METRO.Фотоальбом
Замоскворецкая линия. Станция "Новокузнецкая".
Line 2. Station "Novokuznetskaya".

Открыта 20 ноября 1943 года. Арх. И.Г.Таранов, Н.А.Быкова.

The station was opened in 20-Nov-1943. Arch. I.Taranov, N.Bykova.

Наземный круглый в плане вестибюль-ротонда (арх. В.Г.Гельфрейх, И.Е.Рожин, с участием Л.А.Шагуриной и Г.Тосунова) расположен между Пятницкой улицей и Садовническим проездом. Вестибюль облицован внутри мрамором «уфалей» и украшен барельефами скульптора Г.И.Мотовилова, олицетворяющие собой архитектуру, живопись, скульптуру, науку и технику, а также мозаикой В.А.Фролова «Парад физкультурников» на потолке.

Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения (глубина 37,5 м). В архитектурном оформлении станции нашла яркое воплощение тема творческой силы и мощи советского народа, его замечательных побед на фронте и в тылу в дни Великой Отечественной войны. Периметр эскалаторной арки украшен бронзовой скульптурной вставкой работы скульптора Н.В.Томского. В её центре - шит с надписью "Слава доблестным бойцам Великой Отечественной войны" в обрамлении знамён, оружия и лавровых венков.

Потолочный фриз среднего зала станции изображает эпизоды боевых операций. Станция украшена барельефами великих русских полководцев - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова (скульпторы Н.В.Томский, А.Е.Зеленский, С.М.Рабинович, Н.Л.Штамм).

На своде зала изначально находилось семь мозаичных панно из смальты по эскизам А.А.Дейнеки - «Садоводы», «Сталевары», «Машиностроители», «Строители», «Авиаторы», «Лыжники» и «Шахтёры» (последнее было демонтировано при установке гермозатвора в конце 1950-х годов).

Интересно, что мозаики, украшающие потолок станции «Новокузнецкая», создавались для «Донбасской» - так первоначально называлась будущая «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Архитекторы, братья Веснины, задумывали её как подземный музей Донбасса, в котором ведущая роль отводилась мозаичным панно на тему мирной жизни индустриального края. Над мозаиками работали Александр Дейнека и Владимир Фролов - тот же творческий тандем, что ранее украсил станцию «Маяковская». Весной 1941 года 14 мозаик доставили из Ленинграда в Москву.

Из-за нехватки ресурсов и технических сложностей в связи с начавшейся Великой Отечественной войной станцию «Донбасская» построили в упрощённом виде по проекту Алексея Душкина и переименовали в «Павелецкую» по названию железнодорожного вокзала. 8 из 14 запланированных для «Донбасской» мозаик нашли новое место - на сводах вестибюля и центрального зала «Новокузнецкой», хотя проект этой станции не предусматривал мозаичного декора. Судьба шести мозаик неизвестна.

Свод зала держат мощные пилоны, облицованные прохоро-баландинским мрамором, между которыми установлены великолепные скамьи из белого сибирского мрамора. Ходили слухи, что здесь якобы использовали скамьи из взорванного Храма Христа Спасителя, но это неверно - проект их оформления прорисовывал автор станции Иван Таранов.

Центральный зал освещён бронзовыми торшерами, платформы - круглыми люстрами. Стойки и подставки торшеров оформлены узорчатым тёмным известняком узбекского месторождения Алмалык и красным — грузинского месторождения Шроша. Пол станции облицован тёмно-серым и красным гранитом, а также мрамором различных цветов.

Станцию возвела Шахта №15-16 (СМУ-8) Мосметростроя (рук. Н.Губанков, Л.Возианов).

В 1946 году архитекторы станции удостоены Сталинской премии 1-ой степени.

В 1970 году зал станции был удлинён при строительстве перехода в южный ("старый") зал станции "Третьяковская". Сейчас торцевой стеной станции является боковая стена перехода, куда перенесли мраморное мозаичное панно работы Б.В.Покровского «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков». На панно изображён советский народ на фоне Москвы и знамёна с профилем В.И.Ленина (до начала 1960-х годов был профиль И.В.Сталина).

25 января 1986 года в центре зала были открыты лестницы для перехода в северный ("новый") зал станции "Третьяковская".

15 августа 1995 года из старого зала станции «Третьяковская» был открыт новый переход, который выводит пассажиров в южные торцы платформ станции "Новокузнецкая".

Вестибюль станции. 2016 год. Фото Alex 'Florstein' Fedorov.

Центральный зал станции. 2016 год. Фото Alex 'Florstein' Fedorov.

Оформление центрального зала станции.

Платформа станции. Фото А.Попова.

Back Main
Рейтинг@Mail.ru