Слово метро или метрополитен пришло в русский язык из английского - так называли лондонскую подземку, построенную в 1863 году фирмой Metropoliten. А возможно, оно заимствовано из французского, и в буквальном переводе обозначает "столичный".
Проекты строительства московского метрополитена разрабатывались еще до революции. В начале века электрический трамвай уже не справлялся с перевозкой увеличивавшегося московского населения. Городу был необходим новый вид скоростного транспорта, связавший бы окраины Москвы с центром.
Первый проект строительства московского метро предложил в 1902 году инженер П.И.Балинский. По его замыслу, в городе частично под землей, а частично по эстакадам, прокладывалась железная дорога. Основная диаметральная линия по проекту пролегала из Петровско-Разумовского в Замоскворечье через Красную площадь, где должен был появиться центральный вокзал для пассажиров. Две кольцевые линии пролегли бы по бульварам и Садовому кольцу. Общая длина трасс составила бы 100 км.
Однако это проект был отклонен, потому что сочли недопустимым уродовать город железнодорожными путями и подвергать угрозе старинные здания.
В 1912 году Городская Дума вновь вернулась к вопросу о строительстве метрополитена. Инженер Кнорре предложил провести в Москве подземные железнодорожные линии от окраин к центру города и в самом центре с главной пассажирской станцией на Лубянской площади. Его проект был принят, но начавшаяся мировая война, а затем и революция надолго отложили строительство московского метро.
Вновь вернулись к нему только в 1931 году, когда решение о строительстве Московского метрополитена, наконец, было принято. У метро появилась задача не только перевозки населения, но и идеологического воздействия на людей. Лазарь Каганович, возглавлявший строительство метро, в своей речи на открытии первой линии говорил: "Победа метрополитена - победа социализма... Там в каждом куске мрамора, в каждом куске металла и бетона сквозит новая душа человека, наш социалистический труд, там наша кровь, наша любовь, наша борьба за нового человека, за социалистическое общество".
Метро превратилось в подземное царство социализма. На него не жалели средств, строительных материалов, человеческих сил. Станции - роскошные дворцы нового строя - поражали воображение своей архитектурой, скульптурами, мозаиками, лепниной...
До 1955 года московское метро носило имя Л.Кагановича, а затем ему было присвоено имя В.В.Ленина.
Первая Сокольническая линия метро была открыта 15 мая 1935 года. На ней было 13 станций от “Сокольников” до “Парка Культуры” с ответвлением от станции “Имени Коминтерна” (“Александровский сад”) до “Смоленской” современной Филёвской линии. Главной достопримечательностью первой ветки стала станция "Кропоткинская" (до 1957 года - “Дворец Советов”), спроектированная архитектором А.Н.Душкиным. Её оформление поистине роскошно, ведь станцию строили специально для посетителей предполагаемого Дворца Советов. По трагическому совпадению, её колонны и стены облицованы мрамором из разрушенного храма Христа Спасителя. Завершение колонн выполнено в виде пятиконечных звезд, которые поддерживают своды подземного дворца.
Символично оформление станции "Площадь Революции", тоже построенной А.Н.Душкиным и открытой 13 марта 1938 года. В нишах широких колонн установлены 76 бронзовых скульптур работы скульптора М.Г.Манизера. Они изображают творцов нового социалистического мира - военных, рабочих и колхозников. У эскалатора установлены фигуры вооруженных солдат и матросов - защитников молодого советского строя. Они как бы прикрывают собой женщин, спортсменов, детей, скульптурные изображения которых расположены в центре и конце вестибюля.
Второй была открыта Горьковско-Замоскворецкая линия. Настоящим архитектурным шедевром стала станция "Маяковская", спроектированная тем же Душкиным. Потолок подземного вестибюля украшен мозаичными панно из смальты, выполненными по эскизам художника А.А.Дейнеки на тему "Сутки страны социализма". Замысел и его исполнение уникальны: сойдя с эскалатора в самом начале станции пассажиры видят композиции в светлых тонах - зарисовки утра трудового дня советской страны. Далее, в глубине подземного зала, в мозаиках меркнут солнечные краски, и в плафонах появляются оттенки спокойного и радостного вечера, а затем вновь загорается рассвет.
