Александр Змеул

Подземное ретро

В центре Москвы открылась станция метро «Трубная»

В то, что “Трубную” когда-нибудь откроют, не верил уже никто. Ее строили 17 лет, ожидания открытия усугублялись тем, что последнюю станцию в пределах Кольцевой линии открывали и вовсе 19 лет назад - это была станция “Цветной бульвар”, как раз пересадочная на “Трубную”. Видимо, “Трубная” и “Сретенский бульвар” (его откроют через пару месяцев) станут последними новыми станциями метрополитена, построенными в историческом центре Москвы, в обозримом будущем.

Line 10. Station 'Trubnaya'. © Photo Yu.Gridchin, 2007

У “Трубной” и соседнего “Цветного бульвара” один и тот же автор - Владимир Филиппов, однако “Трубная” - более радикальное высказывание: здесь предпринята попытка отойти от монотонной структуры с повторяющимися колоннами или пилонами. Технологически это прием примитивный – каждый пятый проход закрыт глухой стеной, но результат, благодаря правильным пропорциям, получился интересным. Представьте себе: каждые четыре прохода из центрального зала на платформы объединены мощной протяженной аркой из светлого мрамора. Внутри же этой арки стоят три колонны из темно-зеленого мрамора, которые выглядят очень легкими, до такой степени, что можно подумать, будто это декоративный элемент. В общем, по архитектуре это вполне современная станция, но убедительная и небанальная, естественно, с поправкой на традиционный московский дворцовый стиль метрополитена и на то, что проект относится к 1990 году.

У каждой станции московского метро должно быть так называемое художественно-декоративное оформление, а у станции в центре – оформление в историческом и традиционном духе. Тема для “Трубной” лежала на поверхности: «Старая Москва» - сами понимаете, Бульварное кольцо, места, описанные Гиляровским, да ещё и «Школа современной пьесы», в здании которой в XIX веке располагался ресторан «Эрмитаж». Он славен прежде всего своим владельцем Люсьеном Оливье, который, согласно московской мифологии, является автором рецепта знаменитого салата. Однако Зураб Церетели изготовил витражи на тему «Древние города России, по которым любят путешествовать москвичи» (так написано на официальном сайте метрополитена). Аляповатые витражи, изображающие Палех, Боголюбово, Новгород и прочее - это 70-е без всякой рефлексии и осмысления. Такими витражами любили украшать гостиницы и рестораны в советских туристических центрах - в городах Золотого кольца или Новгорода. Под таким витражиком туристы поглощали комплексные обеды или выяснили отношения с администраторшей. Не прошло и тридцати лет, как все это перекочевало в центр Москвы.

Мозаики дополнены массивными светильниками, прикрепленными к решеткам художественной ковки, это, видимо, должно вызывать ассоциации с оградами бульваров и старыми уличными фонарями, ведь на Трубной площади сходятся четыре бульвара. В торцах станции висят панно, тоже вполне традиционные для Церетели: с условными соборами и монастырями, нарисованные также в лучших советских традициях – почти на всех церквях отсутствуют кресты.

Однако сочетание форм 90-х и декоративного оформления 70-х здесь не смущает, ведь это же станция, расположенная на эклектичной Трубной площади, которая постоянно переживает метаморфозы. Ее облик все время меняется и, по сути, формируется только сейчас. Когда в 1990-м начинали строить станцию, на площади уже 10 лет как стоял унылый Дом политпросвещения, а сейчас, когда станцию открыли, его уже несколько лет как снесли и возводят суперсовременный комплекс «Легенда Цветного». Исторического квартала напротив тоже нет, теперь на его месте «Неглинная плаза», чья архитектура обращена в прошлое. В начале Рождественского бульвара, на месте туалета, строят развлекательный центр, а завершает эту даже для Москвы чрезмерную эклектику один из старейших московских бульваров - Цветной, на котором после урагана 1998-го почти не осталось старых деревьев. В общем, на площади, как и на станции, сплошная эклектика, а, значит, все законы жанра соблюдены – подземное пространство гармонично продолжает наземное и наоборот.

Источник: © РосБизнесКонсалтинг

Back
Rambler's Top100