Конструктор Антонина Пирожкова. Рассказывая о прекрасных станциях московского метро, мы, конечно, в первую очередь упоминаем архитекторов. И это понятно: наше впечатление от станции формируется теми приёмами и слагаемыми архитектуры, которые архитектор заложил в проект. И всё же архитектор метрополитена далеко не так свободен, как его собрат по наземным сооружениям. Первоначальный облик станции, её объём определяется не им, а инженером-конструктором. Фото: ресурс 'Знаменитые новокузнечане' Именно от конструктора зависит, какой будет станция: пилонной, колонной, сводчатой или с плоским перекрытием, прекрасным легким “Кузнецким мостом” или простой «сороконожкой»… Почему-то конструкторов не принято называть по именам. А жаль. Попытаемся отчасти восполнить пробел и рассказать о замечательном конструкторе Антонине Николаевне Пирожковой. Она родилась в 1909 году в селе Красный Яр Томской губернии. В 14 лет умер отец. Мать болела, и девочке пришлось взять на себя заботу о младших. Областной центр Томск давал для этого больше возможностей – девочка перебралась туда и стала подрабатывать уроками. В это время отчетливо проявились ее математические способности. В 1930 году Антонина Пирожкова с отличием окончила Томский политехнический университет (в то время Сибирский технологический институт имени Дзержинского) и поступила на работу в Кузнецкстрой, участвовала в проектировании металлургического комбината. Уже тогда показала высочайший профессионализм и способность справиться с любым техническим заданием. В 1934 году Антонина Николаевна по рекомендации представителя Востокстали приехала в Москву для работы в Госинституте по проектированию металлургических заводов. Но как раз в это время в столице близились к завершению работы по первой очереди метрополитена, и Антонину привлекло совершенно новое и незнакомое дело. Она поступила в Метропроект и уже вскоре – благодаря своим выдающимся способностям – выдвинулась в число лучших специалистов и затем стала главным конструктором. Пять станций метро спроектированы с ее участием. Назовем их: В 1950-е годы Пирожкова участвовала в проектировании зданий санаторно-курортного назначения. Преподавала в МИИТе, совместно с В.П.Волковым и С.Н.Наумовым написала учебник «Тоннели и метрополитены». Ранее, ещё в 1930-е годы, совместно с Николаем Васильевичем Никитиным, будущим выдающимся конструктором, проектировщиком Останкинской телебашни, с которым она вместе училась в институте, и инженером А.Полянским написала работу «Упрощенный расчет сложных рамочных конструкций». Зачитавшись ещё на Кузбассе Исааком Бабелем, Антонина познакомилась с писателем в Москве. В том же 1934 году они соединили свои судьбы. Трудно представить себе людей с более разными характерами, чем Исаак и Антонина, но это не мешало их короткому счастью. В 1937 родилась дочь Лидия. В 1939 году Бабеля арестовали, а через год расстреляли. Расстрельный список подписал сам Сталин. Все годы Пирожкова ждала мужа: до хрущёвской оттепели ей не сообщали о его судьбе. На запросы она получала ответ: «…отбывает срок на стройках народного хозяйства». Антонина Николаевна прожила долгую жизнь – 101 год – и всю последнюю часть жизни посвятила памяти Бабеля. Собирала материалы, выпустила несколько книг. Скончалась Антонина Пирожкова в 2010 году в США, где жила с 1996 года рядом с любимым внуком Андреем, актёром и режиссёром.
|