Василиса Чернявская

Движение кольцевое.
Метрополитен и железная дорога объединяются ради удобства жителей.

С открытием движения по Малому кольцу Московской железной дороги город фактически получит второй пересадочный контур для метро и первый пересадочный контур для пригородных поездов.

Московское кольцо железной дороги уже в следующем году станет единым целым с Московским метрополитеном. Городские власти уже провели первый транш оплаты за акции московского кольца. Что это даст пассажирам, освободятся ли вагоны метро в час пик, кто поедет по Малому кольцу и когда эти намерения воплотятся в жизнь, разбирались корреспонденты «ВМ».

Правительство Москвы стало единственным акционером Московской кольцевой железной дороги. Столичные власти уже приобрели 50 процентов акций у Российских железных дорог. Теперь у Московской железной дороги и столичного метрополитена будет единая тарифная зона, а пассажирам не нужно будет платить за пересадки с окружной на станции подземки, сообщили 26 октября в Департаменте транспорта столицы. Запуск движения на Малом кольце намечен на осень следующего года.

— Согласно условиям сделки все права, удостоверяемые продаваемыми акциями, и права на продаваемые акции переходят к покупателю уже после совершения первого транша. Полностью сделка будет завершена 1 июля 2016 года, — рассказали в пресс-службе Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы.

Данная сделка позволит интенсивнее развивать транспортно-пересадочные узлы и территории, прилегающие к ним.

«ВМ» решила выяснить, что же даст городу не только сама сделка, но и запуск пассажирского движения по некогда застывшей в своем развитии окружной.

МЕТРО ЛЕГКОЕ, НАЗЕМНОЕ

Уже через год столица получит полноценное наземное метро. 54 километра окружной запустят для пассажирского сообщения. Ранее дорога использовалась только для грузовых перевозок. Теперь после паузы, длившейся несколько десятилетий, было возобновлено строительство новых железнодорожных путей.

По словам мэра Москвы Сергея Собянина, это первый опыт столицы за последние 30–40 лет. С открытием движения по Малому кольцу Московской железной дороги город фактически получит второй пересадочный контур для метро и первый пересадочный контур для пригородных поездов.

— С запуском Малого кольца Московской железной дороги у города фактически появится дополнительное кольцо наземного легкого метро, связанное с сетью метрополитена и радиальными направлениями железных дорог, — рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Окружная будет иметь пересадки на 17 линий метро, в том числе строящегося Третьего пересадочного контура, и на 10 радиальных направлений железной дороги.

Таким образом протяженность столичной подземки с учетом ее интеграции с модернизируемым Малым кольцом Московской железной дороги превысит 500 километров.

— Это означает, что нагрузка на один квадратный метр метро значительно снизится, и в подземке можно будет комфортно ездить даже в часы пик, — продолжил Марат Хуснуллин. Только в первый год своей работы Малое кольцо сможет перевезти порядка 80 миллионов человек в год.

К 2025 году окружная будет перевозить до 300 миллионов человек. Это сопоставимо с потоком пассажиров на загруженных ветках столичной подземки.

— Строительная часть, как мы и обещали, будет закончена в этом году, а в 2016-м планируем запустить его как полноценное наземное метро, — констатировал заммэра.

В настоящее время на Малом кольце Московской железной дороги уже началось строительство 20 станций. Также до конца 2015 года завершится реконструкция пяти путепроводов — Звенигородского, Коптевского, Богородского и двух Волоколамских.

— Работы идут в соответствии с графиком. До конца года они будут завершены, — уточнил руководитель Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев.

Он также отметил, что необходимо провести большую работу по благоустройству железнодорожных платформ и старых станций, создать удобные подходы и подъезды для будущих пассажиров магистрали.

Планируется открыть не менее десяти новых маршрутов наземного общественного транспорта, который будет подвозить людей к железнодорожным станциям.

ЦВЕТОВАЯ НАВИГАЦИЯ И ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Интересным обещает быть и оформление станций Малого кольца железной дороги. Специалисты обещают применить так называемую цветовую навигацию.

— В оформлении 32 станций Малого кольца планируется использовать восемь цветов, — рассказал главный архитектор окружной Тимур Башкаев. — К такому решению мы пришли совместно с городскими властями. Предполагается, что каждая станция будет иметь свой цвет. При этом станции Малого кольца Московской железной дороги, пересекающиеся со станциями подземки, будут повторять цвет линии метрополитена.

Это позволит пассажирам лучше ориентироваться, легко различать и запоминать станции. Различными цветами будут оформлены внутренние пространства станций, а фасады отделают светлыми панелями. Тимур Башкаев также добавил, что в настоящий момент прорабатывается окончательная цветовая гамма для всех станций Малого кольца.

График движения поездов на Малом кольце Московской железной дороги будет соответствовать графику движения столичного метрополитена — с 6 утра до 1 часа ночи, в зависимости от нагрузки на станции.

Планируется, что скоростные стандарты движения поездов метрополитена будут соблюдаться и на Московской кольцевой железной дороге: в часы пик поезда будут курсировать с интервалами не более шести минут. Напомним, что в 2014 году Московский метрополитен заключил договор с ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания», согласно которому в течение 15 лет ЦППК будет составлять график движения поездов и обеспечивать работу не менее 33 электропоездов.

