ИТОГИ РАБОТЫ КОМИССИИ

Московское метро остается одной из самых надежных транспортных систем в мире

С итогами работы комиссии по расследованию причин аварии на Замоскворецкой линии
руководство метрополитена ознакомило представителей СМИ 21 июня.

В депо «Черкизово» журналистам продемонстрировали систему планово-предупредительного ремонта и порядок осмотра вагонов перед выходом на линию. На импровизированной пресс-конференции прямо в цехах депо начальник Московского метрополитена Дмитрий Владимирович Гаев, заместитель начальника, главный ревизор по безопасности движения Валерий Васильевич Титов, другие руководители и специалисты подземки исчерпывающе ответили на вопросы журналистов.

Авария произошла 9 июня 2003 года: на перегоне «Театральная» - «Новокузнецкая» в 6:40 утра произошел сход одной колесной пары первого вагона пассажирского электропоезда. Машинист почувствовал сопротивление движению, применил экстренное торможение и остановил поезд. Никто из пассажиров не пострадал, все они были выведены через первый вагон на станцию «Театральная». Все действия машиниста были технически грамотными и профессиональными, и нареканий у руководства метрополитена не вызвали.

Учитывая серьезность повреждения и его возможные последствия, Правительством Москвы была создана комиссия. В ее состав вошли ведущие специалисты машиностроительных и железнодорожных КБ и НИИ, руководство железной дороги и метрополитена и АО «Метровагонмаш».

В ходе работы комиссии было установлено, что сход колесной пары произошел из-за излома балки рамы тележки, изготовленной на Мытищинском вагоностроительном заводе. Эксплуатационный срок службы такой балки рамы тележки составляет 16 лет, она проходила всего 10 лет. Причиной излома балки явился скрытый дефект, допущенный в результате нарушения технологии проведения модернизации. Аварийная рама тележки выпущена в 1993 году, и в период гарантийного срока была модернизирована заводом изготовителем в 1996 году. Именно тогда, по заключению комиссии, была нарушена технология производства работ – сварные швы были расположены с нарушением расстояний, определенных технической документацией. В результате появления дополнительного напряжения в металле появилась усталостная трещина, которая и привела к излому рамы тележки. В результате фиксированное положение колесной пары вагона нарушилось, произошел ее перекос, что вызвало сход вагона с рельс.

Д.В.Гаев отметил, что метрополитен не собирается отказываться от эксплуатации тележек, которых сегодня насчитывается 3,5 тысячи. В результате работы комиссии, расследовавшей причины возникновения аварии, выработаны конкретные мероприятия по совершенствованию технологии изготовления этого ответственного узла и контроля за ним в процессе эксплуатации. В частности, проведут проверку всех рам тележек на предмет выявления в них трещин. Кроме того, на метрополитене будет увеличена периодичность проведения технических осмотров тележек, а совместно с ЗАО «Метровагонмаш» будут проведены дополнительные прочностные испытания рам тележек и приняты меры по ускоренной замене действующего парка на вагоны новой серии.

Журналистов ознакомили с системой ранней диагностики «Игла», которой оснащены все рамы тележки с 1995 года. Теперь эту систему дополнят специальными датчиками, способными фиксировать невидимые человеческому глазу микротрещины и передавать сигнал в кабину машиниста и на электронный носитель. Такой инструментальный контроль еще более повысит надежность и безопасность движения.

Изменится и принцип оценки годности вагонов. Сейчас он измеряется сроком эксплуатации, который определен в 16 лет, а вскоре будет применен порог пробега – 2 млн. километров. Кроме того, необходимый плановый ремонт теперь будет проводиться не после 480 тысяч километров пробега, как это было, а в два раза чаще.

Продолжится оснащение составов «черными ящиками», которые действуют пока только на отдельных линиях. Такая систем определяет работу состава по 60 параметрам: скорость, время и место, информация о действии машиниста, сигнал открывания и закрывания дверей, режим работы оборудования поезда, информация устройств, обеспечивающих безопасность движения поезда.

В плановом порядке продолжится обновление парка вагонов. Метрополитен сегодня располагает 4269 вагонами. Плановые замены составят в 2003 году 44 вагона, в 2004 – 118, в 2005 – 148.

Д.В.Гаев выразил категорическое несогласие с имевшими место в средствах СМИ заявлениями о якобы имеющем место кризисе всей системы метро. «Московское метро – самая надежная транспортная система не только в России, но и в мире, о чем свидетельствуют заключения международной экспертной комиссии, занимающейся сравнительным анализом работы крупнейших метрополитенов мира, - сказал но. – Наше метро сегодня работает лучше, чем в 70-80-е годы. Мы сумели этого достичь, отказавшись от традиции сваливать все повреждения на технику, и стали искать человеческий фактор, на который приходится 87% всех повреждений. Аварию 9 июня повлек целый комплекс причин. Любая авария – это чрезвычайное происшествие, из которого важно извлечь уроки и не допустить повторения».

Комплекс запланированных комиссией мероприятий позволит исключить в дальнейшем подобные аварии, ранее не происходившие за всю 68-летнюю историю Московского метрополитена.

Источник: Информационный центр правительства Москвы, 21 июня 2003 года.

Back Main
Rambler's Top100