METRO.Фотоальбом
Кольцевая линия. Станция "Таганская".
Line 5. Station "Taganskaya".

Открыта 1 января 1950 года. Арх. К.С.Рыжков, А.А.Медведев с участием Л.Грипачевской.

The station was opened in 01-Jan-1950. Arch. K.Ryzhkov, A.Medvedev, L.Gripachevskaya.

Наземный вестибюль - это трёхэтажное, прямоугольное в плане здание с высокими колоннами расположенное на Таганской площади на углу Радищевской улицы. Свод кассового зала опирается на четыре гранёные колонны, по две с каждой стороны, и на четыре полуколонны в стенах зала под его углами. На своде глубокие квадратные кессоны со ступенчатыми краями. Колонны и стены кассового зала снизу отделаны светлым мрамором Прохоро-Баландинского и Газганского месторождений, пол — плитами красного гранита с полосами чёрного диабаза. За аркой турникетная линейка и эскалаторный зал, который представляет собой обширное прямоугольное помещение со сложным крестовым куполом над центром. В вершине купола лепная розетка. В стене, противоположной входу, — верхняя арка эскалаторного входа, слева от него — выход на Верхнюю Радищевскую улицу, справа — дополнительные двери на выход на Нижнюю Радищевскую улицу, которые не используются в работе метрополитена.

Эскалаторные наклоны разделены промежуточным залом. Это круглый зал под сферическим куполом. По стенам с равными промежутками размещены пилястры, как бы подпирающие широкий гладкий фриз. Поверхность купола покрыта глубокими квадратными кессонами. По мере приближения к вершине кессоны уменьшаются, что визуально придаёт куполу дополнительную высоту. Купол украшен фреской "Салют Победы" (худ. А.К.Ширяева). Стены промежуточного зала облицованы мрамором «ороктой» сиреневого цвета, пилястры сделаны из белого мрамора.

Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения (глубина 53 метра). Диаметр станционных тоннелей 9,5 м. Между укороченным центральным залом и боковыми залами восемь пилонов и девять проходов между ними.

Пилоны залов станции покрыты светлым прохоро-баландинским мрамором. На пилонах со стороны зала и платформ сделаны неглубокие стрельчатые ниши с майоликовыми панно военной тематики. В центре панно находятся круглые барельефы с профилями бойцов восьми разных родов войск Советской Армии и Флота (скульпторы Е.П.Блинова, П.М.Кожин, А.Г.Сотников, А.Д.Бержитская, З.С.Соколова). Фон панно - голубой с позолотой в центральном зале и белый в боковых залах. Среди родов войск моряки, танкисты, артиллеристы, лётчики, кавалеристы, пехотинцы, железнодорожники, партизаны. Между медальоном и надписью "Слава героям <род войск>" — изображение оружия и боевых сцен. Каждое панно повторяется четырежды. У пилонов имеются лавочки для пассажиров (часть из них демонтирована).

Пилоны станции плавно переходят в своды центрального и боковых залов. Проходы между пилонами высокие, со сложными крестовыми куполами. Над арочными проёмами проходов своды с обеих сторон осложнены стрельчатыми кессонами. Кроме того, и все своды оформлены неширокими выпуклыми лепными поясами, образующими крупные ромбы, вытянутые поперёк сводов.

Путевые стены облицованы белой рельефной керамической плиткой и светлым мрамором, цоколь - тёмным с прожилками гранитом. Название станции выполнено из майолики. Освещение выполнено бронзовыми люстрами (автор А.И.Дамский), центр которых выполненный из голубой майолики окружают 10 светильников. Пол в центральном зале выложен из квадратных плит серого гранита и чёрного габбро, со вставками восьмиконечных звёзд из красного гранита.

В южном торце, где ныне находится переход на Таганско-Краснопресненскую линию, ранее располагалась скульптурная композиция, изображавшая И.В.Сталина в окружении трудящихся и детей на Красной площади (скульпторы — Е.П.Блинова и П.А.Баландин).

Станцию возвело Строительство №3 Мосметростроя (рук. Е.Тищенко).


В 1950 году на станции впервые в Московском метрополитене была начата опытная эксплуатация малогабаритных поломоечных машин.

31 декабря 1966 года в южном торце станции был открыт переход на одноимённую станцию Ждановского радиуса (ныне Таганско-Краснопресненской линии).

В 1967 году станция одной из первых была оборудована разменными автоматами.

В 1972 году на станции впервые в Московском метрополитене был установлен опытный световой указатель.

30 декабря 1979 года из центрального зала был открыт переход на станцию "Марксистская".

В период с 18 ноября 2005 года по 19 декабря 2006 года вестибюль станции был закрыт для проведения его реконструкции и замены выработавших ресурс эскалаторов (трёх на большом подъеме и трёх на малом).

Полностью реконструированы 2 последовательных эскалаторных наклона, ведущих на станцию. Фундамент эскалаторов был демонтирован и построен заново, на него установили модернизированные эскалаторы с балюстрадами из нержавеющей стали и улучшенными техническими характеристиками.

Новые эскалаторы полностью удовлетворяют всем нормам и требованиям безопасности, имеют значительно лучший дизайн и более низкое энергопотребление. В машинном зале эскалаторов установили современные пульты управления.

Внешний вид вестибюля в архитектурном плане остался без изменений, однако реставраторами проделана сложнейшая работа для придания ему первоначального вида. Обновлена гранитная отделка, в том числе полностью заменено напольное покрытие, восстановлена лепнина, украшающая вестибюль снаружи. Уникальный мрамор, которым облицованы стены вестибюля, остался прежним — добыть оригинальный материал уже не представлялось возможным. Однако, его поверхность подверглась специальной обработке и отличить его от нового практически невозможно.

В помещении вестибюля построены новые кассы, оборудованные по последнему слову техники, а также установлены современные реверсивные турникеты УТ-2005.

Во время реконструкции были полностью заменены все кабельные, сантехнические и вентиляционные коммуникации, отремонтированы служебные помещения, установлены устройства пожарной и охранной сигнализации.

Line 5, station 'Taganskaya' ©Photo Yu.Gridchin, 2025

Центральный зал станции.

Line 5, station 'Taganskaya' ©Photo Yu.Gridchin, 2025

Центральный зал станции.

Line 5, station 'Taganskaya' ©Photo Yu.Gridchin, 2025

Центральный зал станции.

Line 5, station 'Taganskaya' ©Photo Yu.Gridchin, 2025

Центральный зал станции.

Line 5, station 'Taganskaya' ©Photo Yu.Gridchin, 2025

Платформа станции.

Line 5, station 'Taganskaya' ©Photo Yu.Gridchin, 2025

Платформа станции.

Центральный зал станции - Central hall
Оформление пилона - Pylon design
Плафон вестибюля - Plafond in the vestibule
Back Main
Рейтинг@Mail.ru