Страницы метростроевской летописи. Планы метростроения.

До 70-х годов прошлого столетия население Москвы ходило пешком. Затем на улицах города появились первые общественные экипажи — сидейки. Они представляли собой длинные дроги с доской между передней и задней осями, служившей сиденьем для пассажиров.
В 1872 году построена первая конно-железная дорога в Москве — от Иверских ворот до Тверской.
В 1903 году в Москве открылась первая трамвайная линия. Скорость трамвая приближалась к скорости извозчика и составляла 6—7 километров в час.
27 сентября 1907 года на улицах Москвы появилась первая прокатная автомашина с плакатом на дверце: «Извозчик. Плата по соглашению». Почти 20 тысяч московских извозчиков пришли в ужас, когда узнали о появлении механизированного конкурента.
1924 год. В Москве появляется новый вид транспорта — автобус.

Год 1931-й

Июнь. Пленум ЦК ВКП(б), обсуждая вопросы реконструкции столицы, постановил: «Немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метрополитена в Москве как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешевых людских перевозок с тем, чтобы в 1932 году уже начать строительство метрополитена».
7 ноября, в день 14-й годовщины Октябрьской революции, на Русаковской улице небольшая группа людей торжественно открывает первую шахту. Здесь начинается опытный участок подземки. Работают несколько человек лопатами и мотыгами. Затем появляются первые шахтные вышки.

Год 1932-й

На 1 января Метрострой располагал следующей «техникой»: восемь лошадей, одна грузовая и две легковые машины...
На Мясницкой (ныне улица Кирова), в Сокольниках, в Охотном ряду метростроевцы воздвигают буровые вышки. Геологи начали исследование грунтов на будущей трассе метрополитена.
«Считать Метрострой важнейшей государственной стройкой с обеспечением ее лесоматериалами, металлом, цементом, средствами транспорта и т. п. как первоочередной важности ударной стройки всесоюзного значения». (Из постановления Совнаркома СССР 25 мая 1932 года)
6 августа на строительстве метро вышел первый номер ежедневной газеты «Ударник Метростроя». Кроме нее на шахтах Метростроя выпускалось 18 многотиражек.
Ноябрь. Первая сбойка шахт № 22 и 22-бис на Каланчевской улице возле Комсомольской площади. Бригады Свинчукова, Давыдова и Полидвы провели сбойку безукоризненно.

Год 1933-й

В марте на площади Свердлова начата проходка двенадцатой шахты. Прошел 21 день, и шахта глубиной 18,3 метра была готова. На два месяца раньше срока! Это был первый рекорд комсомольского участка. Первая славная страница борьбы московского комсомола за метрополитен социалистической столицы. Шахте было присвоено звание ударной комсомольской.
Апрель. На шахте № 20 впервые применен для проходки тоннеля способ замораживания грунтов.
Май. На строительство метро приходит первая комсомольская тысяча. Вслед за ней московский комсомол посылает еще две тысячи молодых ударников.
На Мытищинском заводе приступили к разработке проекта вагона для столичного метро, изготовили первый макет. Затем начался серийный выпуск подвижного состава.
Июнь. Под Охотным рядом соединились шахты № 10 и 11. В день сбойки комсомольская бригада Замалдинова прошла 4,3 погонного метра. Это 400 процентов суточной нормы.

Год 1934-й

Январь. 37 тысяч рабочих Москвы участвуют в субботниках на шахтах метро. Это коллективы заводов «Серп и молот», «Динамо», Электрозавода, комбината «Трехгорка». Вместе с ними трудились колхозники Ухтомского района, красноармейцы МВО, железнодооожники.
В феврале Метрострой отметил свой первый праздник. На шахте № 29 был полностью готов первый тоннель — первые 220 метпов московского метро.
В мае начал работать первый советский щит. Отечественная промышленность изготовила его в очень короткий срок — за 5 месяцев.
Июнь. Начинает работать первая подземная электрическая станция на участке Сокольники — Комсомольская площадь.
Октябрь. На специальном стенде завода подъемных сооружений испытывается первый советский эскалатор.
15 октября в 8 часов 20 минут из депо на Комсомольской площади выезжает первый поезд московской подземной допоги. Локомотив № 1 с составом № 1001 совершает первую учебную поездку под землей Москвы на участке длиной 2,5 километра от Комсомольской площади до Сокольников.
Ноябрь. Под площадью Дзержинского проходит последняя сбойка. Строительство тоннелей закончено.