Во время Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. 6 ноября 1941 года в огромном зале станции “Маяковская” появилась трибуна в окружении знамен и бюст Ленина, у которого встал почетный караул. В поездах, стоявших у платформ, расположились буфеты. В зале были расставлены стулья, а в верхнем вестибюле у входа на эскалатор работал гардероб. В этот день здесь проходило торжественное заседание посвящённое 24-й годовщине Октябрьской революции. “Маяковская” была выбрана не случайно: здесь располагался командный пункт городского штаба ПВО, и была налажена связь со всеми районами города и с фронтом. К тому же это одна из самых больших станций московского метро.
На станции “Чистые пруды” (в советское время “Кировская”) во время войны располагался узел связи Ставки Верховного Главнокомандующего и Генеральный штаб Советской Армии.
Станция “Новокузнецкая” была открыта во время войны - 20 ноября 1943 года (архитекторы И.Г.Баранов, Н.А.Быкова). Для советских людей она стала символом близости победы и возвращения к мирной жизни. Поэтому в её оформлении очень сильны патриотические мотивы - впервые появляются скульптурные барельефы великих русских полководцев: Александра Невского и Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова. Мозаику по эскизам Дейнеки собрал в осажденном Ленинграде художник В.Фролов, и после его гибели панно были привезены в Москву моряками Ладожской флотилии. Великолепные мраморные скамейки попали сюда из храма Христа Спасителя.
После войны, в 50-х годах, была пущена Кольцевая линия. На ней находится, наверное, самая роскошная станция московского метро - “Комсомольская” - кольцевая. Её наземный павильон стилизован под Петербургский (в советское время Ленинградский вокзал). Здание с высоким шпилем, увенчанное пятиконечной звездой, спроектировано архитектором А.В.Щусевым. Он же был автором и самой станции “Комсомольская”. Своды этого подземного дворца украшают великолепные мозаичные панно, выполненные по эскизам художника П.Д.Корина. Впервые в Москве была использована техника античной и византийской мозаики - панно составлялись не только из кусочков разноцветного стекла - смальты, но и из гранитных и мраморных камешков. Они посвящены ратным подвигам русского народа - здесь изображены герои национальной истории Александр Невский и Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов и Михаил Кутузов.
Одна бдительная уборщица сообщила "наверх", что художники делают "иконы" для метро - она имела в иду изображения древнерусских стягов с ликом Христа. Корина вызвали в горком партии, и неизвестно, чем это могло для него обернуться, если бы его панно не привели в восхищение Е.Фурцеву - будущего министра культуры СССР. Она вступилась за художника, и панно показали Н.С.Хрущеву. Тот посоветовал изобразить на стяге небольшие складки, чтобы сразу было видно, что это не иконы.
Три панно, посвященные подвигу советского народа в Великой Отечественной войне, изображают парад советских войск 7 ноября 1941 года на Красной площади, взятие Рейхстага и Победу.
В июне 1952 года станцию посетили Сталин, Каганович и Берия. сталин, рассматривая ближайшую из мозаик - "Парад Победы", возмутился, что мавзолей с вождями на трибуне находится в центре станции, а Александр Невский - в конце. "Мы же ждали этой победы четыре года года!" - воскликнул архитектор О.Великорецкий. Сталин улыбнулся и больше не возражал.
В центре вестибюля располагалось ещё одно панно - "Вручение гвардейского знамени": Сталин держит знамя, а коленопреклоненный офицер целует стяг. После XX съезда вместо него появилось "Выступление Ленина перед красногвардейцами, отправляющимися на фронт".
Станция “Новослободская” открыта в январе 1952 года (архитекторы А.Н.Душкин, А.Ф.Стрелков). Она, пожалуй, самая яркая и нарядная в московском подземном городе. Вестибюль сверкает разноцветными огнями великолепных витражей, выполненных рижскими мастерами.
В торце станции по эскизаи П.Д.Корина выложено мозаичное панно "Мир во всем мире".
Московское метро постоянно расширяется, уходя концами своих веток в самую глубь московских окраин. В 1995 году была пущена новая Люблинская линия с главной достопримечательностью - станцией “Римская”, украшенной великолепным итальянским мрамором и скульптурами.
|