| METRO.Фотоальбом Замоскворецкая линия. Станция "Новокузнецкая". Line 2. Station "Novokuznetskaya". |
|
Наземный круглый в плане вестибюль-ротонда (арх. В.Г.Гельфрейх, И.Е.Рожин, с участием Л.А.Шагуриной и Г.Тосунова) расположен между Пятницкой улицей и Садовническим проездом. Вестибюль облицован внутри мрамором «уфалей» и украшен барельефами скульптора Г.И.Мотовилова, олицетворяющие собой архитектуру, живопись, скульптуру, науку и технику, а также мозаикой В.А.Фролова «Парад физкультурников» на потолке. Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения (глубина 37,5 м). В архитектурном оформлении станции нашла яркое воплощение тема творческой силы и мощи советского народа, его замечательных побед на фронте и в тылу в дни Великой Отечественной войны. Периметр эскалаторной арки украшен бронзовой скульптурной вставкой работы скульптора Н.В.Томского. В её центре - шит с надписью "Слава доблестным бойцам Великой Отечественной войны" в обрамлении знамён, оружия и лавровых венков. Потолочный фриз среднего зала станции изображает эпизоды боевых операций. Станция украшена барельефами великих русских полководцев - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова (скульпторы Н.В.Томский, А.Е.Зеленский, С.М.Рабинович, Н.Л.Штамм). На своде зала изначально находилось семь мозаичных панно из смальты по эскизам А.А.Дейнеки - «Садоводы», «Сталевары», «Машиностроители», «Строители», «Авиаторы», «Лыжники» и «Шахтёры» (последнее было демонтировано при установке гермозатвора в конце 1950-х годов). Интересно, что мозаики, украшающие потолок станции «Новокузнецкая», создавались для «Донбасской» - так первоначально называлась будущая «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Архитекторы, братья Веснины, задумывали её как подземный музей Донбасса, в котором ведущая роль отводилась мозаичным панно на тему мирной жизни индустриального края. Над мозаиками работали Александр Дейнека и Владимир Фролов - тот же творческий тандем, что ранее украсил станцию «Маяковская». Весной 1941 года 14 мозаик доставили из Ленинграда в Москву. Из-за нехватки ресурсов и технических сложностей в связи с начавшейся Великой Отечественной войной станцию «Донбасская» построили в упрощённом виде по проекту Алексея Душкина и переименовали в «Павелецкую» по названию железнодорожного вокзала. 8 из 14 запланированных для «Донбасской» мозаик нашли новое место - на сводах вестибюля и центрального зала «Новокузнецкой», хотя проект этой станции не предусматривал мозаичного декора. Судьба шести мозаик неизвестна. Свод зала держат мощные пилоны, облицованные прохоро-баландинским мрамором, между которыми установлены великолепные скамьи из белого сибирского мрамора. Ходили слухи, что здесь якобы использовали скамьи из взорванного Храма Христа Спасителя, но это неверно - проект их оформления прорисовывал автор станции Иван Таранов. Центральный зал освещён бронзовыми торшерами, платформы - круглыми люстрами. Стойки и подставки торшеров оформлены узорчатым тёмным известняком узбекского месторождения Алмалык и красным — грузинского месторождения Шроша. Пол станции облицован тёмно-серым и красным гранитом, а также мрамором различных цветов. Станцию возвела Шахта №15-16 (СМУ-8) Мосметростроя (рук. Н.Губанков, Л.Возианов). В 1946 году архитекторы станции удостоены Сталинской премии 1-ой степени. В 1970 году зал станции был удлинён при строительстве перехода в южный ("старый") зал станции "Третьяковская". Сейчас торцевой стеной станции является боковая стена перехода, куда перенесли мраморное мозаичное панно работы Б.В.Покровского «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков». На панно изображён советский народ на фоне Москвы и знамёна с профилем В.И.Ленина (до начала 1960-х годов был профиль И.В.Сталина). 25 января 1986 года в центре зала были открыты лестницы для перехода в северный ("новый") зал станции "Третьяковская". 15 августа 1995 года из старого зала станции «Третьяковская» был открыт новый переход, который выводит пассажиров в южные торцы платформ станции "Новокузнецкая". |
![]() Вестибюль станции. 2016 год. Фото Alex 'Florstein' Fedorov. |
Центральный зал станции. 2016 год. Фото Alex 'Florstein' Fedorov. |
Оформление центрального зала станции. |
Платформа станции. Фото А.Попова. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
| |