Василиса Чернявская Мегаэффект для столицы. Столица отмечает год с момента полного запуска Большой кольцевой линии (БКЛ) метро. 1 марта 2023 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли новые станции БКЛ, кольцо замкнулось. С открытием Большой кольцевой линии столичного метро миллионы людей получили возможность быстро и с комфортом передвигаться по городу, экономить время в пути. Год назад транспортная реальность нашего мегаполиса изменилась — мегапроект по созданию Большого кольца метро был завершен. В интервью «Вечерней Москве» заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев подводит итоги работы линии за год. — Андрей Юрьевич, минувший год стал в Москве годом транспортного прорыва, и, конечно, самое знаковое событие — запуск Большой кольцевой линии. Какое значение для города имеет БКЛ? — Ее открытие стало историческим событием для Москвы и всего столичного метростроения. Это самый масштабный и сложный проект за последние 70 лет, важнейшее вложение города в инфраструктуру. Линия протяженностью 70 километров с 31 станцией (большинство из них — пересадочные) обеспечила хордовые связи между разными районами. В целом же Большое кольцо улучшило транспортное обслуживание 15 миллионов москвичей и жителей Подмосковья, которые экономят в поездках до 45 минут. Ведь, чтобы пересесть на нужную радиальную ветку, теперь нет необходимости ехать в центр. Большое кольцо интегрировано и с железной дорогой, включая Московские центральные диаметры и три станции Московского центрального кольца. — А насколько разгрузилось само метро? — За счет перераспределения пассажиропотока станции в центре города и Кольцевая линия разгрузились почти на четверть. Заметно свободнее стало и на станциях радиальных линий, где теперь есть пересадки на БКЛ. Также нагрузка снизилась на улично-дорожную сеть: в частности, на 15 процентов на Третье транспортное кольцо и вылетные магистрали. Многие в целях экономии времени отказались от поездок на автомобиле и наземном общественном транспорте, предпочитая метро. — Андрей Юрьевич, а что еще дала Большая кольцевая линия городу? — Транспортные мегапроекты всегда имеют мультипликативный эффект, и БКЛ не исключение. Большое кольцо позволило интегрировать в транспортную систему города новые линии метро: эту техническую возможность мы заложили еще на стадии проектирования. Речь идет о трёх новых радиальных ветках: Троицкой, первый участок которой мы построим уже в этом году, Рублёво-Архангельской и Бирюлёвской. В перспективе сможем протянуть от БКЛ радиальные ветки в любую точку города. В районы, прилегающие к станциям БКЛ, пошли инвестиции, там строится жилье, инфраструктура, создаются рабочие места. Словом, со всех сторон эффект для мегаполиса колоссальный.
Год спустя после запуска движения по БКЛ строители продолжают работы по развитию инфраструктуры самого протяженного кольца метро в мире. Подробности рассказал генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов. «Мосинжпроект» — генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства новых линий и станций московского метро, включая БКЛ. Запущенное полностью год назад метрокольцо стало важным связующим звеном в транспортной системе нашего мегаполиса. В ближайшие годы пересадок станет больше, в том числе за счет строительства новых линий. Параллельно ведется устройство новых вестибюлей и переходов на существующие станции. — На Большом кольце предусмотрено 20 пересадок на действующие радиальные линии и ещё три — на перспективные, — отметил Юрий Кравцов. — В интересах удобства пассажиров на БКЛ ведется строительство дополнительной инфраструктуры. Так, уже близятся к завершению работы по строительству подземного перехода между станциями “Электрозаводская” Большой кольцевой и Арбатско-Покровской линий. Работы идут и в других частях столичной подземки. На “Авиамоторной” строят второй вестибюль и подземную пересадку на одноименную станцию Калининской линии. В вестибюле уже установлены эскалаторы, строители выполняют монтаж инженерных систем и ведут отделку. Строится и второй вестибюль станции “Рижская”. Специалисты заняты на