Год 1935-й

Январь. Под Театральным проездом уложен последний метр рельсов. Путь готов.
5 февраля VII съезд Советов заканчивает свою работу. Делегация рабочих Метростроя в рабочих костюмах входит в зал заседаний съезда, зажигает зеленый свет на сигнальной лампе и рапортует:
     — Метро есть!
Ночью 2500 делегатов VII съезда Советов стали первыми пассажирами в первых восьми поездах московского метро.
14 мая в Колонном зале Дома союзов состоялось торжественное заседание, посвященное пуску первой очереди московского метрополитена. Было решено:
     «За успешную работу по строительству московского метрополитена объявить от имени Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР благодарность ударникам, ударницам и всему коллективу инженеров, техников, рабочих и работниц Метростроя».
     «За особые заслуги в деле мобилизации славных комсомольцев и комсомолок на успешное строительство московского метрополитена — наградить орденом Ленина Московскую организацию комсомола».

15 мая в 7 часов утра московский метрополитен открыт для всеобщего пользования.
Первый поезд метро состоял из двух вагонов: моторного № 0001 и прицепного № 1001. Вагоны были красного цвета. Вел этот поезд инженер завода «Динамо» М. Шполянский.
В наши дни вагон № 1001 1) обосновался в депо станции «Сокол». В нем устроена лаборатория для проверки состояния путей. А вагон № 0001 иногда совершает рейсы из депо «Измайловская».
На первой линии метрополитена протяженностью 11,2 км было 13 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные ворота», «Кировская», «Дзержинская», «Охотный ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов», «Парк культуры», «Коминтерн», «Арбатская» и «Смоленская». Первое время четырехвагонные составы совершали рейсы с пятиминутными интервалами в двух направлениях: в сторону парка культуры и Смоленской площади. К концу года поезда стали шестивагонными, а интервалы были сокращены до четырех минут.

Год 1937-й

20 марта вступил в строй участок длиной 1,3 км второй очереди метро — от станции «Смоленская» до станции «Киевская».
На строительстве второй очереди работало 42 щита. Такого количества одновременно работающих щитов не знало еще ни одно строительство метрополитена в мире.
Построен первый метромост в Москве между станциями «Смоленская» и «Киевская».

Год 1938-й

13 марта открыт участок от «Площади Революции» до станции «Курская», его протяженность 2,3 километра. Поезда стали ходить раздельно по двум линиям.
11 сентября вступила в эксплуатацию линия протяженностью 8,5 км с шестью станциями: «Площадь Свердлова», «Маяковская», «Белорусская», «Динамо», «Аэропорт», «Сокол».
Началось строительство третьей очереди метро.
Метростроевцы привлечены к строительству новых угольных шахт в подмосковном бассейне и на Урале.

Год 1939-й

За успешное выполнение заданий партии и правительства, обеспечение большевистских темпов в работе и овладение техникой механизированного тоннелестроения при строительстве второй очереди московского метрополитена коллектив Метростроя награжден орденом Ленина.
Метростроевцы приступили к строительству медеплавильного комбината в Балхаше, гидротехнического тоннеля в Кандалакше, гипсового рудника под Москвой.

Год 1940-й

При сооружении открытым способом станции «Измайловская» впервые в практике метростроения использована гидромеханизация.

Год 1941-й

Продолжается строительство московского метрополитена.
Метростроевцы трудятся на оборонных сооружениях Москвы, Ленинграда, Сталинграда и других городов страны.
Среди 44 памятников Бородинского поля героям-воинам 1812 года и 1941 —1942 годов есть памятник метростроевцам. Комитет ВЛКСМ Метростроя взял шефство над дотом, находившимся на 126-м километре Минского шоссе,— он был выстроен рабочими Метростроя летом 1941 года. Сейчас здесь установлена мемориальная доска с надписью: «Долговременная огневая точка Можайской линии обороны сооружена московскими метростроевцами летом 1941 года».
На станциях метро население Москвы находит укрытие во время налетов вражеской авиации.
За период с июня по декабрь в московском метро родилось 213 детей.
6 ноября в Москве, как всегда, проходило торжественное собрание трудящихся, только не в Большом театре, а на перроне станции «Маяковская».

Год 1943-й

1 января был сдан в эксплуатацию участок третьей очереди метро — от «Площади Свердлова» до «Завод им. Сталина» протяженностью 6,5 километра.
20 ноября на этой линии открыты станции «Новокузнецкая» и «Павелецкая».

