Александр Хохлов

Интервью И.Беседина, 24 июня 2013 года

Руководитель Московского метрополитена Иван Беседин в интервью «Вечерке» откровенно рассказал о проблемах столичной подземки и о том, почему, невзирая ни на что, наше метро остается лучшим в мире.

Метрополитен связывает центр Москвы с промышленными районами и жилыми массивами. Сегодня доля Московского метрополитена в перевозке пассажиров среди предприятий городского пассажирского транспорта столицы составляет 56 процентов.

— Коллапса не будет Иван Сергеевич, сколько пассажиров перевозит столичная подземка ежедневно?

— От 7 до 8,5 миллиона человек. Были дни, когда мы перевозили и больше 9 миллионов. Рекордным стало 29 ноября прошлого года. Из-за сильных снегопадов многие горожане не рискнули выехать на работу на личном автотранспорте, и услугами метрополитена воспользовались 9 миллионов 279 тысяч 83 человека. Весной я докладывал мэру Москвы Сергею Семеновичу Собянину, что в этом году пассажиропоток ежемесячно растет.

С января по май он увеличился на 4,4%, а если взять только апрельские цифры — то на 5,5%.

— Поэтому в вагонах все теснее и теснее?

— К сожалению. По существующим нормативам в вагонах метропоездов должно находиться 4,5 человека на квадратный метр. Реально по некоторым линиям в пиковые часы на этой площади — 7–8 пассажиров.

— Понятно: город растет, население прибавляется, новые территории присоединены, приезжих все больше… Но понятно и то, что с этим надо что-то делать. Что?

— Мы принимаем все возможные технические меры. Увеличили длину составов. Теперь вагоны занимают всю длину станционных перронов. Активно наращиваем интенсивность движения метропоездов, увеличиваем количество поездов во внепиковое время.

— Но порой состава приходится ждать достаточно долго.

— Это обманчивое впечатление. Москва — очень быстрый город, все торопятся. А статистика показывает, что Московский метрополитен работает с такой интенсивностью, какой нет больше ни у одного другого в мире. Ежедневно по 12 линиям пропускается более 10 тысяч поездов.

В час по одной из самых загруженных Серпуховско-Тимирязевской линии проходит 40 пар поездов в обе стороны. После реконструкции системы безопасности движения на Арбатско-Покровской линии по ней будут курсировать также 40 пар поездов в час пик. Считайте сами, поезда идут с интервалом 90 секунд. В это время входит и движение по перегону, торможение перед станцией, и стоянка на ней, и набор скорости. Чтобы создать более комфортные условия, во внепиковое время будут выводиться дополнительные составы. Но должен сказать, что после увеличения интенсивности движения еще на ряде линий мы практически полностью выберем эти резервы.

— Метро встанет — и вместе с ним встанет вся Москва?

— Такого не произойдет. Систему разгрузят создание нового Третьего пересадочного контура и формируемые радиальные направления. Они активно строятся. Правительство Москвы уделяет этому жизненно важному для города и горожан вопросу большое внимание, держит на очень серьезном контроле. Когда соединятся все части нового кольца, это будет кардинальное решение проблемы загруженности и перегруженности Московского метрополитена. Многим москвичам не надо будет ехать в центр или на станции Кольцевой линии, они будут пересаживаться в других местах.

— Как обеспечивается безопасность в метрополитене Москвы?

— Если на наземных железных дорогах 90 процентов перевозок — грузы и только 10 процентов — пассажиры, то мы перевозим исключительно людей. Это колоссальная ответственность! Благодаря усилиям, предпринимаемым Московским метрополитеном совместно с УВД на метрополитене, столичное метро по-прежнему самый безопасный вид транспорта. Общественная безопасность, антитеррористическая — мы работаем в полном контакте с ФСБ, МВД, другими ведомствами, понимая, что это ключевая задача. На ее решение нацелены все наши службы и подразделения. Повышению безопасности способствует и постоянное техническое обучение работников метрополитена. На этих занятиях учат также и профилактике, предотвращению различных террористических и криминальных инцидентов. Проводятся учения по взаимодействию служб метрополитена с экстренными службами города. Сегодня мы широко используем самые современные технические средства. Уже в следующем году в Московском метрополитене начнет реализовываться программа интеллектуального видеонаблюдения.

— Что это такое?

— Эта система включает в свой состав технические и программные средства распознавания лиц и автоматическую отправку тревожного сигнала спецслужбам. Станет возможным не только распознавать среди пассажиров тех, кто подозревается в террористической деятельности, других лиц, нарушавших правила пользования метрополитена, но и обнаруживать оставленные на перронах предметы, анализировать поведение больших скоплений людей.

