Ирина Петрова Лучшее метро мира Сегодня российская столица относится к лидерам по темпам развития рельсового транспортного каркаса среди мегаполисов Европы. Как следует из данных столичной мэрии, с 2011 года благодаря усилиям команды мэра Москвы Сергея Собянина в городе были построены и реконструированы 119 станций, почти 250 километров линий, четыре вестибюля, а также 12 электродепо метро и Московского центрального кольца. И до конца десятилетия этот список существенно расширится. Обогнали Францию, Великобританию и Германию Новой точкой отсчета в развитии столичной дорожно-транспортной системы стал 2010 год. К тому моменту стало очевидно, что имеющихся ресурсов общественного транспорта и в первую очередь метрополитена явно не хватает для растущего населения мегаполиса. В то время столичная подземка насчитывала 12 линий со 182 станциями — не так уж мало в сравнении даже с текущими показателями метро в Санкт-Петербурге (там сейчас свыше 70 станций). Однако в мировых масштабах Москва заметно уступала многим мегаполисам. Например, метро Лондона и Шанхая на тот момент насчитывало более 270 станций, Парижа — свыше 300, Нью-Йорка — более 420. При этом в Москве, только по официальным данным переписи населения, к 2010 году проживало 11,5 миллиона человек, и метро для многих горожан было основным средством передвижения. Как результат — существующие станции были перегружены, и не только в час пик: на один квадратный метр вагона приходилось более пяти пассажиров — двигаться в таких условиях было практически невозможно. Решением мэра Москвы Сергея Собянина в 2011 году началась масштабная программа модернизации городского транспорта. — Наша цель — сделать одну из лучших транспортных систем в мире основой для развития лучшего города Земли, — отмечал столичный градоначальник. За эти годы благодаря колоссальной работе московских властей и непосредственно Градостроительного комплекса железнодорожная сеть столичного региона увеличилась более чем вдвое. В настоящее время пассажиров принимают уже 299 станций с учетом Московского центрального кольца (МЦК), запущенного в сентябре 2016 года, а также 137 станций четырех Московских центральных диаметров. МЦД — это, по сути, новое наземное метро, которое объединило формат пригородных поездов и столичного метро и сделало доступными для москвичей и жителей Подмосковья новые маршруты, экономящие массу времени в пути. Первые два диаметра — МЦД-1 «Одинцово — Лобня» и МЦД-2 «Нахабино — Подольск» — заработали в ноябре 2019-го. Таким образом, за период с 2011 по 2023 год в российской столице открылось столько же станций, сколько за 6 лет во всех странах Евросоюза вместе взятых. Так, в городах Франции, Германии и Великобритании за последние 30 лет появилось примерно по 100 подобных объектов. В результате сегодня Москва лидирует по темпам развития рельсового каркаса в Европе. Движущая сила мегаполиса За минувшее десятилетие градостроительная политика Москвы претерпела кардинальные изменения. Одним из ключевых принципов городские власти объявили полицентричное развитие. Оно должно было исправить ситуацию, когда большинство рабочих мест концентрировалось в центре столицы, и ежедневно город сталкивался с мощнейшей маятниковой миграцией. Утром жители области и спальных районов Москвы стремились из дома на работу в пределах Садового кольца, Третьего транспортного или МКАД, а вечером — обратно домой, на окраины и в область, вызывая автомобильные заторы на дорогах и давку в метро. Полицентричный подход предполагает создание центров производственной, деловой и социальной активности ближе к жилым районам, в разных, даже значительно удаленных от исторического центра местах. Это позволяет создавать места приложения труда ближе к дому, сократить маятниковую миграцию населения и равномерно распределить общественно-деловые, транспортные и экономические нагрузки на территории Москвы. — На сегодня в столице определены перспективные планировочные центры, например: Лихоборы — Окружная, Хорошёвская — Шелепиха, Очаково — Рябиновая, Варшавская — Бирюлёво, Южный порт — Текстильщики, Авиамоторная — Нижегородская, — уточнили «ВМ» в мэрии. Нетрудно заметить, что такие точки притяжения концентрируются вокруг станций МЦК, МЦД и Большой кольцевой линии (БКЛ), появившихся совсем недавно. Без них формирование центров было бы невозможно. Так, БКЛ — самое крупное метрокольцо в мире протяжённостью 70 километров, которое полностью запустили 1 марта 2023 года президент РФ Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин, — уже принесло серьезный экономический эффект. Столичные власти отмечают значительный рост объемов строительства вблизи новых станций. Например, по оценке экономистов, в зоне притяжения станций “Аминьевская”, “Лефортово”, “Авиамоторная” и “Электрозаводская” БКЛ среднегодовой ввод недвижимости в эксплуатацию в течение пяти лет после их открытия составит 