![]() ![]() Юрий Гридчин Венгерские заметки. Часть 2. Поездка на узкоколейку Kismaros - Királyrét, 13 апреля 2007 года Целью нашей поездки была лесная узкоколейная железная дорога Кирайрет (Királyrét), которая находится к северу от Будапешта на левом берегу излучины Дуная. Наиболее быстро до неё можно добраться с помощью пригородного поезда с Западного вокзала Будапешта. Поездка занимает 40 минут, из них 35 минут состав идет до станции Кишмарош (Kismaros) и 5 минут пешком до вокзала узкоколейки. ![]() Платформа Западного вокзала Будапешта ![]() Локомотив MÁV V43 1162 ![]() Интерьер вагона второго класса ![]() Интерьер купе вагона второго класса Узкоколейная лесная железная дорога Királyréti Erdei Vasút Первая железнодорожная ветка с шириной колеи 600 мм на месте нынешней трассы была построена немецким предпринимателем Джоном Франкенсьесдорфом в 1893 году. Она предназначалась для вывоза леса, заготовленного на склонах горного массива Бёржёнь (Börzsöny), и камня из разработанных карьеров. Дорога переходила от одного владельца к другому, изменялась ее трасса и длина. В 1924 году длина путей железной дороги достигала 30 км и её обслуживали 4 паровоза. После второй мировой войны в 1945 году железная дорога была национализирована. С окончанием разработки карьеров и лесозаготовок было принято решение организовать пассажирское движение на узкоколейке. В 26 мая 1954 года начались регулярные пассажирские перевозки. Линию обслуживали венгерские локомотивы C-50. В 1978 году сильные ливни повредили в нескольких местах железнодорожное полотно, поэтому венгерское правительство вынуждено было выделить средство на реконструкцию. В 1979-1981 годах была заново построена линия Kismaros - Királyrét с шириной колеи 760 мм. Длина новой узкоколейной железной дороги составляет 11,55 км. В ходе реконструкции были восстановлены мосты, возведены новые вокзалы станций Kiralyret и Raphegy, отремонтированы другие объекты. В районе станции Raphegy построили здание моторного депо. Пассажирское движение было возобновлено 7 июня 1981 года. Линию обслуживают четыре дизельных локомотива Mk48, произведенные в 1961 году на заводе Raba в городе Дьёр. Но пассажирские перевозки с каждым годом уменьшались, в основном из-за развития автобусного сообщения с Szokolya-Rieznerrol - крупнейшим поселком на трассе узкоколейки. 18 мая 1992 года движение на линии вновь было прекращено. В 2001 году была инициирована программа государственной поддержки малых железных дорог Венгрии. Эксплуатирующая в настоящий момент железную дорогу Királyrét организация Ipoly Erdo Zrt. возобновила движение, развивая направление "железнодорожный и экологический туризм". Конечная станция линии находится на территории Национального природного парка "Дунай-Ипой" (Duna-Ipoly Nemzeti Park). Для линии в 2003 году был закуплен и отреставрирован паровоз 490.2004 (Morgat), произведенный в румынской Трансильвании в 1953 году, на котором в праздничные дни и по специальным заказам осуществляются "ностальгические" поездки. Парк вагонов линии на текущий момент составляют:
Также имеются универсальная строительная машина и сенокосилка с возможностью передвижения по узкоколейным железнодорожным путям. Стоимость проезда и расписание движения поездов (по состоянию на май 2009 года) Разовый билет в один конец - 500 форинтов (льготный - 300 форинтов) Льготные билеты можно приобретать гражданам Венгрии старше 65 лет и детям от 4 до 16 лет. Дети до 4 лет и сотрудники железной дороги проезжают на поезде бесплатно. Расписание движения пассажирских поездов к Кирайрету (указаны удобные для пересадки маршруты из Будапешта). Расписание движения пассажирских поездов к Кишмарошу (указаны удобные маршруты поездов к Будапешту). Расписание действительно до 12 декабря 2009 года. Иллюстративные материалы Все фотографии сделаны Юрием Гридчиным (если особо не оговорено). Схема линии Kismaros - Királyrét ![]() Станция Kismaros ![]() Вокзал станции Kismaros. Дверь запирает кассир (он же кондуктор), который сопровождает состав и следит за безопасностью перевозки пассажиров. ![]() Локомотив Mk 48 2017 (сделан на заводе Györ RÁBA в 1961 году) с вагоном F 06 405 (сделан в 1956 году) ![]() Локомотив Mk 48 2017 ![]() Локомотив Mk 48 2017 ![]() Локомотив Mk 48 2017 ![]() Паровоз 490.2004 (снимок взят из Wikipedia) ![]() Интерьер вагона F 06 405 ![]() Вот такой печкой вагон отапливается в холодную погоду. ![]() Отъезжаем от станции Kismaros (съемку с открытой задней площадки вагона кондуктор разрешил) ![]() Рядом с узкоколейкой идет автотрасса ![]() Венгерская весна ![]() Остановочный пункт Szokolya-Riezner ![]() На запасных путях неиспользуемые вагоны: пассажирский F 06 409 и специальный для перевозки гербицидов ![]() Пассажирский вагон F 06 404 сегодня отдыхает. Вдали строение остановочного пункта Raphegy, справа видно здание моторного депо. ![]() Грузовые вагоны на линии отличаются миниатюрностью. ![]() Навес для защиты пассажиров от дождя и солнца на станции Királyrét ![]() Конечная станция. Пассажиры освободили вагон. ![]() Локомотив Mk 48 2017 оборачивается по параллельному пути на станции Királyrét ![]() Так заканчиваются железные дороги ... |