METRO.Фотоальбом Арбатско-Покровская линия. Станция "Площадь Революции". Line 3. Station "Ploschad Revolyucii" (Revolution Square). |
Западный вестибюль станции расположен на площади Революции (совмещён с переходом на станцию «Театральная»). 21 декабря 1947 году был открыт восточный вестибюль с выходом в Богоявленский переулок (арх. Ю.П.Зенкевич, А.Н.Душкин, Н.И.Демчинский). Его огромный, с двумя рядами окон зал облицован сероватым мрамором. Зал освещает гигантская люстра с 24 рожками. На торцевой стене в технике флорентийской мозаики изображён щит с серпом и молотом в окружении победных знамён (художник В.Ф.Бородиченко). Слева и справа от щита выложены даты «1917» и «1947», а также строки одной из первых редакций государственного гимна СССР: «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь. Да здравствует созданный волей народов единый, могучий Советский Союз!» и «Славься, Отечество наше свободное, славы народов надёжный оплот! Знамя советское, знамя народное пусть от победы к победе ведёт!» Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения (глубина 34 метра). Своды посадочного зала опираются на пилоны, образующие 16 арок-проходов на платформы. Цокольная часть пилонов, облицованная чёрным с «золотыми» прожилками армянским мраморовидным известняком «давалу», превратилась в огромный постамент, а арки из тёмно-красного мраморовидного известняка «шроша» — в тяжёлые рамы для бронзовых изваяний. Арки сложены из цельных фасонных камней, вырезанных из мраморных блоков и обработанных по лекалу для каждого камня в отдельности. Простенки пилонов облицованы красной «шрошей», серо-голубым «уфалеем», жёлто-розовым мраморовидным известняком «биюк-янкой». Путевые стены станции украшены серым уфалейским мрамором, с карнизом из красной «шроши», цоколь — ковровой мозаикой из оливково-чёрных мраморовидных известняков «садахло» и «давалу». У арок установлены бронзовые фигуры, выполненные в Ленинградской мастерской художественного литья коллективом скульпторов под руководством М.Г.Манизера (А.И.Денисов, А.А.Пликайс, Л.К.Жданов, Г.Ф.Ветютнев, И.П.Иванов, А.А.Дивин, Е.Г.Фалько, М.А.Владимирская, В.А.Пузыревский). Это своеобразная галерея образов советских людей, олицетворяющих силу и мощь Советского государства, его славное прошлое и прекрасное настоящее. На станции изначально было 20 арок, в каждой из которых установлены по 4 скульптуры (всего 80 бронзовых фигур). При строительстве второго выхода со станции в 1947 году из восточного торца был убран барельеф «Сталин и конституция СССР» (скульптор М.Г.Манизер), находившийся в торце станционного зала, а также 4 бронзовые фигуры (их осталось 76). Всего на станции 20 различных образов (18 из них повторяются четырежды, а 2 — дважды): Революционный рабочий (бант на груди) с винтовкой; Революционный солдат с винтовкой и гранатой; Крестьянин в лаптях, взявшийся за оружие; Революционный матрос с наганом; Парашютистка ДОСААФ; Матрос-сигнальщик с линкора «Марат»; Девушка «Ворошиловский стрелок» с пневматической винтовкой; Пограничник с собакой; Стахановец с отбойным молотком; Молодой инженер, держащий в левой руке шестерню, а в правой — циркуль (в настоящее время у всех четырёх скульптур он отсутствует); Птичница с петухом и курицей; Хлебороб-механизатор; Студент с книгами; Студентка с книгой; Спортсменка-дискоболка; Футболист с мячом; Отец с ребёнком; Мать с ребёнком; Пионеры-авиамоделисты и Пионерки-географы (две последние скульптуры есть только со стороны платформ). В самом начале Великой Отечественной войны скульптуры со станции «Площадь Революции» были эвакуированы в один из городов Средней Азии и были возвращены обратно только в 1944 году. Во время эвакуации некоторые скульптуры пострадали: от них остались лишь разрозненные части — головы, туловища, руки, оружие и другие детали. Однако за счёт того, что каждая скульптурная композиция повторялась четырежды, все скульптуры удалось полностью восстановить. Эта «подземная скульптурная галерея» всегда пользовалась особым вниманием пассажиров метро, и постепенно появились связанные с ней своеобразные традиции. Так, например, у студентов считается очень хорошей приметой перед экзаменом дотронуться до носа собаки пограничника (в результате носы и половина морды у всех собак натёрты до блеска), а прикосновение к изящной ножке студентки, говорят, излечивает от несчастной любви. Освещение центрального зала решено в виде двух рядов подвешенных к своду люстр-«тарелок», сдвинутых к пилонам. Аналогично расположены светильники и в боковых залах. Свод станции решён лаконично — простой, белый оштукатуренный. Пол центрального зала изначально был выложен цельными квадратами из мрамора с чередованием «бьюк-янкоя» и «уфалея» светлого и тёмно-серого цветов. Позднее мрамор был заменён на тёмно-серый жежелевский гранит и чёрный габбро. Покрытие полов перронов было асфальтовым, но впоследствии заменено на жежелевский гранит и лабрадорит. Путевые стены облицованы мрамором серого цвета уфалейского месторождения, с карнизом из красной «шроши». В торцах платформ у стен расположены оригинальные дубовые скамейки, над которыми установлены бордюры из полупрозрачного, перламутрово-белого и золотисто-жёлтого, облачного и рисунчатого мраморного оникса месторождения Агамзалу (Армения). На стенах боковых залов закреплены бронзовые стрелки с надписями «Выход в город» (это старейшие указатели в Московском метрополитене). Станцию возвела Шахта №51-52 (СМУ-8) Мосметростроя (рук. Н.Ермолаев, Л.Миткин). 9 мая 1946 года был открыт новый прямой переход (арх. Н.Н.Андриканис) из центра зала станции «Площадь Революции» через лестничные спуски и пешеходный тоннель в южный торец станции «Театральная». В барельефах над арками перехода изображения знамён и оружия. В барельефе у глухой стены в начале перехода слова «Наше дело правое — мы победили». Свод перехода украшен лепниной, стены облицованы керамической плиткой кремовых оттенков различной формы с металлическими вставками. Изначально переход освещали подвесные светильники, но затем их заменили на люминесцентные лампы, размещённые вдоль карнизов. Над аркой в конце перехода есть барельеф с датой его открытия. 7 ноября 1974 года был открыт дополнительный переход из центра зала станции «Театральная» в западные торцы платформ станции «Площадь Революции». После его открытия пересадочные потоки были разделены. В настоящее время первый переход используется только для пересадки с Арбатско-Покровской на Замоскворецкую линию, второй — только для пересадки в противоположном направлении. C 25 июня 2002 года по 1 июля 2004 года западный вестибюль был закрыт. Он был отремонтирован, были заменены шесть эскалаторов 1938 года выпуска станций "Театральная" и "Площадь Революции". C 8 декабря 2008 года до 29 марта 2010 года был закрыт на комплексную реконструкцию восточный вестибюль станции. В наклоне были установлены три новых эскалатора типа Э55Т. |
Центральный зал станции, 2025 год. |
Центральный зал станции, 2025 год. |
Оформление станции. |
Северная платформа станции. |
![]() Переход на станцию «Театральная». |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
|