Год 1944-й

Начаты подготовительные работы по сооружению кольцевой линии метрополитена.
18 января вступил в строй участок от Курского вокзала до Измайловского парка протяженностью 7 км. Здесь были сооружены четыре станции: «Бауманская», «Семеновская», «Измайловский парк».
15 мая открыта станция «Электрозаводская».
За образцовое выполнение заданий Государственного Комитета Обороны по строительству третьей очереди метрополитена в трудных условиях военного времени коллектив московского Метростроя награжден орденом Трудового Красного Знамени.
58 метростроителей, особо отличившихся при возведении специальных сооружений в Сталинграде, награждены медалью «За оборону Сталинграда» и 12 человек — орденами СССР.

Год 1945-й

В марте закончена проходка одной из самых сложных шахт на кольцевой линии, у Краснохолмского моста. Приток воды на этой шахте составлял 2200—2500 кубометров в час.

Год 1950-й

1 января открыт первый участок кольцевой линии (четвертая очередь) протяженностью 6,4 км со станциями: «Парк культуры», «Октябрьская», «Добрынинская», «Павелецкая», «Таганская», «Курская».

Год 1951-й

На перегоне «Новослободская» — «Ботанический сад» установлен рекорд скоростной проходки тоннеля без щита (эректором) — 150 погонных метров в месяц.

Год 1952-й

30 января начал действовать участок кольцевой линии длиной 7 км со станциями: «Комсомольская», «Ботанический сад», «Новослободская» и «Белорусская».
На Большом кольце сооружена самая крупная станция — «Комсомольская»-кольцевая. На 72 металлических колоннах покоятся три мощных тюбинговых свода. Длина среднего зала — 159 метров, ширина — свыше 11 метров. На этой станции впервые сооружен наклонный ход 11,5 метра с четырехленточным эскалатором.
Ряду архитекторов и художников за создание проектов станций столичного метро присуждена Государственная премия: Д. Н. Чечулину — за проекты станций «Киевская», «Комсомольская», А. В. Щусеву и художнику П. Д. Корину — за архитектуру станции «Комсомольская»-кольцевая, Н. А. Быковой, И. Г. Таранову и художнику Г. И. Опрышко — за станцию «Белорусская»-кольцевая.

Год 1953-й

5 апреля начал действовать новый участок Арбатского радиуса глубокого заложения длиной 4 километра со станциями «Арбатская», «Смоленская» и «Киевская».

Год 1954-й

14 марта замкнулось Большое кольцо метрополитена: приняли пассажиров станции «Краснопресненская» и «Киевская» (длина участка 5,9 км).
Кольцевая линия четыре раза проходит под Москвой-рекой. Она соединяет семь вокзалов: Курский, Павелецкий, Белорусский, Киевский, Ленинградский, Ярославский и Казанский.
С помощью московских метростроевцев закончено сооружение двух тоннелей протяженностью около 14 километров для Донской оросительной системы на трассе Верхне-Сальского канала. Проходка тоннелей велась в песках щитами.

Год 1956-й

На строительстве Фрунзенского радиуса метрополитена при проходке шахтного ствола в водоносных известняках применены цементация и битумизация грунта. Это позволило резко снизить приток грунтовых вод.
Установлен рекорд проходки наклонного хода станции «Спортивная». Скорость проходки — 45 метров в месяц.
Коллективом СМУ-5 на перегоне «Ботанический сад» — «Рижская» установлен рекорд проходки в крепких известняках — 200,3 метра в месяц при помощи механизированного щита. Здесь впервые применен механизированный шахтный комплекс, позволивший вдвое снизить трудоемкость работ.
Для понижения уровня грунтовых вод на участке, строившемся открытым способом, между станциями «Спортивная» и «Ленинские горы», применены иглофильтры.
Станции «Спортивная» и «Университет» впервые в практике отечественного метростроения строились методом пилот-тоннеля.
Реконструирована станция «Павелецкая» Замоскворецкого радиуса. Без остановки движения поездов на станции сооружен средний зал.

Год 1957-й

1 мая состоялось открытие участка пятой очереди. Оно приурочено к Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве. Действующая линия первой очереди метро продлена на 2,5 километра от станции «Парк культуры» до стадиона имени В. И. Ленина. На этом участке построены станции «Фрунзенская» и «Спортивная».

Год 1958-й

1 мая вступил в строй новый участок действующей линии длиной 4,5 км от Ботанического сада до Выставки достижений народного хозяйства. Здесь сооружены станции: «Ботанический сад» (познеее переименована в «Проспект Мира»), имеющая пересадку на одноименную станцию кольцевой линии, «Рижская», «Мир» («Щербаковская») и «ВСХВ» («ВДНХ»).
На строительстве Рижского радиуса было положено начало массовому внедрению сборных железобетонных обделок перегонных тоннелей.
7 ноября открылся участок Филевской линии длиной 2,4 км от Киевского вокзала до станции «Кутузовская».