881,4 тысячи квадратных метров. Этот показатель втрое превышает среднегодовое значение за предыдущее пятилетие. Фиксируется также рост деловой активности. По статистике, за последние три года вблизи указанных станций число торговых операций малого и среднего бизнеса выросло примерно в три раза, а суммарная выручка — в четыре раза. Глобальный эффект БКЛ оказывает как на столичный, так и на федеральный бюджет. — Суммарная экономическая отдача от Большой кольцевой линии метро с начала строительства и до 2023 года включительно составила 2,1 триллиона рублей — именно столько дополнительных налогов поступило в бюджет Москвы (0,83 триллиона рублей), а также в федеральный бюджет и внебюджетные фонды (1,23 триллиона рублей). По оценкам, до 2035 года благодаря БКЛ в бюджеты всех уровней поступит 7,2 триллиона рублей, — докладывал главе государства Сергей Собянин. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимира Ефимова, без реализации транспортных и инженерных проектов, которые являются фундаментом экономического роста, равномерное развитие городской среды и региона в целом было бы невозможно. Частные инвесторы вложили в проекты вокруг крупнейших городских инфраструктурных объектов — новых станций метро, МЦД, а также Московского скоростного диаметра — 14 триллионов рублей. В результате бюджетные доходы на данный момент уже составили порядка 4 триллионов рублей, которые также могут быть направлены на дальнейшее развитие столицы. Более 400 станций — не предел — Сегодня нас 13 миллионов человек, к 2030 году, по прогнозам, будет приблизительно 14 миллионов. Добавим к этому 9 миллионов жителей Подмосковья. Итого — всего через шесть-семь лет в Московской агломерации будет проживать примерно 23 миллиона человек. Рост населения — это необходимое условие для развития, но вместе с ростом населения будет увеличиваться и нагрузка на транспортную систему, — обращает внимание горожан и экспертов мэр Москвы Сергей Собянин. За последние годы москвичи привыкли к регулярным транспортным «премьерам»: открываются новые станции, вокзалы, линии, виды транспортного сообщения. Благодаря четырем Московским центральным диаметрам наземное метро ушло далеко в Подмосковье — в Лобню, Подольск, Одинцово и другие населенные пункты. Кроме того, в столице появилась первая в России станция подземки при аэропорте — “Аэропорт Внуково”. Метро активно развивается и в Новой Москве, что дополнительно привлекает туда жителей. Сегодня там уже 11 станций трёх линий. Только в 2024 году схема столичного метро пополнилась пятью станциями. В ТиНАО открылась долгожданная “Потапово” Сокольнической линии — первая наземная отапливаемая станция подземки. Она обслуживает 150 тысяч жителей района Коммунарка и значительную часть горожан из Южного Бутова. Также в День города, 7 сентября 2024 года, был запущен первый участок уже 16-й ветки метро — Троицкой. Пассажирам стали доступны четыре новые станции — “Новаторская”, “Университет дружбы народов”, “Генерала Тюленева” и “Тютчевская”. Они позволили улучшить транспортное обслуживание более 800 тысяч жителей шести районов города. А в скором времени для пассажиров откроется участок от “Тютчевской” до “Новомосковской”, пообещал в недавнем интервью Сергей Собянин. В результате новый радиус соединится с первой линией столичной подземки — Сокольнической. Строительство Троицкой линии продолжается. Всего она будет состоять из 17 станций, которые протянутся от МЦК «ЗИЛ» в Даниловском районе до города Троицка. — Участок от “ЗИЛа” до “Новаторской” будет готов уже в 2025 году, а полное завершение проекта запланировано на 2029 год, — сообщили в мэрии. Кроме того, сегодня в работе городских властей Рублёво-Архангельская линия, идущая от ММДЦ «Москва-Сити» до Рублёво-Архангельского за МКАД, Бирюлёвская линия, идущая от “ЗИЛа” до “Бирюлёво”, а также “Гольяново” Арбатско-Покровской линии и “Достоевская” Кольцевой. Последняя — пересадочная с одноимённой станцией Люблинско-Дмитровской линии — поистине исторический проект, которого москвичи ждут с середины прошлого века. Она значительно упростит дорогу до знаменитого комплекса «Олимпийский», который сейчас находится на реконструкции. Примечательно, что строительство станции ведётся в сложных условиях — в составе уже существующей ветки, в условиях плотной городской застройки. Кроме того, “Достоевская” станет первой станцией с траволаторами в пешеходном переходе. Судя по всему, на текущее десятилетие у столичных властей масштабные планы по развитию московского метро. Так, в перспективе до 2030 года на карте появятся ещё порядка 35 станций, которые, вероятно, как станция «Нагатинский Затон» БКЛ и другие, удостоенные наградами, станут не просто транспортными объектами, но и настоящими памятниками архитектуры. ЦИФРА 15 триллионов рублей могут превысить доходы бюджета Москвы до 2035 года от реализации крупнейших транспортных проектов.
|