METRO.Фотоальбом
Кольцевая линия. Станция "Курская".
Line 5. Station "Kurskaya".

Открыта 1 января 1950 года. Арх. Г.А.Захаров, З.С.Чернышева с участием А.Фокиной.

The station was opened in 01-Jan-1950. Arch. A.Zakharov, Z.Chernyshova, A.Fokina.

Наземный северный вестибюль представляет собой торжественное строение с четырёхколонным портиком, арочными проёмами и орнаментированным фризом на фасаде. На фасаде вестибюля укреплены две даты «1945» и «1949». Здание вестибюля примыкает к зданию Курского вокзала.

Вместе со станцией была построена сложная система подземных и наземных помещений, обеспечивающих входы-выходы пересадочного узла, его связь с внутренними помещениями Курского вокзала и переход между станциями Кольцевой и Арбатско-Покровской линий метро. Центром этого ансамбля является круглый подземный зал «Возрождение» с гигантской колонной-капителью, в котором сходятся эскалаторный тоннель «Курской»-кольцевой, проход в эскалаторный аванзал «Курской»-радиальной, входы и выходы в зал ожидания Курского вокзала и подземный кассовый аванзал, связанного с наземным павильоном станции.

Наземный вестибюль имеет много схожих черт с храмовыми постройками. Ориентированный входом на запад и внутренней "алтарной" частью на восток, он открывает смысл здания — Храм Победы. Проходя через триумфальную арку и через притвор, люди попадают в кассовый зал, в которой особое место занимают декоративные кованые мечи и великолепные люстры. Через врата славы шестнадцати советских республик посетитель попадает в 12-колонный купольный зал-беседку, купол которого напоминает солнце с шестнадцатью лучами.

Завершают декор зала «Советские музы». Финальным аккордом вестибюля является апсида, в которой стояла скульптура Иосифа Сталина, как солнца и вдохновителя победы (автор - Н.В.Томский).

По всему диаметру купола прикреплена надпись с текстом второго куплета гимна СССР:

«Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин — на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил.»

После XXII съезда КПСС в 1961 году последние две строчки гимна были забелены, образовав асимметрию на балках. Также был демонтирован памятник Сталину в апсиде (работы Николая Томского), а чеканку на горельефе медали «За оборону Сталинграда» изменили на Волгоград в связи с переименованием города. Полный текст куплета был воссоздан на прежнем месте в ходе реставрации 2009 года.

Кассовый зал в нижнем уровне вестибюля представляет собой прямоугольное помещение, плоский потолок которого поддерживают пилоны и цилиндрические колонны. Этот зал оформлен в тёмных тонах. Стены, пилоны и колонны облицованы чёрным с белыми прожилками мрамором месторождения Давалу. Пол облицован плитами чёрного габбро и тёмно-серого гранита.

Подземный круглый аванзал станции уникален. Центр аванзала украшает оригинальная колонна-столп «Каменный цветок», в которой скрыты светильники. Основание колонны заглублено в пол, а углубление обведено по кругу небольшим гранитным бортиком. Поверхность столпа покрыта затейливой лепниной растительных мотивов. На ней также размещены небольшие лепные медальоны с сельскими сценками. Потолок зала опирается на столп, а также на кольцо круглых каннелированных колонн, облицованных сургучно-красным мрамором. Стены аванзала облицованы желтоватым мрамором Газганского месторождения.

Колонная трёхсводчатая станция глубокого заложения (глубина 40 метров). Диаметр боковых тоннелей 8,8 м, свода центрального зала 11,5 м, междупутье 22,7 м, высота колонны 3 м. Свод центрального тоннеля и своды боковых тоннелей опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. При этом каждая пара рядом стоящих колонн архитектурно оформлена как одна колонна.

В середине зала, где находится переход на одноимённую станцию Арбатско-Покровской линии, свод опирается на четыре пилона образующие своеобразную беседку. В нишах пилонов расположены оригинальные светильники. Остальную части среднего зала освещают круглые люстры, платформы - продолговатые 12-рожковые светильники.

Пилоны, колонны и стены центрального зала покрыты светлым мрамором «коелга», цоколь путевых стен — оливково-серым мрамором «садахло». В основаниях свода центрального зала по всей длине проходят узкие металлическим фризы с филигранным орнаментом. Пол выложен геометрическим узором из чёрного габбро, лабрадорита и малинового токовского гранита.