Год 1959-й

12 января закончено строительство линии протяженностью 4,5 км от станции «Спортивная» до станции «Университет» на Ленинских горах. Станция «Ленинские горы» представляет собой единую конструкцию, совмещенную с грандиозным двухъярусным мостом через Москву-реку.
7 ноября Филевская линия продлена на 1,6 км до станции «Фили».
Метростроевцами построены первые в Москве подземные пешеходные переходы: у «Детского мира», под Октябрьской площадью — у начала Ленинского проспекта, на пересечении проспекта Маркса с улицей Горького.

Год 1960-й

Бригадами СМУ-5 Метростроя Г. Авдюхова, А. Горбунова, И. Филимонова на участке «Профсоюзная» — «Черемушки» впервые в отечественной практике пройдено около 1 километра тоннеля закрытым способом на небольшой глубине. Этот опыт открыл перед метростроевцами новые пути в строительстве метрополитена. Новый способ сооружения тоннелей получил название «московский». Сооружение тоннелей московским способом дало возможность снизить стоимость строительства в 2—2,5 раза по сравнению с закрытым способом работ глубокого заложения.
Метростроевцами построен первый транспортный тоннель на площади Маяковского.

Год 1961-й

13 октября Филевская линия продлена на 3,6 км от станции «Фили» до станции «Пионерская».
21 октября Арбатско-Покровская линия продлена на 3,8 км от станции «Измайловский парк» до 9-й Парковой улицы. Здесь сооружены две станции — «Измайловская» и «Первомайская».

Год 1962-й

13 октября введена в эксплуатацию Калужская линия протяженностью 8,1 км с пятью станциями: «Октябрьская», «Ленинский проспект», «Академическая», «Профсоюзная» и «Новые Черемушки».

Год 1963-й

22 июля начали курсировать поезда между станциями «Первомайская» и «Щелковская» (расстояние 1,6 км)
Июль. На Ждановском радиусе при проходке тоннелей московским способом бригады В. Слажнева, С. Нагмедзянова, М. Сивкова и И. Скрылева в неустойчивых песчаных грунтах прошли 338 метров тоннеля за месяц.
30 декабря на 4,5 км продлена Кировско-Фрунзенская линия от станции «Университет» до станции «Юго-западная»
Декабрь. 400 метров тоннеля за месяц одним щитом сооружено бригадами СМУ-7 И. Титова, Н. Коваля, И. Бородаева, П. Балакирева и В. Слажнева на участке между станциями «Кузьминки» — «Рязанский проспект» в неустойчивых песчаных грунтах.

Год 1964-й

Впервые в практике строительства метрополитена коллективом СМУ-3 на строительстве Горьковского радиуса пересечено тоннелями девять железнодорожных путей в сыпучих грунтах на небольшой глубине.
15 апреля на 1,4 км удлинен Калужский радиус до станции «Калужская».
30 декабря продлен Горьковский радиус на 6,2 км. В строй действующих вступили станции «Войковская», «Водный стадион» и «Речной вокзал».

Год 1965-й

05 июня (июля?) сдан в эксплуатацию участок Арбатско-Филевского радиуса длиной 3,8 км со станциями «Кунцевская» и «Молодежная».
31 декабря на 2,5 км продлен Кировский радиус от станции «Сокольники» до станции «Преображенская площадь».
Девять тоннелей длиной 9,8 км проложили метростроевцы через хребты и скалы Восточных Саян.

Год 1966-й

Начались горнопроходческие работы на соединении Калужско-Рижского диаметра — прямого пути из Черемушек к ВДНХ.
31 декабря. Салютом в честь 50-летия Октября прозвучали накануне юбилейного года сирены поездов метро на самом большом из сооруженных радиусов столицы — Ждановском (по длине этот радиус метро приблизительно равен радиусу города). Протяженность его 12,9 км, на нем семь станций: «Таганская»-радиальная, «Пролетарская», «Волгоградский проспект», «Текстильщики», «Кузьминки», «Рязанский проспект» и «Ждановская».

Год 1967-й

За успехи, достигнутые при строительстве Ждановского радиуса, большая группа участников строительства награждена орденами и медалями СССР.
В июне рожден новый рекорд проходки тоннелей метрополитена московским способом. Бригады СМУ-8 Н. Чистова, Ф. Меркушева, М. Волкова и В. Голубева в песчаных грунтах построили за месяц 430,6 метра тоннеля. Рекорд сменной проходки принадлежит коллективу Ф. Меркушева — 7,64 метра.

