METRO.Фотоальбом
Арбатско-Покровская линия. Станция "Площадь Революции".
Line 3. Station "Ploschad Revolyucii" (Revolution Square).

Открыта 13 марта 1938 года. Арх. А.Н.Душкин. Инженеры-конструкторы Н.А.Комаров, А.Н.Пирожкова, М.В.Головинова.

The station was opened in 13-Mar-1938. Arch. Aleksey Dushkin.

Западный вестибюль станции расположен на площади Революции (совмещён с переходом на станцию «Театральная»).

21 декабря 1947 году был открыт восточный вестибюль с выходом в Богоявленский переулок (арх. Ю.П.Зенкевич, А.Н.Душкин, Н.И.Демчинский). Его огромный, с двумя рядами окон зал облицован сероватым мрамором. Зал освещает гигантская люстра с 24 рожками. На торцевой стене в технике флорентийской мозаики изображён щит с серпом и молотом в окружении победных знамён (художник В.Ф.Бородиченко). Слева и справа от щита выложены даты «1917» и «1947», а также строки одной из первых редакций государственного гимна СССР: «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь. Да здравствует созданный волей народов единый, могучий Советский Союз!» и «Славься, Отечество наше свободное, славы народов надёжный оплот! Знамя советское, знамя народное пусть от победы к победе ведёт!»

Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения (глубина 34 метра). Своды посадочного зала опираются на пилоны, образующие 16 арок-проходов на платформы. Цокольная часть пилонов, облицованная чёрным с «золотыми» прожилками армянским мраморовидным известняком «давалу», превратилась в огромный постамент, а арки из тёмно-красного мраморовидного известняка «шроша» — в тяжёлые рамы для бронзовых изваяний.

Арки сложены из цельных фасонных камней, вырезанных из мраморных блоков и обработанных по лекалу для каждого камня в отдельности. Простенки пилонов облицованы красной «шрошей», серо-голубым «уфалеем», жёлто-розовым мраморовидным известняком «биюк-янкой». Путевые стены станции украшены серым уфалейским мрамором, с карнизом из красной «шроши», цоколь — ковровой мозаикой из оливково-чёрных мраморовидных известняков «садахло» и «давалу».

У арок установлены бронзовые фигуры, выполненные в Ленинградской мастерской художественного литья коллективом скульпторов под руководством М.Г.Манизера (А.И.Денисов, А.А.Пликайс, Л.К.Жданов, Г.Ф.Ветютнев, И.П.Иванов, А.А.Дивин, Е.Г.Фалько, М.А.Владимирская, В.А.Пузыревский). Это своеобразная галерея образов советских людей, олицетворяющих силу и мощь Советского государства, его славное прошлое и прекрасное настоящее.

На станции изначально было 20 арок, в каждой из которых установлены по 4 скульптуры (всего 80 бронзовых фигур). При строительстве второго выхода со станции в 1947 году из восточного торца был убран барельеф «Сталин и конституция СССР» (скульптор М.Г.Манизер), находившийся в торце станционного зала, а также 4 бронзовые фигуры (их осталось 76). Всего на станции 20 различных образов (18 из них повторяются четырежды, а 2 — дважды): Революционный рабочий (бант на груди) с винтовкой; Революционный солдат с винтовкой и гранатой; Крестьянин в лаптях, взявшийся за оружие; Революционный матрос с наганом; Парашютистка ДОСААФ; Матрос-сигнальщик с линкора «Марат»; Девушка «Ворошиловский стрелок» с пневматической винтовкой; Пограничник с собакой; Стахановец с отбойным молотком; Молодой инженер, держащий в левой руке шестерню, а в правой — циркуль (в настоящее время у всех четырёх скульптур он отсутствует); Птичница с петухом и курицей; Хлебороб-механизатор; Студент с книгами; Студентка с книгой; Спортсменка-дискоболка; Футболист с мячом; Отец с ребёнком; Мать с ребёнком; Пионеры-авиамоделисты и Пионерки-географы (две последние скульптуры есть только со стороны платформ).

