![]() ![]() Тимофей Жуков Коэффициент взаимодействия Метростроевцы СМУ-6 возобновили возведение станции “Достоевская” Кольцевой линии московского метро. Репортеры «Сигнала» посетили уникальный по сложности транспортный объект, оценили ход работ и условия труда метростроителей. В сопровождении председателя ППО СМУ-6 Михаила Косачева и заместителя генерального директора предприятия Сергея Грибанова спускаемся на переподъёмнике в ствол №942. Предварительно расписавшись в книге по технике безопасности, надев спецодежду и каски. Глубина залегания руддвора шахты и подходных штолен расположена на отметке 55 метров. Объект глубокого заложения “Достоевская” станет первой станцией, построенной на Кольцевой линии спустя 70 лет и 13-й станцией кольцевой линии. Объект строится на действующих тоннелях. Такое было в истории московского метро лишь один раз, когда в 1979 году возводили станцию “Тверская”. Однако в отличие от “Тверской” здесь принято решение соорудить обходные тоннели. В них временно будет переведено движение поездов. «Проект исторический. Соединение востребовано у пассажиров, — рассказывает Сергей Грибанов. — Для его реализации необходимо проложить обходные тоннели, по которым пройдут поезда. Параллельно предстоит построить станцию на Кольцевой и соединить её с Люблинско-Дмитровской веткой. Плюс выйти по пешеходным переходам на проспект Мира. Особенностью транспортного объекта станет 350-метровый подземный переход, оснащенный траволаторами — движущимися бесступенчатыми полосами. Они свяжут вестибюль с новой станцией. «Расположится станция между “Новослободской” и “Проспектом Мира”, — поясняет Сергей Грибанов. — Строительство управление Метростроя доверило одному из самых опытных и сильных наших коллективов — СМУ-6». В апреле прошлого года его коллектив отпраздновал 90-летний юбилей. История организации начинается с апреля 1934 года, когда была создана Шахта №57, построенная для сооружения перегонных тоннелей от станции “Площадь Революции” до “Курской”. За это время метростроевцы прошли большой, но непростой путь. Именно метростроевцы СМУ-6 строили уникальные станции глубокого заложения: “Смоленскую”, “Таганскую”, “Марксистскую”, “Чкаловскую”, “Достоевская”, “Фонвизинскую”, “Петровско-Разумовскую”. Стройка в ручном режиме Итак, мы на глубине 55 м в 800-метровой подходной штольне. Она ведёт к группе камер съездов на Кольцевую линию, которые сейчас сооружаются для примыкания объездных тоннелей. Всего таких камер будет четыре. Участком №7 руководит член профсоюза со стажем Денис Гусаров. В московском метрострое Денис с 2007 года. Родился в Ростове-на-Дону. Сложнейшим участком №7 руководит с первых дней. Отец троих сыновей. «Строим практически в ручном режиме, в условиях плотной городской застройки. ![]() Фото Александр Попов, 2025. Попробуйте возвести крупный транспортный объект прямо под центром города, под землей! Вблизи городские подземные коммуникации, и все это в сложных грунтах Москвы», — объясняет Денис Гусаров. Вполне понятно, что внимание к технике безопасности на производстве — самое пристальное. Сергей Грибанов рассказал, что в еженедельном режиме на объекте проводится проверка состояния охраны труда, в ней участвуют и уполномоченные по охране труда от профсоюза. На акте обследования присутствует заказчик проекта из Департамента строительства Москвы, представители ГУП «Московский метрополитен» и Комитета государственного строительного надзора столицы. «С момента возобновления строительства станции никаких сбоев в плане охраны труда не было, — пояснил Грибанов. — У нас в Метрострое есть специальный отдел, который возглавляет Сергей Мерзликин. В отделе четыре специалиста. Каждый из них закреплен за определенным видом работ. Кто-то из отдела постоянно присутствует в шахте, обходит рабочие места, делает записи, выписывает предписания». Рабочий день в СМУ-6 начинается с медосмотра. Затем инструктаж по охране труда с обязательной записью в журнале. Далее в сопровождении горного мастера и старшего бригадира бригады участка №7 опускаются в шахту. «Старый советский ритуал, отказываться от которого или что-то менять никто не будет. Годами все было чётко отработано до автоматизма, — говорит Сергей Грибанов. — Средства индивидуальной защиты выдаются персонально каждому метростроевцу перед спуском под землю. Освещение в стволе шахты постоянное. Отдельно — аварийная нитка и отдельно силовая». Строительство круглосуточное, в две смены. В тот день, когда мы спустились в ствол шахты, на двух участках трудилось порядка 400 метростроевцев. В разговоре они отмечают, что сегодня