Год 1969-й

11 августа вступил в эксплуатацию Замоскворецкий радиус — от станции «Автозаводская» до станции «Каховская» протяженностью 9,5 км.

Год 1971-й

3 января в строй действующих вступили участок Калужско-Рижского радиуса от станции «Октябрьская» до «Площади Ногина» протяженностью 3,1 км и участок Ждановско-Краснопресненского диаметра от станции «Таганская» до «Площади Ногина» длиной 2,9 км. 15 февраля на Горьковско-Замосковорецкой линии введен график движения 44 пар поездов в час.

Год 1972-й

5 января на Калужско-Рижской линии открыт участок от станции «Площадь Ногина» до «Проспекта мира» протяженностью 3,2 км.
30 декабря началась эксплуатация Краснопресненского радиуса с пятью станциями от «Баррикадной» до «Октябрьского поля» — 7,2 км.
За достижение наивысших результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании в ознаменование 50-летия образования Союза Советских Социалистических Республик коллектив Метростроя награжден Почетным юбилейным знаком.

Год 1973-й

За успехи, достигнутые при строительстве первой очереди Краснопресненского радиуса, наиболее отличившиеся участники строительства награждены орденами и медалями.

Год 1974-й

12 августа сдан участок Калужско-Рижской линии от станции «Новые Черемушки» до «Беляева» протяженностью 3,6 км.

Год 1975-й

17 декабря сдан участок Ждановско-Краснопресненской линии от станции «Площадь Ногина» до «Баррикадной» длиной 4,1 км.
30 декабря сдан участок Ждановско-Краснопресненской линии от станции «Октябрьское поле» до станции «Планерная» длиной 8,1 км.
31 декабря Указом Президиума Верховного Совета СССР за досрочное выполнение заданий девятой пятилетки по объему строительно-монтажных работ и вводу в эксплуатацию новых линий Ждановско-Краснопресненского диаметра Московского метрополитена имени В. И. Ленина Управление строительства Московского метрополитена Министерства транспортного строительства СССР награждено орденом Октябрьской Революции.

Год 1976-й

За успехи, достигнутые при строительстве новых линий Ждановско-Краснопресненского диаметра Московского метрополитена имени В. И. Ленина, орденами и медалями СССР награждены лучшие строители.
Введен в строй ультразвуковой вагон-дефектоскоп.

Год 1977-й

На Ждановско-Краснопресненской линии внедрена система АРС и автоведение с управлением в одно лицо.

Год 1978-й

20 сентября вступил в строй участок Калужско-Рижской линии от станции «ВДНХ» до «Медведкова» длиной 8,1 км.

Год 1979-й

По итогам Всесоюзного социалистического соревнования за повышение эффективности производства и качества работы, успешное выполнение плана 1978 года коллективу Метростроя вручено переходящее Красное знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ. Метрострой занесен на Всесоюзную доску Почета на ВДНХ СССР.
20 июля, на пять месяцев раньше срока, введена в эксплуатацию станция «Горьковская» на действующем Горьковско-Замоскворецком радиусе. Станция сооружена без перерыва в движении поездов.
30 декабря введен в эксплуатацию Калининский радиус протяженностью 11,4 км от станции «Марксистская» до «Новогиреева». На нем внедрена система АРС и автоведение с управлением в одно лицо.

Год 1980-й

5 ноября открылась для пассажиров станция "Шаболовская".

Год 1981-й

Проведена реконструкция и значительно расширена экспозиция музея метрополитена.

Год 1982-й

Создан вычислительный центр Московского метрополитена.

Год 1983-й

4 ноября. Вступила в строй Серпуховская линия от станции "Серпуховская" до станции "Южная" протяженностью 13 км. На ней внедрена система АРС.

Год 1984-й

30 декабря пущен участок Горьковско-Замоскворецкой линии от станции "Каширская" до станции "Орехово" протяженностью 2,8 км.

Год 1985-й

13 мая Указом Президиума Верховного Совета СССР за достижение наивысших показателей в работе и в связи с 50-летием Московский метрополитен награжден орденом Трудового Красного Знамени.
6 сентября принят в эксплуатацию участок Замоскорецкой линии со станциями "Домодедовская" и "Красногвардейская" протяженностью 3,4 км.
6 ноября началась эксплуатация участка Серпуховской линии со станцией "Пражская" длиной 1,1 км.

Год 1986-й

23 января. Введены в эксплуатацию участок Серпуховской линии со станциями "Полянка" и "Боровицкая" протяженностью 2,6 км и участок Калининской линии со станцией Третьяковская длиной 1,7 км.
Введена в эксплуатацию система АЛС-АРС с централизованным размещением аппаратуры на Замоскорецкой линии.

