Екатерина Пятунина

Зачем диспетчерам музыкальный слух?

В начале 2001 года на Московском метрополитене стал применяться тренажёр диспетчера

Сбить график поездов в метро, оказывается, дело нехитрое. Достаточно заботливо придержать дверь для опаздывающих пассажиров, и все расписание летит в тартарары. Казалось бы, всего каких-то 30 секунд, а подземному движению приходится перестраиваться.

А сколько еще «нечеловеческих» факторов мешает работать подземке: падение напряжения, поломка светофоров, упавшие деревья на открытых участках пути... Вот почему диспетчеры столичного метрополитена регулярно сдают экзамены.

Корреспондент «Вечерки» побывала в тренажерном зале, где они мгновенно расправляются с моделируемыми чрезвычайными ситуациями, и в самой диспетчерской, из которой осуществляется «командование поездами».

Все ошибки разбираются

Тренажерный зал для диспетчеров – это целый класс с огромными видеопанелями, показывающими схему подземного движения; с несколькими компьютерами и раскатанными по столам странными графиками (какие-то «клеточки в елочку»). Людмила Логинова – один из разработчиков тренажера, с помощью которого на участках пути сначала создаются нештатные ситуации, а потом преодолеваются.

– Эта схема специально создана для поддержания и повышения квалификации диспетчеров, – рассказывает Людмила. – Количество тренажеров равно числу веток в метро. На разработку одной такой схемы-тренажера уходит год: надо внести в схему всю базу данных, все объекты, описать движение поезда, вычислить пропускную способность. В конце концов, надо решить дифференцированные уравнения движения поезда.

Раз в месяц диспетчеры сдают экзамен на своей ветке-тренажере. Им предлагают справиться с тремя ситуациями. Полного цикла вопросов хватает на два года испытаний – столько разновидностей мелких и крупных сбоев может произойти под землей. Все ошибки, допущенные на экзаменах, потом детально разбираются.

Посторонний предмет

Инженер диспетчерского участка службы движения Московского метрополитена Татьяна Галицкая рассказывает, что в пиковые часы поезда идут с интервалом в 1,5 мин., в менее загруженное время интервалы достигают 2,45 мин. После серьезных сбоев в движении диспетчер может сократить интервалы до пиковых, а в дни общегородских мероприятий (чтобы разгрузить платформу от пассажиров) – отправить на подмогу резервный поезд.

Тем временем экзаменующаяся сотрудница решает, как достать упавшую на рельсы сумку-тележку: инцидент отражается на графике движения сразу трех поездов.

Диспетчер велит двум из них следовать под загадочный «оборот», а один тормозит, требует снять напряжение и извлечь с рельсов посторонний предмет.

Настоящая диспетчерская выглядит еще более впечатляюще. Здесь и экраны, показывающие, что делается на платформах, и внушительные мониторы со схемами, на которых в реальном времени отображается все, что происходит на линии, и старые добрые схемы на ватмане. Еще как минимум полдюжины телефонов и диспетчерский пульт.

Наталья Копцова, поездной диспетчер, работает в подземке с 1994 г. Она редкий, универсальный специалист: знает схемы не одной, а целых семи веток. В этот раз она дежурит на СерпуховскоТимирязевской линии, можно сказать, рулит этой веткой. Ее командам подчиняются все машинисты.

С утра все спокойно, только напряжение что-то падает… Но, как уверяет Наталья, параличом движения это не грозит.

Как космонавты

Дирижировать подземным транспортом – непростое дело, всех подряд в диспетчеры не берут. Сначала надо три года просто поработать под землей, потом пройти испытательный срок.

И, бесспорно, обладать пространственным мышлением и способностью мгновенно принимать решения.

– Мы все имеем высшее образование. Проходим медкомиссию ежегодно, как космонавты. У нас у всех практически музыкальный слух. Вот вы, наверное, с непривычки и не понимаете, что мы друг другу говорим по громкой связи, – смеется Наталья.

Многих своих подопечных, например, машинистов, Наталья даже не знает в лицо. А вот те частенько наведываются посмотреть, что же это за таинственный голос ими командует.

– Когда идешь работать поездным диспетчером, сначала даже не представляешь, на что соглашаешься.

Каждый день непредсказуем, график может оказаться ненормированным. Если за минуту до окончания смены что-то случилось, то рабочий день длится, пока инцидент не будет исчерпан, – рассказывает Наталья Викторовна. – Но зато, если все спокойно, если приходишь на работу в хорошем настроении, то по громкой связи можешь поднять настроение всем, кто в это время работает на линии. А по праздникам, например, 8 Марта, машинисты используют громкую связь, чтобы меня поздравить. Это, конечно, по уставу не положено, но очень приятно.


Справка «ВМ»

Иногда пассажиры падают с платформ Московского метрополитена. В основном падение на пути происходит из-за неосторожности, плохого самочувствия, состояния алкогольного опьянения. Большой процент в статистике занимают суициды.

Ситуации, когда пассажира кто-то толкает под поезд, крайне редки. Каждый случай падения пассажира детально разбирается.

Изучаются данные камер видеонаблюдения – на каждой станции их установлено по 20–25. Если при падении пассажир не оказался зажатым и не получил травм, требуется около 5–7 мин., чтобы поднять его на платформу.

В тяжелых случаях, если упавший оказался зажат под поездом, вызывается бригада, которая извлекает его при помощи специальных механизмов.

Источник: газета “Вечерняя Москва”, N116, 28 июня 2010 года.
<< МЕТРО Библиотека
<< METRO Library

Rambler's Top100