Ольга Никольская

«Маяковку» украсят полудрагоценными камнями

К маю закончится реконструкция вестибюля станции.

Станцию “Маяковская” Замоскворецкой линии открыли в 1938 году. Возраст под 70, конечно, солидный для сооружения с огромной пропускной способностью, где даже гранитные ступени глубоко протерты.

Правительство города еще в 90-е годы наметило реконструкцию “Маяковской”, но не было финансирования. И сначала нужно было построить второй вход – иначе пришлось бы закрыть станцию для пассажиров на время работ. Новый вход-выход был готов в сентябре 2005 года. Сразу же приступили к первой очереди реконструкции.

О сегодняшней ситуации на станции рассказал «ВМ» главный архитектор «Метрогипротранса» Николай Шумаков. По его словам, сейчас в работе вестибюль с кассовым залом, наклонный эскалаторный ход и 6 проемов перронного зала из 36. Монтажники начинают установку новых эскалаторов, они заменят прежние, не знавшие капитальных ремонтов.

Лестницы-рекордсмены

– Неужели эти эскалаторы не меняли с 1938 года?

– В мировой практике еще не было случаев, когда пассажирские эскалаторы непрерывно работали бы столько лет, как на “Маяковской”. Но когда разобрали механизмы, увидели, что они в полном порядке. Да и слухи об аварийном состоянии станции не подтвердились. Ни потоп, ни обрушение станции не угрожали. Не зря станция служила бомбоубежищем в дни Великой Отечественной.

– Но протечки на потолках… Они не только портили впечатление от одной из самых красивых станций нашего метро, но и вызывали опасения – не «проест» ли ржавчина опоры, не хлынет ли вода на станцию?

– Такие станции, как “Маяковская”, были рассчитаны на 200–300 лет безаварийной эксплуатации. Необходимость устранить течи, конечно, была. Но ведь грунтовые воды просачиваются абсолютно во все крупные подземные сооружения Москвы. Просто в одном месте приходится откачивать ведро в сутки, а в другом – цистерну. Но когда облицовку сняли, выяснили, что конструкции в отличном состоянии, несущей способности не потеряли вовсе.

Реконструкция дешевой не бывает

– Эту станцию без натяжки можно назвать подземным дворцом. Возможно ли найти замену тем уникальным материалам, которые здесь использованы?

– К 15 мая все на станции будет сверкать и сиять в абсолютно первозданном виде. Московский механический завод № 3 обновит тонкие профили из нержавейки, которые делают интерьеры неповторимыми. Там, где металл хорошо сохранился, его очистят химическими способами, в других местах – заменят точно по старой геометрии. Все шаблоны уже сняты, опытный образец сложнейшего профиля уже прокатали в вальцах на заводе, и он принят. Проблем с нержавейкой не будет.

– А с камнем? Здесь же на колоннах использован редкий орлец, о котором ходят легенды.

– Орлец, или родонит, действительно очень редкий полудрагоценный камень. Уверен, что нигде в мире таким камнем не только метро не отделывают – дворцы, пожалуй, не украшают. Но метрополитен хочет сохранить уникальность “Маяковской”, поэтому идет на серьезные затраты. Потери родонита здесь значительные, до 40 процентов, розоватый камень отбивали безбожно. Сейчас орлец сняли, складировали. Идет кропотливая его подборка и подгонка, реставраторы добиваются точного сопряжения фрагментов. А фирма «Уралгеопром» ведет добычу камня там, где его добывали когда-то в 30-е, и привозит в Москву опытные образцы для приемки.

– Какими будут полы станции? Гранит, как везде?

– Несмотря на то что гранит, конечно, – материал долговечный, Москомнаследие твердо сказало: пол будет историческим. А он был из мрамора. Причем мраморный орнамент пола будет точным повторением изначального.

Окошки в небе

Сейчас о роскоши “Маяковской” мало что напоминает. Колонны без облицовки – как в шахте. Даже мозаики Александра Дейнеки на куполах станции заклеены. Боятся повредить эту московскую достопримечательность во время строительных работ.

Когда не видишь светлых дейнековских панно, лучше понимаешь, как здорово придумали эти «окошки в небо». В них не только аэропланы, парашюты, облака – в них романтика «пятого океана», которая увлекла-захватила юность чкаловских времен.

– Примерно за месяц до 15 мая, – сказал Шумаков, – панно раскроют, чтобы промыть и восстановить утраты смальты. К счастью, потерь немного. Восполнят декоративные полосы из бронзовых звездочек и серпиков-молотов, а также реставрируют светильники, освещающие мозаики.

– А что происходит в старом вестибюле станции?

– Там больше деловой прозы. Полностью заменяют системы коммуникаций, в кассовом павильоне установят новые серверы и компьютеры, заменят всю пропускную систему. Здесь будут такие же элегантные турникеты, как на новом входе.

А со временем эскалаторы появятся на другой стороне Тверской, на углу Садовой-Триумфальной. Прямо с уровня улицы можно будет опуститься на эскалаторе до уровня кассового зала, а отсюда – непосредственно к поездам. Также легко, не встретив ни одной гранитной ступени, можно будет подняться наверх, что гораздо важнее.

Источник: газета “Вечерняя Москва”, N9, 19 января 2007 года.

Back
Rambler's Top100