Екатерина Пятунина

Нужную станцию узнаем по цвету

Поезда научат ездить без машиниста, люди перестанут падать на рельсы, а новые станции получат концептуальный окрас. Кроме того, нас ожидает расцвет подземной архитектуры и третий пересадочный контур. Это не фантастика, а уже ближайшая перспектива развития метрополитена, о которой рассказал главный архитектор Метрогипротранса Николай Шумаков.

Перегородки на краю платформ

К концу года на станции метро «Улица Горчакова» Бутовской линии будут установлены светопрозрачные перегородки на краях платформ. Они должны положить конец падению людей на рельсы.

По словам Николая Шумакова, все новые станции будут строиться с перегородками или возможностью их монтировать. Впрочем, сейчас нельзя повсеместно вводить заграждения. Во-первых, поезда «разноформатные» – двери расположены не универсально, в итоге одни составы будут попадать дверями в проемы заграждений, а другие – нет. Во-вторых, как решать проблемы вентиляции? Поезд не сможет «выдыхать» воздух, «упираясь» в заграждение, а значит, принудительная вентиляция, с помощью которой до сих пор идет проветривание вагонов составов, не оснащенных кондиционерами, работать не сможет. А вот вопрос установки «стен безопасности» на старых станциях метро, 44 из которых являются памятниками архитектуры, будут принципиально решать власти города: на одной чаше весов – безопасность пассажиров, а на другой – целостность культурного памятника, который будет загублен подобным «архитектурным» вторжением.

«Колонны пляшут влево-вправо»

Николай Шумаков пообещал и новую страницу в развитии подземной архитектуры.

– Архитектура не потеряет своего качества, а даже наоборот, – сказал Шумаков, – станция «Братеево» – первая заявка в рамках жесткой типовой концепции, и она открывает череду типовых станций.

На станции «Братеево» будут колонны в виде «красных крыльев». У станции «Пятницкое шоссе» – искаженная платформа, как в зазеркалье.

В силу особенностей подземного пространства линия метро идет здесь по дуге, архитекторы не стали идти «против природы» и подстроили станцию под изгиб путей. «Фонвизинская» будет, в стиле российских конструктивистов конца 1920-х – начала 30-х годов, состоять из концентрических окружностей. А на новой станции «Петровско-Разумовская» «колонны пляшут влево-вправо».

Третий пересадочный контур

По словам Николая Шумакова, он будет проходить на расстоянии 5–7 км от обычного «кольца».

– Его смысл – не везти транзитных пассажиров через центр Москвы, а пересесть на нужную ветку уже на периферии.

Кольцо протянется от делового центра «Москва-Сити» до станции «Савеловская».

Станции третьего пересадочного контура будут типовыми, отличаяясь по цвету.

Например, станция у Ходынского поля будет выдержана в черных тонах. «Петровский парк» – в зеленых. Архитекторы надеются, что разноцветные станции не дадут проехать пассажирам нужную остановку.

Именно на третьем пересадочном контуре и Солнцевской линии после 2015 года могут появиться поезда без машинистов. По мнению главного архитектора Метрогипротранса, этого не стоит бояться. Он сравнил поезд без машиниста с лифтом, который уже давно не требует присутствия в нем лифтера. В парижском метро такие поезда ходят уже 10 лет.


Справка «ВМ»

Новые линии до 2015 года:
в 2011 г. – от станции «Марьина Роща» через станцию «Шипиловская» до станции «Зябликово»;

в 2012 г. – от «Новогиреево» до «Новокосино»;
от «Красногвардейской» до «Братеево»;
от «Митино» до «Пятницкой»;

в 2013 г. – от «Делового центра» до «Парка Победы»;
от «Старокачаловской» до «Битцевского парка»;
от «Выхино» до «Жулебино»;

в 2014 г. – от «Юго-Западной» до «Тропарево»;
от «Марьиной рощи» до «Селигерской»;
от «Парка Победы» до «Раменок»;
от «Делового центра» через три станции до «Хорошевской»;

в 2015 г. – от станции «Авиамоторная» до станции «Люберецкие поля», а также от «Хорошевской» до «Нижней Масловки».

Источник: газета “Вечерняя Москва”, N137, 27 июля 2011 года.
<< МЕТРО Библиотека
<< METRO Library

Rambler's Top100