Юрий Гридчин Венгерские заметки. Часть 2. Поездка на узкоколейку Kismaros - Királyrét, 13 апреля 2007 года Целью нашей поездки была лесная узкоколейная железная дорога Кирайрет (Királyrét), которая находится к северу от Будапешта на левом берегу излучины Дуная. Наиболее быстро до неё можно добраться с помощью пригородного поезда с Западного вокзала Будапешта. Поездка занимает 40 минут, из них 35 минут состав идет до станции Кишмарош (Kismaros) и 5 минут пешком до вокзала узкоколейки. Платформа Западного вокзала Будапешта Локомотив MÁV V43 1162 Интерьер вагона второго класса Интерьер купе вагона второго класса Узкоколейная лесная железная дорога Királyréti Erdei Vasút Первая железнодорожная ветка с шириной колеи 600 мм на месте нынешней трассы была построена немецким предпринимателем Джоном Франкенсьесдорфом в 1893 году. Она предназначалась для вывоза леса, заготовленного на склонах горного массива Бёржёнь (Börzsöny), и камня из разработанных карьеров. Дорога переходила от одного владельца к другому, изменялась ее трасса и длина. В 1924 году длина путей железной дороги достигала 30 км и её обслуживали 4 паровоза. После второй мировой войны в 1945 году железная дорога была национализирована. С окончанием разработки карьеров и лесозаготовок было принято решение организовать пассажирское движение на узкоколейке. В 26 мая 1954 года начались регулярные пассажирские перевозки. Линию обслуживали венгерские локомотивы C-50. В 1978 году сильные ливни повредили в нескольких местах железнодорожное полотно, поэтому венгерское правительство вынуждено было выделить средство на реконструкцию. В 1979-1981 годах была заново построена линия Kismaros - Királyrét с шириной колеи 760 мм. Длина новой узкоколейной железной дороги составляет 11,55 км. В ходе реконструкции были восстановлены мосты, возведены новые вокзалы станций Kiralyret и Raphegy, отремонтированы другие объекты. В районе станции Raphegy построили здание моторного депо. Пассажирское движение было возобновлено 7 июня 1981 года. Линию обслуживают четыре дизельных локомотива Mk48, произведенные в 1961 году на заводе Raba в городе Дьёр. Но пассажирские перевозки с каждым годом уменьшались, в основном из-за развития автобусного сообщения с Szokolya-Rieznerrol - крупнейшим поселком на трассе узкоколейки. 18 мая 1992 года движение на линии вновь было прекращено. В 2001 году была инициирована программа государственной поддержки малых железных дорог Венгрии. Эксплуатирующая в настоящий момент железную дорогу Királyrét организация Ipoly Erdo Zrt. возобновила движение, развивая направление "железнодорожный и экологический туризм". Конечная станция линии находится на территории Национального природного парка "Дунай-Ипой" (Duna-Ipoly Nemzeti Park). Для линии в 2003 году был закуплен и отреставрирован паровоз 490.2004 (Morgat), произведенный в румынской Трансильвании в 1953 году, на котором в праздничные дни и по специальным заказам осуществляются "ностальгические" поездки. Парк вагонов линии на текущий момент составляют:
Также имеются универсальная строительная машина и сенокосилка с возможностью передвижения по узкоколейным железнодорожным путям. Стоимость проезда и расписание движения поездов (по состоянию на май 2009 года) Разовый билет в один конец - 500 форинтов (льготный - 300 форинтов) Льготные билеты можно приобретать гражданам Венгрии старше 65 лет и детям от 4 до 16 лет. Дети до 4 лет и сотрудники железной дороги проезжают на поезде бесплатно. Расписание движения пассажирских поездов к Кирайрету (указаны удобные для пересадки маршруты из Будапешта). Расписание движения пассажирских поездов к Кишмарошу (указаны удобные маршруты поездов к Будапешту). Расписание действительно до 12 декабря 2009 года. Иллюстративные материалы Все фотографии сделаны Юрием Гридчиным (если особо не оговорено). Схема линии Kismaros - Királyrét Станция Kismaros Вокзал станции Kismaros. Дверь запирает кассир (он же кондуктор), который сопровождает состав и следит за безопасностью перевозки пассажиров. Локомотив Mk 48 2017 (сделан на заводе Györ RÁBA в 1961 году) с вагоном F 06 405 (сделан в 1956 году) Локомотив Mk 48 2017 Локомотив Mk 48 2017 Локомотив Mk 48 2017 Паровоз 490.2004 (снимок взят из Wikipedia) Интерьер вагона F 06 405 Вот такой печкой вагон отапливается в холодную погоду. Отъезжаем от станции Kismaros (съемку с открытой задней площадки вагона кондуктор разрешил) Рядом с узкоколейкой идет автотрасса Венгерская весна Остановочный пункт Szokolya-Riezner На запасных путях неиспользуемые вагоны: пассажирский F 06 409 и специальный для перевозки гербицидов Пассажирский вагон F 06 404 сегодня отдыхает. Вдали строение остановочного пункта Raphegy, справа видно здание моторного депо. Грузовые вагоны на линии отличаются миниатюрностью. Навес для защиты пассажиров от дождя и солнца на станции Királyrét Конечная станция. Пассажиры освободили вагон. Локомотив Mk 48 2017 оборачивается по параллельному пути на станции Királyrét Так заканчиваются железные дороги ... |