Год 1987-й

16 марта введены 8-вагонные составы на Калужско-Рижской линии.
6 ноября принят в эксплуатацию участок Калужско-Рижской линии со станциями "Коньково" и "Теплый стан" протяженностью 2,9 км.
31 декабря началась эксплуатация участка Серпуховской линии со станцией "Чеховская" длиной 1,6 км.

Год 1988-й

31 декабря с введен в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимирязевской линии со станциями "Цветной бульвар", "Менделеевская" и "Савеловская" протяженность 4,2 км.

Год 1989-й

13 января станция "Ждановская" и электродепо переименованы в "Выхино".
Внедрена система АРС на Калининской и Серпуховско-Тимирязевской линиях.
31 декабря введен в эксплуатацию участок Филевской линии длиной 1,9 км со станцией "Крылатское".

Год 1990-й

17 января введен в эксплуатацию участок Калужско-Рижской линии протяженностью 3,6 км со станциями "Ясенево" и "Битцевский парк".
1 августа принят в эксплуатацию участок Сокольнической линии со станциями "Черкизовская" и "Улица Подбельского" длиной 3,8 км.
5 ноября переименованы 2 линии и 10 станций метро.

Год 1991-й

1 марта введены в эксплуатацию депо Владыкино и участок Серпуховско-Тимирязевской линии длиной 8,5 км от станции "Савёловская" до станции "Отрадное".

Год 1992-й

Проведена замена парка вагонов типа Д на Е в электродепо Фили и замена вагонов Е на вагоны типа 81-717 и 81-714 в электродепо Свиблово.
31 декабря принят в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимирязевской линии длиной 2,6 км до станции "Бибирево".

Год 1994-й

На станциях "Проспект мира" прошли испытания опытные образцы устройств автоматического контроля прохода пассажиров на станции метрополитена с использованием магнитного кодирования.
15 июля введена в эксплуатацию участок длиной 2 км и 150-я станция Московского метро "Алтуфьево". Общая длина линий метрополитена (в двухпутном исчислении) составила 243,6 км.

Год 1995-й

20 ноября введены в эксплуатацию оборотные пути на станции "Каширская". Образована Каховская линия.
28 декабря открыт первый участок Люблинской линии от станции "Чкаловская" до станции "Волжская" протяженностью 12,1 км.

Год 1996-й

25 декабря введен участок Люблинской линии до станции "Марьино" протяженностью 4,3 км.

Год 1997-й

23 июля введен в эксплуатацию переход между станциями "Крестьянская застава" и "Пролетарская".
25 августа открыты вторые выходы на станциях "ВДНХ" и "Белорусская" Кольцевой линии.
Сентябрь. Введена в эксплуатацию автоматизированная система оплаты проезда, использующая в качестве носителя магнитные билеты и бесконтактные смарт-карты.
Введены магнитные билеты на 20 и 60 поездок и единые билеты с магнитным носителем.

Год 1998-й

Введены единые билеты для студентов и школьников на магнитном носителе, магнитные билеты на 5 и 10 поездок.
Введены смарт-карты на 90 дней и на один год.

Год 1999-й

Январь. Все кассы метро переведены на реализацию магнитных билетов.
16 февраля. Прекращено использование жетонов для проезда на метрополитене.
11 декабря открыта станция "Дубровка" на Люблинской линии.

Год 2000-й

30 августа. Введен в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимирязевской линии до станции "Улица академика Янгеля" протяженностью 2,2 км.
13 декабря. Система АРС "Днепр" введена на Сокольнической линии.

Год 2001-й

Апрель. Введены смарт-карты для школьников города Москвы.
12 декабря. Введен в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимирязевской линии до станции "Аннино" протяженностью 1,21 км.

Год 2002-й

14 декабря открыта после 19-летнего перерыва станция "Воробьёвы горы" на Сокольнической линии.
26 декабря. Введен в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимирязевской линии до станции "Бульвар Дмитрия Донского" протяженностью 1,21 км. Впервые линия метро вышла за пределы МКАД.

Год 2003-й

6 мая. Продление Арбатско-Покровской линии на 3,2 км до станции "Парк Победы".

27 декабря. Открыта Бутовская линия легкого метро от станции "Улица Старокачаловская" до станции "Бунинская аллея" длиной 5,8 км. Впервые в Москве свыше 4 км пути проложено на эстакаде. Линия обслуживается вагонами типа 81-740 и 81-741 "Русич".

