Виктория Филатова

Реальные люди, а не виртуальная толпа. Фотограф изучает пассажиров подземки

Двери поезда открываются, выплюнув на перрон очередную порцию пассажиров. Отделившись от толпы, человек с рюкзаком садится на скамью и ждет, пока схлынет основной поток. Корреспондент «ВМ» приняла участие в создании «партизанской выставки» самого популярного фотографа недели.

Проводив взглядом последнего пассажира, юноша открывает рюкзак, достает оттуда фотографию в толстой раме, несколько мгновений изучает ее, а затем торопливо клеит на стене станции. Затем, взглянув на снимок в последний раз, растворяется в толпе пассажиров, прибывших новым поездом.

Партизанская выставка

Дизайнер Алексей Домрачев раскладывает на скамейке фотографии, которые он должен сегодня разместить в «выставочном пространстве» — на станциях столичной подземки.

— Вот эта мне очень нравится, показывает он мне одну из работ. — Тут видно женщину с огромной охапкой воздушных шаров, застрявшую в дверях поезда. Двери слишком быстро закрылись, и часть шаров осталась в вагоне, а женщина — на платформе. Она стала звать на помощь! Но, слава богу, машинист открыл двери, и все шары благополучно ушли с хозяйкой.

Пять лет подряд Алексей фотографировал людей в метро. Камера его телефона ловила целующихся работников метро, футбольных болельщиков в красочных костюмах, студентов, отплясывающих на перроне, словом, обычных пассажиров подземки, ежедневно сопровождающих его по пути из дома на работу. В конце концов снимков накопилось так много, что фотограф решил устроить свою персональную выставку.

© ВМ\Наталья Феоктистова, 2016

— Я люблю завершать начатое, — признается Алексей. — Вот недавно дом на даче достроил — так счастлив был! А куча снимков пылится без дела. Я понял, что мне надо в этой истории поставить точку, для того чтобы двигаться дальше.

Точку дизайнер решил поставить по-партизански: распечатал одну из серий, одолжил у друга маленькую видеокамеру и поехал по веткам метро, расклеивая снимки в тех местах подземки, где они были когда-то сделаны.

— Конечно, я понимал, что они не будут там висеть вечно, — улыбается он. — В течение несколько часов их снимут работники метро. Но с их помощью я хотел показать мимолетность мгновения: вот на этой самой скамейке год назад сидела дама с собачкой, а сегодня на ней — группа школьников. А завтра будет кто-то другой...

Внезапная слава

Все свои действия Алексей фиксировал на камеру. Ночью он смонтировал отснятый материал, выложил ролик в сеть и лег спать. А наутро… проснулся знаменитым!



— Честно говоря, я не ожидал такого признания, — говорит дизайнер. — Мой аккаунт «взорвался» от количества сообщений: меня благодарили за снимки совершенно незнакомые люди, а журналисты назначали интервью!

Видео за сутки посмотрели более ста тысяч человек. И многие герои узнали на снимках себя.

— Подруга прислала ссылку на аккаунт Алексея, уточняя, не я ли на фотографии, — рассказывает бортпроводница Евгения Кузнецова, которую камера фотографа подловила в тот момент, когда девушка в ожидании поезда слушала музыку, оперевшись на мраморную стену.

— Мне было очень лестно, что он выделил меня из толпы, — признается Евгения. — Забавно было посмотреть на себя со стороны.

Правда, сам фотограф считает, что «люди со стороны» в последнее время все больше становятся похожими друг на друга.

— Все они — в наушниках и с гаджетами в руках, — говорит Алексей. — С помощью смартфонов и планшетов они пытаются отгородиться от соседей. Парадокс заключается в том, что большинство пассажиров спасаются от окружающих в соцсетях. То есть, находясь в толпе реальных людей, они предпочитают общаться с виртуальными.

И неспроста все чаще в объектив Алексея попадают одинокие горожане.

— Как-то вечером на перроне я увидел парочку — маму с дочкой, — вспоминает он. — Мама, сидя на скамейке, прижимала к себе девочку. И у обеих — такая тоска во взгляде, что и без слов было понятно, что они — одни на всем белом свете! Мне даже холодно стало.

Заметив подъехавший поезд, фотограф запрыгнул в вагон и помчался домой — обнимать жену и дочку.

— В тот момент я понял, что счастлив, просто потому, что не одинок, — признается он. Алексей уверен, что в огромном городе человеку очень часто не хватает человека. Именно этим он и объясняет внезапный успех своей партизанской выставки.

— Людям нравится наблюдать за другими, — считает фотограф. — Поэтому сегодня так популярен жанр реалити-шоу. Просто, когда рассматриваешь жизнь других, у тебя слегка притупляется чувство собственного одиночества.



Источник: газета «Вечерняя Москва», №218, 25 ноября 2016 года


<< МЕТРО Библиотека
<< METRO Library