных видах спорта. Так, все желающие узнают, зачем замораживают шайбу перед хоккейным матчем, какова средняя скорость спортсмена на горнолыжном спуске и сколько килограммов веса теряют керлингисты за одно состязание. Кроме того, во время поездки можно прочитать, как на Руси назывался аналог бейсбола и чем этот вид спорта отличается от крикета, а также в каком уголке России олимпийцам лучше всего готовиться к соревнованиям по серфингу. (Источник: Официальный сайт мэра Москвы)

11 декабря 2025 года «На будущей станции “Ватутинки” второго участка Троицкой линии метро продолжается вынос инженерных сетей из зоны строительства и подготовка площадки. Строители приступили к созданию “стены в грунте” – ограждающей конструкции будущего котлована. Впоследствии подготовленные захватки зальют железобетоном, под защитой получившихся стен будут вестись земляные работы и устройство основных конструкций станции», – отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.

«На станции появятся два наземных вестибюля, которые для удобства пассажиров будут связаны с платформой эскалаторами: в северном установят три машины, а в южном – четыре», – добавил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Максим Гаман.

Станция “Ватутинки” строится в Троицке вдоль улицы Ватутинские Пруды и Проектируемого проезда №8037 в непосредственной близости от Калужского шоссе с выходами к жилой и общественной застройке, а также остановкам наземного городского пассажирского транспорта. (Источник: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы)

11 декабря 2025 года Электродепо «Сокол» — одно из старейших в Московском метрополитене, который в этом году отмечает своё 90-летие. Депо было открыто для Замоскворецкой линии в 1938 году. За долгую историю здесь обслуживали почти все типы вагонов: от “А” до современных российских серии “Москва-2024”.

Юбилейный 70-й поезд серии «Москва-2024» завершил обновление подвижного состава электродепо «Сокол». Легендарные «Номерные» уходят в прошлое. Теперь по контракту жизненного цикла здесь обслуживают 44 современных российских поезда.

©Photo Mosmetro.ru, 2025

Фото пресс-службы Московского метрополитена, 2025.

«Масштабная программа обновления подвижного состава метро продолжается. Уже более 50% поездов на Замоскворецкой линии — современные. В ближайшие 2 года в метро поступят более 700 вагонов новой серии “Москва-2026”. Планируется, что в 2030 году доля новых составов в метро превысит 90%. Не останется линий, по которым не будут курсировать современные поезда», — рассказал заместитель мэра Максим Ликсутов. (Источник: ГУП “Московский метрополитен”)