METRO.Фотоальбом
Кольцевая линия. Станция "Белорусская".
Line 5. Station "Belorusskaya".

Открыта 30 января 1952 года. Арх. И.Г.Таранов, Н.А.Быкова, З.Ф.Абрамова, А.А.Марова, Я.В.Татаржинская.

The station was opened in 30-Jan-1952. Arch. I.Taranov, N.Bykova, Z.Abramova, A.Marova, Ya.Tatarjinskaya.

Западный наземный вестибюль станции расположен в здании на углу улицы Грузинский вал и площади Тверская Застава. Фасад вестибюля на площади представляет собой портал с высокими арками между пилонами-простенками. По фасаду находятся арки входа и выхода с застеклённым сводчатым верхом под золочёными металлическими решётками. Между дверными арками размещён ступенчатый ниспадающий фонтан. Барельефы по фризу вестибюля, изображающие торжество советского народа-победителя, выполнили скульпторы С.М.Рабинович и И.Л.Слоним в мастерской С.М.Орлова. Вход на станцию осуществляется через узкий овальный кассовый аванзал. Стены около турникетов отделаны красным мрамором. Аванзал соединён изогнутым проходом с переходной камерой, которая отделана светлым мрамором. Переходная камера завершается входной аркой эскалаторного зала. Шестиугольный купольный эскалаторный зал осложнён шестью арками: для входа, выхода, эскалаторного тоннеля и три декоративных. Над арками огромные сводчатые окна с металлическими решётками. Свод опирается на шесть декоративных колонн, отделанных белым мрамором, с дорическими капителями.

Второй выход станции на Лесную улицу был открыт 25 августа 1997 года. Подземный вестибюль украшен майоликовым панно португальской художницы Грасии Мораиш (дар мэрии Лиссабона Московскому метрополитену в ознаменование 850-летия столицы).

Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения (глубина — 42,5 метра). Обделка сборная чугунная, диаметр станционных тоннелей 9,5 м. Между центральным и боковыми залами имеется восемь пилонов и девять проходов между ними.

Свод центрального зала, опирающийся на облицованные светлым мрамором «коелга» пилоны, впервые применёнными в сооружениях метрополитена. На своде расположены 11 мраморно-мозаичных панно на темы жизни белорусского народа. Они выполнены по эскизам Г.И.Опрышко мастерами мраморного завода Метростроя С.Волковым и И.Морозовым в технике флорентийской мозаики. На пилонах находятся вазы-светильники из мрамора и стекла. Путевые стены изначально были облицованы цветной метлахской плиткой, сейчас — белой керамической.

Пол изначально был выполнен из многоцветной (серой, белой и красной) керамической плитки и имитировал ковер с национальным белорусским орнаментом. При реконструкции, проведённой в 1994 году, плитка была заменена на полированный гранит со значительным упрощением оригинального узора.

В торце центрального зала до постройки второго выхода находилась скульптурная группа "Советская Белоруссия" (она была демонтирована, но в 2021 года установлена на одноимённой станции Замоскворецкой линии).

В средней части зала расположены лестницы для перехода на Замоскворецкую линию. Арки перехода со стороны эскалаторного зала богато декорированы разнообразным облицовочным камнем по мотивам белорусского национального орнамента (художник Г.И.Опрышко). В переходе соединяющим станции находится монументальная композиция "Белорусские партизаны" (авт. М.Г.Манизер). Там же установлены восемь оригинальных торшеров, облицованных мрамором и оформленных каменной мозаикой. Пол перехода покрыт красным и чёрным гранитом, стены облицованы мрамором. С 29 мая по 10 декабря 2010 года переход был закрыт на реконструкцию в связи с заменой эскалаторов и частичной реставрацией облицовки галерей, соединяемых эскалатором.

Станцию возвело Строительство №12 (СМУ-8) Мосметростроя (нач. Л.Возианов, Н.Сорокин).

В 1951 году И.Г.Таранов, Н.А.Быкова и Г.И.Опрышко удостоены за станцию Сталинской премии.

Центральный зал станции.

Вестибюль станции.

Композиция "Белорусские партизаны" в переходе.

Central hall
Central hall
Pilon and bra
New vestibule in Lesnaya street
Interior of new vestibule
Back Main
Рейтинг@Mail.ru