техническое оснащение СМУ-6 значительно богаче: пришли новые проходческие комбайны, сменилась техническая оснастка работ в шахте. Профсоюзный резерв Забот и у председателя первички Михаила Косачева немало. В коллективе СМУ-6 сегодня работают свыше 800 человек. Однако членов профсоюза из них менее 50%. «В связи с имеющейся одно время нестабильностью работы и текучкой кадров никак не удавалось перешагнуть порог членства в 50%, — рассказывает Михаил Косачев. — В профсоюзной первичке костяк — старые кадры, ветераны, которые прошли достойную школу. Те, кто свой выбор когда-то сделал. Они и остались. С увеличением объемов работ появилась стабильность, надежда и на рост численности. Потихоньку готовлю свой профсоюзный молодой резерв, наметился потенциал». Профсоюзную организацию СМУ-6 Михаил Косачев возглавил четыре года назад. В РОСПРОФЖЕЛ с 1998 года. В 1977-м приехал после службы на Северном флоте в Москву по комсомольской путевке возводить олимпийские объекты. С членами профсоюза Косачев общается не только в служебном кабинете, но, что называется, и под землей, и на поверхности. К слову, среди членов профсоюза — половина руководства СМУ-6: заместитель главного инженера Дмитрий Зайцев, заместитель гендиректора по безопасности Михаил Кайгородцев, заместитель гендиректора Сергей Грибанов, главный механик Василий Попов, главный энергетик Юрий Хохлов. «Несмотря на то, что большинство работников в профсоюзе не состоит, права метростроевцев — членов профсоюза стараюсь отстаивать твёрдо. Иногда тяжеловато бывает. Хорошо, что сложились доверительные отношения с руководителем предприятия Олегом Литовченко. Общаемся, понимаем друг друга», — поясняет Михаил Косачев. В коллективном договоре обговорены трудовые условия между работодателем и сотрудниками. «В документе прописано всё, что сопутствует работе метростроевца: предоставление общежития, частичная компенсация оплаты за проживание в нем, путевки в детский летний оздоровительный лагерь, в санаторий, материальная помощь в связи с рождением ребенка. От профсоюза его члену мы предоставляем сумму не меньшую, чем работодатель», — дополняет председатель первички. Сегодня профсоюз помогает сотрудникам в решении жилищного вопроса. «У нас в колдоговоре записана компенсация за проживание в общежитиях. Это наше достижение, скажу честно. Хоть не 100%, а 50%», — говорит Михаил Косачев, уточнив при этом, что Метрострою удалось сохранить базу своих ведомственных общежитий. Сегодня профком готовит предложения об увеличении размера компенсации за проживание в общежитиях, и есть уверенность в том, что администрация их примет. «Кадры надо закреплять. Особенно те, в ком заинтересовано предприятие. А как это сделать? Жильем, если есть такая возможность. Снимать квартиру молодой семье сегодня дорого. Профсоюз делает все возможное, чтобы сохранить в коллективе специалистов», — уточняет Михаил Косачев. Машинист шахтного электровоза Виталий Жуткин в Метрострое уже 13 лет. С первых дней РОСПРОФЖЕЛ. Приехал из Коми. За его плечами уже семь построенных станций метрополитена. «Самая памятная “Петровско-Разумовская”, потому как самая большая, — в перерыве рассказал Виталий. — Не жалею, что вступил в профсоюз. Благодаря этому лет десять назад получил квартиру в Москве. А уже через год дочь Елизавета родилась. Жена Люба — мне во всем крепкая подмога. Есть понимание того, что строим для людей. Чувства только самые позитивные». Руководству Мосметростроя при участии профсоюза удалось сохранить не только общежития, но и детский оздоровительный лагерь «Юный метростроевец» в Балабаново. Сегодня это центр притяжения для семей сотрудников. По словам Михаила Косачева, в прошлом году путевками для летнего детского отдыха обеспечили всех желающих. При этом, по условиям коллективного договора, стоимость путевки для детей сотрудников составляет лишь 10%, остальное оплачивает работодатель. Однако «Юный метростроевец» — это не только детский оздоровительный лагерь, но и база спорта и отдыха. «Спортсмены тренируются в крытом спортивном зале и на уличных площадках, а отдыхающие проводят время в чистейшем сосновом бору, в котором расположены жилые корпуса», — уточнил председатель. «Взаимодействие с профсоюзом плотное. Очень активно нам он помогает в плане обеспечения досуга, вместе решаем жилищные вопросы сотрудников. Работаем плечом к плечу», — подытожил Сергей Грибанов. Окончание строительства станции “Достоевская” запланировано на четвертый квартал 2030 года. Пока все основные работы ведёт СМУ-6. По мере увеличения объемов будет нарастать количество метростроевцев на объекте.
|