Train 'Ivolga' © VM.RU, 2015

НОВЫЙ ИМПУЛЬС РАЗВИТИЯ

Запуск пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги даст серьезный импульс развитию прилегающих территорий и позволит реорганизовать почти 11 тысяч гектаров пустующих сегодня промышленных зон. На этих площадках построят полноценные жилые кварталы со всей необходимой инфраструктурой. Вместо заброшенных территорий в Москве появится привлекательное городское пространство.

— Такая транспортная доступность позволит интегрировать в процессы городского развития прилегающие к Малому кольцу железной дороги территории совокупной площадью 10,8 тысячи гектаров, большая часть которых сегодня — откровенно депрессивные заброшенные земли промышленных и коммунальных предприятий, — добавил Марат Хуснуллин, подчеркнув, что развитие Малого кольца — один из самых масштабных проектов, реализуемых правительством Москвы.

Также в ходе реконструкции Малого кольца железной дороги будет дополнительно построено 30 километров путей для грузовых перевозок.

— До настоящего времени основная функция Малого кольца железной дороги была грузовая, — уточнил заммэра. — После реконструкции приоритетом в работе магистрали станут пассажирские перевозки, однако она продолжит обслуживать сохранившиеся промышленные предприятия. Для организации полноценного пассажирского трафика на отдельных участках дороги необходимо построить новые пути.

— И в зоне крупных промышленных территорий будут уложены дополнительные железнодорожные линии. Сейчас эта работа уже активно ведется. Общая протяженность новых путей составит около 30 километров, — добавил Марат Хуснуллин.

Планируется, что столичная окружная будет пользоваться не меньшей популярностью, чем любая линия метро.

Именно поэтому создание транспортно-пересадочных узлов имеет особое значение для этого вида сообщения.

Прошедшая с РЖД сделка позволит городским властям оперативнее проводить общественные слушания по вопросам создания транспортных терминалов в составе окружной. На их территориях планируется создать коммерческие площади, которые будут использоваться по разному назначению: торговые центры, офисы, кафе. Именно в этот сегмент привлекаются частные инвестиции.

— Общая сумма инвестиций в этот проект развития транспортно-пересадочных узлов на Московской кольцевой железной дороге составит порядка 55,5 миллиарда рублей, — уточнили в Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. — При этом город вложит в строительство инфраструктуры Малого кольца Московской железной дороги только 15,5 миллиарда рублей. Планируется привлечь порядка 40 миллиардов рублей частных инвестиций на строительство разнообразных общественно-деловых зон: коммерческой и жилой недвижимости, отелей, зон отдыха, кафе для удобства и комфорта пассажиров нового вида общественного транспорта.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Собянин, мэр города Москвы:
— Малое кольцо Московской железной дороги, которое проходило по промышленным зонам, в свое время в народе называли «ржавым». Я надеюсь, что со временем «ржавое» кольцо станет «золотым». В настоящее время примерно на 70 процентов завершены работы по созданию инфраструктуры для будущего пассажирского движения. Малое кольцо Московской железной дороги войдет в систему московского метрополитена и будет иметь единое билетное меню с подземкой.

Алексей Зотов, генеральный директор ОАО «Московская Кольцевая Железная Дорога»:
— Около 30 тысяч человек в час сможет перевозить Московская кольцевая железная дорога по территории бывшего завода имени Лихачева. Это единственная точка в Москве, где в дальнейшем сформируется пассажиропоток такого объема. Строящиеся там станции Малого кольца учитывают возводимую на территории промзоны недвижимость. Развитие окружной даст импульс развитию промзон. Ранее там была транспортная доступность для грузов, сейчас там появится транспортная доступность для пассажиров. Вокруг Малого кольца будет 180 новых остановок общественного транспорта. Также развитие Малого кольца Московской железной дороги позволит привлечь инвесторов. У бизнеса появится возможность вкладывать деньги в площадки, которые ранее были недоступны для транспорта и откуда было невозможно доехать.

Сейчас мы готовы предложить инвесторам 11 площадок. Мы проектируем 31 остановочный пункт на Малом кольце. На 20 из них начались строительно-монтажные работы.

Алексей Жигалин, заместитель генерального директора по проектированию АО «Московская Кольцевая Железная Дорога»:
— Карту «Тройка» можно будет использовать для проезда по Малому кольцу Московской железной дороги. Билеты для проезда по окружной интегрируют в систему единого транспортного билета «Тройка» с теми же условиями, что и в метро. Это бесплатная пересадка, оплата карточек длительного действия, льготные условия останутся прежними, будет также активна и Социальная карта москвича.

В терминалах будут расположены кассы, а вот основной упор сделают на размещение билетопечатающих автоматов. Оплатить проезд на Малом кольце Московской железной дороги и метро можно будет единым билетом, при этом поездка не будет списываться повторно. Если пересадка с подземки на окружную происходит в течение 15 минут, то она будет бесплатной.



Источник: газета «Вечерняя Москва», №197, 16 октября 2015 года


<< МЕТРО Библиотека
<< METRO Library