На путевых стенах есть литые фигурные вставки с надписью «Курская Большого Кольца 1945—1949», которые напоминают об неосуществлённом проекте развития московского метро 1947 года, в соответствии с которым планировалось создание малой кольцевой линии метрополитена приблизительно в рамках Бульварного кольца.

В северном торце станции находятся эскалаторы, ведущие в круглый аванзал.

28 декабря 1995 года в южном торце станции был открыт эскалаторный наклон для выхода пассажиров к Курскому вокзалу, к поездам МЦД-2, МЦД-4 и пригородным, на улицы Земляной вал и Верхнюю Сыромятническую и для перехода на станцию метро «Чкаловская».

Станцию возвело Строительство №1 (СМУ-5) Мосметростроя (рук. П.Сметанкин).

Line 5, station 'Kurskaya' ©Photo Yu.Gridchin, 2025

Центральный зал станции.

С 3 июля 2008 года по 25 августа 2009 года вестибюль станции был закрыт на реконструкцию.

Был полностью реконструирован эскалаторный наклон, ведущий на станцию. Фундамент эскалаторов был демонтирован и построен заново, на него установили модернизированные эскалаторы Е55Т с балюстрадами из нержавеющей стали и улучшенными техническими характеристиками.

Новые эскалаторы полностью удовлетворяют всем нормам и требованиям безопасности, имеют значительно лучший дизайн и более низкое энергопотребление. В машинном зале эскалаторов установили современные пульты управления.

Полностью реконструирован аванзал станции: произведена замена гранитного покрытия пола, бережно отреставрирована и восстановлена знаменитая колонна «Каменный цветок». При этом исторический архитектурный облик вестибюля был полностью сохранён.

Были отреставрированы скульптуры, светильники и торшеры, восстановлены орнамент пола и лестничные марши. Мраморные колонны фасада здания, который является шедевром архитектуры, были отмыты от скопившейся за десятилетия пыли и грязи. Реставрация затронула все, даже самые мелкие детали чеканки и лепнины. На горельефах-мечах восстановлены названия города Сталинград и надписи «За родину, за Сталина».

Однако вместо восстановления полной цитаты второго куплета из гимна была восстановлена утраченная часть взамен первых двух строчек, и симметрично распределена надпись. А в ночь с 23 на 24 октября 2009 года полный текст был воссоздан на прежнем месте, что почти окончательно восстановило архитектурный смысл Храма Победы. Не была восстановлена только скульптура Сталина по причине её утраты.

Отреставрированы люстры, при этом максимально восстановлены все утраченные детали. Все лампы накаливания заменены на современные энергосберегающие.

В боковых порталах вестибюля, раньше имевших исключительно декоративную функцию, построены новые кассы, оборудованные по последнему слову техники, а также установлена комната полиции нового типа — с полным обзором пассажирской зоны вестибюля через стекло и системой скрытого видеонаблюдения за пассажирами на станции. Это позволит сотрудникам полиции не только полностью контролировать ситуацию во всех зонах станции, но и оперативно реагировать на любые нештатные ситуации.

В вестибюле установлены современные турникеты УТ-2005. Число турникетов, установленных во входной группе, увеличено в полтора раза, а на выходе смонтированы реверсивные турникеты.

Во время реконструкции были полностью заменены все кабельные, сантехнические и вентиляционные коммуникации, отремонтированы служебные помещения, установлены устройства охранной сигнализации. Вестибюль станции приведён в полное соответствие с противопожарными нормами: смонтированы пожарная автоматика, сигнализация и современные системы пожаротушения и дымоудаления. В служебных помещениях, в том числе в машинном зале эскалаторов, установлены кондиционеры.

Line 5, station 'Kurskaya' ©Photo Yu.Gridchin, 2025

Центральный зал станции.

Line 5, station 'Kurskaya' ©Photo Yu.Gridchin, 2025

Центральный зал станции.

Line 5, station 'Kurskaya' ©Photo Yu.Gridchin, 2025

Центральный зал станции.

Line 5, station 'Kurskaya' ©Photo Yu.Gridchin, 2025

Центральный зал станции.

Line 5, station 'Kurskaya' ©Photo Yu.Gridchin, 2025

Центральный зал станции.

Line 5, station 'Kurskaya' ©Photo Yu.Gridchin, 2025

Платформа станции.

Зал станции - Station hall
Зал станции - Station hall
Зал станции - Station hall
Back Main
Рейтинг@Mail.ru