Год 2004-й

20 ноября. Открыта монорельсовая дорога длиной 4,7 км от станции "Улица Эйзенштейна" до станции "Тимирязевская", включая депо для монорельсовых составов.

Год 2005-й

2 cентября. Открыт второй выход станции "Маяковская".
10 сентября. Открыт участок Филевской линии от станции "Киевская" до станции "Деловой центр" протяженностью 2,2 км.

Год 2006-й

28 апреля. Открыта после реконструкции станция "Семёновская".
30 августа. Открытие участка Филевской линии от станции "Деловой центр" до станции "Международная" протяженностью 0,5 км.
20 декабря. Открытие после реконструкции вестибюля станции "Таганская" Кольцевой линии.

Год 2007-й

15 мая. Открыт после реконструкции вестибюль станции "Маяковская" (выход к концертному залу имени Чайковского).
1 июня. Впервые в московском метро начал курсировать поезд-галерея "Акварель".
30 августа. Открытие участка Люблинско-Дмитровской линии (3,72 км) от станции "Чкаловская" до станции "Трубная" (с пересадкой на станцию "Цветной бульвар").
3 сентября. Открыта после реконструкции вестибюля станции "Арбатская" Арбатско-Покровской линии.
29 декабря. Открыта станция "Сретенский бульвар" Люблинско-Дмитровской линии с пересадкой на станцию "Тургеневская".

Год 2008-й

7 января. Открыты участки Арбатско-Покровской линии между станциями "Парк Победы" - "Кунцевская" (5,4 км) и станциями "Крылатское" - "Строгино" (6,1 км). Открыты новые вестибюли и южная платформа станции "Кунцевская". Участок между станциями "Кунцевская" и "Крылатское" передан в Арбатско-Покровскую линию. Филёвская линия укорочена до станции "Кунцевская".
13 января. Открыта пересадка со станции "Сретенский бульвар" на станцию "Чистые пруды".
11 июня. Открыт после реконструкции вестибюль станции "Добрынинская".
7 сентября. Открыта станция "Славянский бульвар" на Арбатско-Покровской линии.
28 ноября. Открыта после реконструкции станция "Электрозаводская".

Год 2009-й

14 мая. Открыты после реконструкции подземный аванзал и эскалаторный ход станции "Курская" Кольцевой линии.
3 июля. Состав "Русич" 81-740.4/741.4 совершил первую поездку с пассажирами по Кольцевой линии метро.
25 августа. Открыт после реконструкции наземный вестибюль станции "Курская" Кольцевой линии.
26 декабря. Открытие участка "Строгино" - "Митино" (8,5 км) на Арбатско-Покровской линии.
29 декабря. Депо “Новогиреево” впервые выдало на Калининскую линию для перевозки пассажиров состав нового типа 81-717.6/81-714.6.

Год 2010-й

29 марта. Открыт после реконструкции восточный наземный вестибюль станции "Площадь Революции".
15 мая. Московскому метро - 75 лет. В первый рейс отправился ретро-поезд “Сокольники”.
19 июня. Открытие участка "Трубная" - "Марьина роща" на Люблинско-Дмитровской линии (2,93 км).
15 ноября. Открыт после реконструкции наземный вестибюль станции "Октябрьская" Кольцевой линии.
10 декабря. Открыт после реконструкции переход между станциями "Белорусская" Кольцевой и Замоскворецкой линий.
30 декабря. Открыт после реконструкции юго-западный вестибюль станции "Сокол".

Год 2011-й

31 мая. Открылся вестибюль станции “Сретенский бульвар”.
13 августа. Открыт западный пассажирский мостик между платформами станции “Кунцевская”.
В сентябре-декабре были начаты работы на 40 участках перспективных линий метро.
1 декабря. На Кольцевой линии завершен переход на составы “Русич”.
2 декабря. Открыты 3 станции на участке Люблинско-Дмитровской линии от “Марьино” до “Зябликово” (4,33 км) с пересадкой на Замоскворецкую линию.
15 декабря. Открыт южный вестибюль станции “Шипиловская” Люблинско-Дмитровской линии

Год 2012-й

28 апреля. Открыт после реконструкции наземный вестибюль и станция “Парк культуры” Кольцевой линии.
30 августа. Калининская линия продлена до станции “Новокосино” (3,2 км).
21 декабря. Сдан в эксплуатацию дополнительный отстойно-ремонтный корпус электродепо “Печатники”.
24 декабря. Открыт второй северный вестибюль станции “Марьина роща”.
24 декабря. Продлена на 2,9 км Замоскворецкая линия от станции “Красногвардейская” до станции “Алма-Атинская”.
28 декабря. Открыт участок “Митино” - “Пятницкое шоссе” на Арбатско-Покровской линии (1,4 км).

