METRO.Фотоальбом
Калужско-Рижская и Таганско-Краснопресненская линии. Станции "Китай-город".
Line 6 and 7. Stations "Kitay-gorod".

Открыта 3 января 1971 года. Арх. А.Ф.Стрелков (руководитель проекта), Л.В.Малашонок (восточный зал), Л.В.Лилье, В.А.Литвинов, М.Ф.Марковский (западный зал), И.Г.Петухова, И.Г.Таранов (аванзалы). Авторы художественного оформления Х.М.Рысин, А.Я.Лапина и Д.Я.Бодниек.

The station was opened in 30-Dec-1970. Arch. A.Strelkov (team lead), L.Malashonok, L.Lilye, V.Litvinov, M.Markovskiy, I.Petukhova, I.Taranov.

До 5 ноября 1990 года станция называлась "Площадь Ногина".

Станция имеет два подземных вестибюля (арх. Н.Г.Таранов, И.Г.Петухова, Л.В.Лилье, М.Ф.Марковский). Из северного вестибюля можно попасть на улицы Ильинка и Маросейка, Новую и Cтарую площадь, Лубянский проезд, к Политехническому музею и памятнику героям Плевны, из южного вестибюля - на Солянский и Китайгородский проезды, улице Варварка, к парку "Зарядье" и памятнику Кириллу и Мефодию. В подземном переходе южного вестибюля у выхода к улице Варварка сохранён фрагмент белокаменного фундамента Варварской башни Китай-города.

Колонная трёхсводчатая станция глубокого заложения 29 метров. Комплекс из двух конструктивно независимых станций, которые расположены на одном уровне параллельно друг друга. Они соединены в центре зала мостиком, а также переходом в северных торцах залов, ведущим к эскалаторам северного вестибюля. В переходе установлен бюст советского партийного деятеля В.П.Ногина (скульптор А.П.Шлыков). Первая пересадочная станция в Москве, где в один зал стали приходит поезда разных линий метрополитена.

Свод западного зала (проектировочное название "Кристалл") поддерживают два ряда гранёных колонн, облицованных светло-серым газганским мрамором. Широкие чеканные металлические карнизы, протянувшиеся над пилонами, скрывают светильники. Путевые стены отделаны коелгинским мрамором светлых тонов, цоколь — тёмным газганом. Пол выложен цветным газганским мрамором.

Второй восточный зал (проектировочное название "Гармошка") имеет колонны, похожие на меха гармошки, которые облицованы желтоватым газганским мрамором. Путевые стены отделаны белым и серым мрамором, на которых укреплены чеканные металлические вставки с изображением серпа и молота. Пол выложен светло-серым янцевским и тёмно-серым жежелевским гранитом с геометрическим узором из узких полос чёрного габбро.

Станцию возвели СМУ-8 (рук. П.Бурцев), СМУ-6 (рук. Н.Простов) и СМУ-3 (рук. Н.Федоров) Мосметростроя.

Станция открылась 3 января 1971 года в составе участка «Таганская» — «Площадь Ногина» Ждановского радиуса и участка «Октябрьская» — «Площадь Ногина» Калужского радиуса. После открытия станция не полностью вступила в строй: поскольку она являлась конечной для двух радиусов (Ждановского и Калужского), восточный зал работал только на высадку, а западный — только на посадку.

5 января 1972 года Калужский радиус был соединён с Рижским, а 17 декабря 1975 года Ждановский — с Краснопресненским, при этом образовались, соответственно, Калужско-Рижская и Ждановско-Краснопресненская (ныне Таганско-Краснопресненская) линии.

В 2017 году северный вестибюль был реконструирован: стены пешеходного перехода вместо керамической плитки облицованы керамогранитом серо-коричневого цвета, колонны отделаны чёрным мрамором «габбро», а асфальтовый пол заменён на камбулатовский тёмный гранит. Работы выполнили участки Павла Зорина (СМУ-5) и Александра Шишкина из УСР Мосметростроя.

Летом 2017 года был реконструирован южный вестибюль станции и подводящие к нему коридоры - стены и потолок покрыли панелями систем интерьерной облицовки «FRAME» и H-100/200 (группы компаний АСП) из оцинкованной стали с порошковым покрытием салатового и белого цветов.

В 2024 году сооружен выход №3 северного вестибюля в цокольный этаж Политехнического музея (временно не работает).

Line 6 and 7. Station 'Kitay-gorod', north vestibule ©Photo Yu.Gridchin, 2025

Выход №4 северного вестибюля в Ильинский сквер и к памятнику героям Плевны.

Line 6 and 7. Station 'Kitay-gorod', west hall ©Photo Yu.Gridchin, 2025

Западный зал, южное направление ("Гармошка").

Line 6 and 7. Station 'Kitay-gorod', west hall ©Photo Yu.Gridchin, 2025

Западный зал, южное направление ("Гармошка").

Line 6 and 7. Station 'Kitay-gorod', west hall

Западный зал, южное направление ("Кристалл").

Line 6 and 7. Station 'Kitay-gorod', west hall

Западный зал, южное направление ("Кристалл").

Line 6 and 7. Station 'Kitay-gorod', west hall

Декоративный элемент оформления путевой стены (зал Кристалл).

Line 6 and 7. Station 'Kitay-gorod', east hall ©Photo Yu.Gridchin, 2025

Бюст В.П.Ногина.

Line 6 and 7. Station 'Kitay-gorod', east hall ©Photo Yu.Gridchin, 2025

Восточный зал, северное направление ("Гармошка").

Line 6 and 7. Station 'Kitay-gorod', east hall ©Photo Yu.Gridchin, 2025

Восточный зал, северное направление ("Гармошка").

Line 6 and 7. Station 'Kitay-gorod', east hall ©Photo Yu.Gridchin, 2024

Восточный зал, северное направление ("Гармошка").

Line 6 and 7. Station 'Kitay-gorod', east hall

Восточный зал, северное направление ("Гармошка").

Line 6 and 7. Station 'Kitay-gorod', east hall

Восточный зал, северное направление ("Гармошка").

Line 6 and 7. Station 'Kitay-gorod', east hall

Восточный зал, северное направление ("Гармошка").

Line 6 and 7. Station 'Kitay-gorod', east hall

Декоративный элемент оформления путевой стены (зал Гармошка).

Line 6 and 7. Station 'Kitay-gorod', south vestibule ©Photo Группа компаний АСП, 2017

Южный вестибюль, 2025 год.

Line 6 and 7. Station 'Kitay-gorod', south vestibule ©Photo Группа компаний АСП, 2017

Распределительный зал южного вестибюля, 2017 год.

Line 6 and 7. Station 'Kitay-gorod', south vestibule ©Photo Группа компаний АСП, 2017

Южный вестибюль, 2017 год.

Back to Line 6 Back to Line 7 Main
Рейтинг@Mail.ru