В самом начале Великой Отечественной войны скульптуры со станции «Площадь Революции» были эвакуированы в один из городов Средней Азии и были возвращены обратно только в 1944 году. Во время эвакуации некоторые скульптуры пострадали: от них остались лишь разрозненные части — головы, туловища, руки, оружие и другие детали. Однако за счёт того, что каждая скульптурная композиция повторялась четырежды, все скульптуры удалось полностью восстановить.

Эта «подземная скульптурная галерея» всегда пользовалась особым вниманием пассажиров метро, и постепенно появились связанные с ней своеобразные традиции. Так, например, у студентов считается очень хорошей приметой перед экзаменом дотронуться до носа собаки пограничника (в результате носы и половина морды у всех собак натёрты до блеска), а прикосновение к изящной ножке студентки, говорят, излечивает от несчастной любви.

Освещение центрального зала решено в виде двух рядов подвешенных к своду люстр-«тарелок», сдвинутых к пилонам. Аналогично расположены светильники и в боковых залах. Свод станции решён лаконично — простой, белый оштукатуренный.

Пол центрального зала изначально был выложен цельными квадратами из мрамора с чередованием «бьюк-янкоя» и «уфалея» светлого и тёмно-серого цветов. Позднее мрамор был заменён на тёмно-серый жежелевский гранит и чёрный габбро. Покрытие полов перронов было асфальтовым, но впоследствии заменено на жежелевский гранит и лабрадорит. Путевые стены облицованы мрамором серого цвета уфалейского месторождения, с карнизом из красной «шроши».

В торцах платформ у стен расположены оригинальные дубовые скамейки, над которыми установлены бордюры из полупрозрачного, перламутрово-белого и золотисто-жёлтого, облачного и рисунчатого мраморного оникса месторождения Агамзалу (Армения). На стенах боковых залов закреплены бронзовые стрелки с надписями «Выход в город» (это старейшие указатели в Московском метрополитене).

Станцию возвела Шахта №51-52 (СМУ-8) Мосметростроя (рук. Н.Ермолаев, Л.Миткин).

9 мая 1946 года был открыт новый прямой переход (арх. Н.Н.Андриканис) из центра зала станции «Площадь Революции» через лестничные спуски и пешеходный тоннель в южный торец станции «Театральная». В барельефах над арками перехода изображения знамён и оружия. В барельефе у глухой стены в начале перехода слова «Наше дело правое — мы победили». Свод перехода украшен лепниной, стены облицованы керамической плиткой кремовых оттенков различной формы с металлическими вставками. Изначально переход освещали подвесные светильники, но затем их заменили на люминесцентные лампы, размещённые вдоль карнизов. Над аркой в конце перехода есть барельеф с датой его открытия.

7 ноября 1974 года был открыт дополнительный переход из центра зала станции «Театральная» в западные торцы платформ станции «Площадь Революции». После его открытия пересадочные потоки были разделены. В настоящее время первый переход используется только для пересадки с Арбатско-Покровской на Замоскворецкую линию, второй — только для пересадки в противоположном направлении.

C 25 июня 2002 года по 1 июля 2004 года западный вестибюль был закрыт. Он был отремонтирован, были заменены шесть эскалаторов 1938 года выпуска станций "Театральная" и "Площадь Революции".

C 8 декабря 2008 года до 29 марта 2010 года был закрыт на комплексную реконструкцию восточный вестибюль станции. В наклоне были установлены три новых эскалатора типа Э55Т.

Line 3, station 'Ploschad Revolyucii' ©Photo Yu.Gridchin, 2025

Центральный зал станции, 2025 год.

Line 3, station 'Ploschad Revolyucii' ©Photo Yu.Gridchin, 2025

Центральный зал станции, 2025 год.

Line 3, station 'Ploschad Revolyucii' ©Photo Yu.Gridchin, 2025

Оформление станции.

Line 3, station 'Ploschad Revolyucii' ©Photo Yu.Gridchin, 2025

Северная платформа станции.

Transfer between Lines 2 & 3 ©Photo Alex 'Florstein' Fedorov, 2016

Переход на станцию «Театральная».

West vestibule
Vladimir Ul'yanov (Lenin)
West vestibule
Central station hall
Central station hall
Sculptor M.Manizer
Sculptor M.Manizer
Sculptor M.Manizer
Sculptor M.Manizer
East vestibule
East vestibule
Легендарный матрос с револьвером
Back Main
Рейтинг@Mail.ru