сооружении эскалаторного хода. Будет здесь место и для своих рекордов: эскалаторы во втором вестибюле станции “Рижская” станут од ними из самых длинных в московском метро — порядка 129 мет ров. Как пояснил Юрий Кравцов, благодаря второму вестибюлю пассажиры смогут попасть на станцию с четной стороны проспекта Мира и из Водопроводного переулка. Близится к завершению и отделка пассажирской зоны восточного вестибюля станции “Каширская” БКЛ. Фактически это будет новый вестибюль, поскольку от прежнего остались только стены и перекрытия. Также полностью обновят инженерные системы. — В результате проведения реконструкции оснащенность вестибюля инженерным оборудованием увеличится. Максимально используются комплектующие отечественного производства — кабельно-проводниковая продукция, вентмашины, шкафы управления и прочее, — уточнил Юрий Кравцов. Восточный вестибюль станции “Каширская” БКЛ обеспечит выход пассажиров из метро к станции наземного транспорта, парку имени Юрия Лужкова и музею-заповеднику «Коломенское». Юрий Кравцов также подчеркнул, что запущенная полностью год назад БКЛ не просто обеспечила доступностью метрополитена многие отдаленные районы, но и дала возможности перспективного развития подземки. Среди них создание Троицкой и Бирюлёвской веток. Троицкая линия пересечет БКЛ в районе “Новаторской”. Проектируемая сегодня Бирюлёвская линия будет связана с БКЛ в районе “Кленового бульвара”. Еще одно направление — Рублёво-Архангельская ветка, которая обеспечит северо-запад столицы удобным транспортом, с будущей пересадкой на станцию “Народное Ополчение” БКЛ. Все вместе новые линии и Большое кольцо дадут пассажирам ещё больше вариантов для построения удобных маршрутов. Станции БКЛ не только улучшают транспортную доступность, Запуск Большой кольцевой линии не только позволил москвичам значительно экономить время на ежедневных поездках, но и повысил транспортную доступность более сотни парков, вузов, объектов спорта, культуры и досуга, находящихся в зоне притяжения новых станций. Однако станции БКЛ не только улучшают транспортную ситуацию в городе, но и сами служат драйверами роста и развития столичных районов. На базе этих станций формируются городские вокзалы, включающие в себя помимо пересадочной инфраструктуры, коммерческие площади и объекты социальной инфраструктуры, создающие дополнительные рабочие места. О том, какие именно транспортные хабы появляются на БКЛ, нам рассказал Павел Дудулин — исполнительный директор по девелопменту компании «Мосинжпроект», которая является одним из операторов программы создания городских вокзалов в Москве. — Всего в портфеле «Мосинжпроекта» более 80 проектов транспортных хабов. Отдельные городские вокзалы, расположенные на Большой кольцевой линии, холдинг реализует собственными силами. К таким проектам можно отнести пересадочные узлы “Мичуринский проспект”, “Шелепиха” и “Электрозаводская”. Это комфортные городские пространства, в которых удачно объединены не только различные виды наземного и подземного транспорта, но и интегрирована многофункциональная застройка, — подчеркнул Павел Дудулин. К реализации значительной части проектов «Мосинжпроект» привлекает также инвесторов с помощью открытых конкурсов. Благодаря девелоперам в составе городских вокзалов появляется большое разнообразие объектов — офисных центров, гостиниц, торгово-развлекательных комплексов, многофункциональных центров социального назначения, что обеспечивает комфорт жителей и гостей столицы. Одним из крупнейших городских вокзалов, направленных на создание нового центра деловой и общественной активности за пределами центра Москвы, можно назвать пересадочный узел “Нижегородская” на юго-востоке столицы. В составе одной из самых глубоких станций БКЛ, “Савёловской”, появится современный гостиничный комплекс, сейчас для его строительства разрабатывается проектная документация. А в составе городского вокзала “Текстильщики” на базе одноимённой станции БКЛ откроется торгово-развлекательный центр, в котором наряду с магазинами и местами отдыха расположится офис государственных и муниципальных услуг «Мои документы».
|