Леонид Смирнов

Филейная часть

Кто и зачем обрезает "голубую" ветку?

"Вечерняя Москва" уже писала о планах "стереть" с карты метрополитена перегон между станциями "Пионерская" и "Кунцевская". Проект обрел реальные черты, названа даже дата, когда "ластик" будет пущен в ход, - 2007 год. Наш корреспондент решил выяснить, с какой целью будет перекроена часть подземки и что думают по этому поводу москвичи.

С какой стороны штурмовать Строгино?

Чтобы понять суть дела, надо попытаться вникнуть в транспортную ситуацию на северо-западе Москвы. Остро необходимо тянуть метро в Строгино и Митино (а для начала - хотя бы в Строгино). Жители этого столичного "полуострова" добираются до ближайшей станции метро "Щукинская" на трамваях и автобусах через Строгинский мост. Это неудобно, тяжело, народу много. Но от "Щукинской" метро туда не дотянуть: Таганско-Краснопресненская линия и так перегружена.

С юга к Троице-Лыкову и Строгину ближе всего "подбирается" Филевская линия с конечной станцией "Крылатское". Поначалу оттуда и думали тянуть линию. Но, посчитав, "прослезились" - такой пассажиропоток Филевская тоже не потянет.

Нырок в историю

На карте метрополитена, в центре города, между "Библиотекой имени Ленина" и "Киевской" тянется светло-голубой участок Филевской линии и параллельно ему темно-синий отрезок линии Арбатско-Покровской. Графика здесь живо отражает реальность: темно-синий - глубокого залегания, голубой - мелкого. Филевская линия вообще очень "легкая", ее средний и основной участок от "Киевской" до "Кунцевской" проходит по открытой местности. На рубеже 50-х и 60-х, когда он строился, в парковой зоне запада столицы ничто не мешало проложить открытое метро, а Никите Хрущеву хотелось сэкономить. Гораздо позже был достроен участок на Крылатское, тоже мелкого залегания. Филевская линия по-своему очень красива. "Зеленые коридоры" для поездов, причудливые изгибы образуют красочные пейзажи.

Скорости малые, станции хилые

Как разъяснили "ВМ" в "Метрогипротрансе", метро должно перевозить 50 тысяч пассажиров в час, а Филевская линия перевозит около 30. Средняя скорость поездов 20 километров в час, а должна быть 40. Много станций с короткими перегонами. Простые станции с боковыми платформами рассчитаны на шесть вагонов. Зимой в вагонах холодно, а летом жарко.

Исходя из этого, было решено копать туннель закрытого метро, взяв за исходную точку "Парк Победы" - новую конечную станцию Арбатско-Покровской линии. И вывести этот туннель на "Кунцевскую" с двумя промежуточными станциями. Участок "Кунцевская" - "Крылатское" присоединится к Арбатско-Покровской линии, которая вырастет, пойдет дальше на север и образует прямой ход "Строгино" - "Щелковская". (На "Молодежной" и "Крылатском" платформы более новые, под восемь вагонов). А Филевская линия должна была бы окончиться на "Кунцевской". Но...

Камень преткновения

- В метро не должно быть пересечений, - говорит вице-президент "Метрогипротранса" Сергей ЛУБОЦКИЙ. - Это недопустимо по правилам безопасности. Крайне нежелательны здесь и вилки, как это было одно время на "Каширской", с заторами поездов и столпотворением пассажиров. В сложившуюся застройку Кунцева новые многоуровневые развязки не вписываются. Поэтому мы вынуждены будем завершить Филевскую линию на "Пионерской", а до "Кунцевской" оставить одну колею для служебного пользования, но пассажирского движения по ней не будет. До "Пионерской" можно будет ездить, как и раньше.

- Строить многоуровневую развязку на "Кунцевской", - сообщил "ВМ" главный инженер НИиПи Генерального плана Москвы Юрий КОРОТКОВ, - было бы очень дорого, это сложное сооружение. Увы, не все делается, что нам хочется. Предполагается, что те люди, чья жизнь протекает между Филями и Кунцевым - это небольшой пассажиропоток, который легко возьмут на себя автобусы и троллейбусы.

Ущемленные

Теперь - мнение "небольшого пассажиропотока".
- Я не знаю, почему власти, - говорит машинист Филевской линии метро Павел Егерев, - вместо того чтобы построить планировавшуюся ранее пересадку, решили взять и отрезать "Пионерскую" от "Кунцевской". В районе станции "Фили" расположен завод имени Хруничева, известное оборонное предприятие, многие работники которого живут на станциях "Кунцевская", "Молодежная" и "Крылатское". Там же живут около 20% работников нашего депо. Наземный транспорт, я считаю, просто никудышная альтернатива. Линию открыли 40 лет назад, люди привыкли - и вдруг закрывается действующий перегон.

Против проекта и префектура Западного округа.
- Мы подготовили письмо начальнику метрополитена ГАЕВУ и главному архитектору Москвы КУЗЬМИНУ, - сообщила "ВМ" главный специалист управления ЖКХ и благоустройства префектуры Татьяна Тришина, - с просьбой рассмотреть возможности сохранения перегона. Нам постоянно звонят люди, которые живут в Филевском парке и работают на "Молодежной". Как им ехать?

В окрестностях станции метро "Кунцевская" репортер "ВМ" опросил полтора десятка человек и выявил двух недовольных.
- У меня здесь гараж, - говорит житель Филей Александр Трифонов.
- Я за машиной езжу сюда. А в Филях у нас гаражи никакой ответственности за машину не несут. И вообще, там старые гаражи, я один раз поставил, мне поцарапали машину.
- Не, не устраивает такой расклад,- подтверждает Андрей Козырь. - Я тоже в Филях живу, а работаю здесь кладовщиком на малом предприятии.

- Но выигравших будет гораздо больше, - полагает "Метрогипротранс". - Жители Крылатского и Кунцева смогут ездить в центр по новой линии, под землей и гораздо быстрее, попадая на ту же "Киевскую". А эти два потока несопоставимы.

Источник: газета "Вечерняя Москва", N173 от 18 сентября 2003 года.

Back Main
Rambler's Top100