Кроме задач безопасности, мы сможем решать и свои конкретные. Например, попав один раз в объектив «умной» камеры, безбилетник не сможет повторно пройти через турникет. При следующем его подходе еще до турникета он будет выявлен автоматикой и задержан. Фотодокумент послужит основанием для выписки ему штрафа.

— Недавно произошел пожар на Сокольнической ветке. Что случилось и какие меры приняты?

— Пожар в тоннеле произошел из-за короткого замыкания в посту переключения фидера и от образовавшейся дуги обгорания оболочек кабелей, расположенных рядом. Службы метрополитена, МЧС, полиция и подразделения других ведомств сработали эффективно. К сожалению, из-за сильного задымления были пострадавшие, так как это произошло в утренний час пик.

Меры принимаются самые серьезные. Была проведена сплошная ревизия всех аналогичных устройств, выявленные замечания немедленно устранялись. Усилен контроль за планированием и выполнением всех регламентных работ, уточняются нормативные сроки на их выполнение, проводится контроль уровня знаний работников энергохозяйства. В настоящее время проходит сплошная ревизия всего энергохозяйства метрополитена. По ее результатам будут разработаны специальные дополнительные меры.

Сейчас идет активная проработка современных систем диагностики объектов энергохозяйства и в идеале должна быть реализована система, когда на каждой линии контроль за температурой всех объектов, расположенных в тоннеле, осуществляется с помощью технических средств, находящихся на подвижном составе и позволяющих определять повышение температуры на этих объектах. Задача мной поставлена, она решается.

— Каждая чрезвычайная ситуация в Московском метрополитене вызывает такой бурный всплеск эмоций в Интернете и СМИ, что начинаешь сомневаться в искренности этого «общественного негодования». У вас нет ощущения, что кто-то его режиссирует?

— Ладно бы страсти начинали бушевать после реальных ЧП. Поток негативных «новостей» о деятельности Московского метрополитена идет постоянно. То у нас целые линии, оказывается, построены «с нарушениями». То депо «забиты» вагонами с «перепробегом», то ремонтные заводы «закрываются», то новые вагоны не закупаются… Рассказываю по пунктам «обвинений». Не могла линия метро быть построена и сдана в эксплуатацию с конструктивными огрехами.

Если бы так, она давно бы встала! Техника не прощает безответственности! Но все линии эксплуатируются, и это опровергает ложные заявления. В депо «Владыкино», о котором много шумели, я только что побывал сам. Там ждут ремонта — планового — всего 14 вагонов. 7 отремонтируем в июне, 7 — в начале июля.

«Перепробег» — чушь полная. Невозможно выпустить подвижной состав на линию без его соответствия требованиям регламента. Регламенты у нас не нарушаются. Ремонтный завод в Выхине сегодня работает стабильно и набирает обороты. Мы там не увольняем людей, а, наоборот, увеличиваем штат. Сегодня там работают 1211 человек, прибавится еще 67 работников.

— Хорошо. А что с закупками новых вагонов?

— Вот цифры. С 2000 по 2010 год в среднем Московский метрополитен закупал по 98 вагонов в год. В 2011-м мы закупили 201 вагон, в 2012-м — 317. Рост — в три раза!

Еще руководство метрополитена упрекают за низкие зарплаты персонала.

— Средняя зарплата — 53 тысячи рублей. Машинисты зарабатывают более 80 тысяч рублей. Зарплата всех сотрудников ежегодно индексируется.

— Когда человеку некомфортно работать, его и зарплатой не удержишь. Тем более в Москве, где человек, желающий работать, может найти другую работу. Какая в Московском метрополитене текучесть кадров?

— Около четырех процентов.

— Будет ли в этом году повышаться стоимость проезда в метро?

— В этом году точно нет. Но не могу гарантировать этого в будущем: инфляция, рост стоимости электроэнергии, оборудования могут привести к росту цены билета.

— Как вы оцениваете финансовое положение предприятия?

— Как стабильное. Два года не меняется сумма субсидии, выделяемой нам правительством города, при этом прибыль выросла. Это произошло за счет увеличения числа пассажиров, платящих за проезд. А число льготных проходов в метро заметно сократилось. Результат достигнут после объявления войны любителям ездить по чужим социальным картам: с прошлого года за это правонарушение действует штраф — 2,5 тысячи рублей.

— Зайцев стало меньше?

— Меньше. Многие из них уже учатся платить за проезд. Но еще водятся. Боремся с ними и продолжаем отлов.

— Иван Сергеевич, а сами-то на метро ездите?

— Езжу, конечно. И хожу пешком. Ночью, во время технологического окна, вместе с начальниками служб провожу инспекцию станций и тоннелей. Обычно один перегон между станциями проходим пешком. Надо все увидеть своими глазами и пощупать собственными руками.

Источник: газета “Вечерняя Москва”, N111 от 24 июня 2013 года.
<< МЕТРО Интервью
<< METRO Interview

Rambler's Top100