Год 2013-й

9 ноября. Продление Таганско-Краснопресненской линии на 3,38 км от станции “Выхино” до станции “Жулебино” (2 станции).
30 декабря. Открытие электродепо “Братеево” на Замоскворецкой линии.

Год 2014-й

31 января. Открытие участка Солнцевской линии “Парк Победы” - “Деловой центр” (2,4 км) с челночным движением по одному пути.
27 февраля. Продление Бутовской линии от станции “Улица Старокачаловская” до станции “Битцевский парк” (4,5 км; 2 станции) с пересадкой на Калужско-Рижскую линию.
27 августа. Открыта станция “Спартак” на Таганско-Краснопресненской линии.
8 декабря. Продление Сокольнической линии от станции “Юго-Западная” до станции “Тропарёво” (2,233 км; 1 станция).

Год 2015-й

21 сентября. Продлена Таганско-Краснопресненская линия до станции “Котельники” (1,4 км).
24 декабря. После замены эскалаторов открыта станция “Бауманская”.
28 декабря. Открыта станция “Технопарк” на Замоскворецкой линии.
30 декабря. После замены эскалаторных комплексов и реконструкции открыт для пассажиров южный вестибюль станции “Ботанический сад”.

Год 2016-й

18 января. Продлена Сокольническая линия до станции “Румянцево” (2,5 км).
15 февраля. На Сокольнической линии открыта 200-я станция московского метро “Саларьево” (1,9 км).
1 марта. Введено в эксплуатацию электродепо “Митино” (ТЧ-16) на Арбатско-Покровской линии.
16 мая. После капитального ремонта и замены эскалаторов открылся вестибюль станции “Проспект Мира” Кольцевой линии.
29 августа. Открыт пассажирский зал второй станции “Петровско-Разумовская” (без вестибюлей).
10 сентября. Началось пассажирское движение на Московском Центральном Кольце (МЦК) - открыто 26 остановочных пунктов из 31.
16 сентября. Продлена Люблинско-Дмитровская линия от станции “Марьина роща” до станции “Петровско-Разумовская” (5,6 км; 3 станции) с организацией кросс-платформенной пересадки на Серпуховско-Тимирязевскую линию. Станции “Бутырская”, “Фонвизинская” и новый зал станции “Петровско-Разумовская” временно открыты с выходом через один вестибюль из двух запроектированных.
8 ноября. Открыты все станции МЦК.
24 декабря. Электродепо “Митино” начало регулярное обслуживание Арбатско-Покровской линии. 29 декабря. После замены эскалаторов вновь открылась для пассажиров станция “Фрунзенская”.
30 декабря. Открылись для пассажиров вторые вестибюли станций “Бутырская”, “Фонвизинская” и “Петровско-Разумовская” Люблинско-Дмитровской линии столичного метрополитена.

Планы метростроения в Москве.

Год 2017-й

Открытие участка Солнцевской линии: “Парк Победы” - “Раменки” (7,25 км; 3 станции).
Открытие участка ТПК от станции от станции “Деловой центр” до станции “Петровский парк” (10,51 км; 5 станций).
Продление Люблинско-Дмитровской линии: “Петровско-Разумовская” - “Селигерская” (4,7 км; 3 станции) и строительством депо “Лихоборы”.
Продление Замоскворецкой линии от станции “Речной вокзал” до станции “Ховрино” (3 км; 1 станция).
Продление Солнцевской линии до станции “Рассказовка” с открытием метродепо "Солнцево" (14,2 км; 7 станций).
Открытие второго вестибюля станции “Парк Победы”.
Открытие электродепо “Саларьево” на Сокольнической линии.
Открытие электродепо “Солнцево” на Солнцевской линии.
Открытие электродепо “Южное (Братеево-2)”.

Год 2018-й

Открытие Кожуховской линии от станции “Некрасовка” до станции “Нижегородская улица” (15,2 км; 8 станций) и участка ТПК от станции “Авиамоторная” до станции “Рубцовская” (5,0 км; 3 станции).
Открытие участка ТПК от станции от станции “Петровский парк” до станции “Нижняя Масловка” (1,9 км; 1 станция).
Открытие станции “Беломорская” на Замоскворецкой линии.
Открытие электродепо “Руднево” на Кожуховской линии.

_________________
Примечания Ю.Гридчина:
1) в 1979 году

<< Библиотека
<< Library
<< МЕТРО Основная
<< METRO Main page
Rambler's Top100