Ольга Никольская

Мы еще увидим небо в мозаике!

Новый наземный вестибюль “Маяковки” станет «небесным» продолжением подземного

Утверждены эскизы мозаичного плафона «Сутки московского неба». Эта монументальная композиция площадью в 320 кв. м «выстелит» потолок нового наземного вестибюля станции “Маяковская”.

Одна из самых красивых станций московского метро ко Дню города должна получить второй выход, который будет намного просторнее и удобнее существующего. Крутой лестницы нет: на уровень площади пассажиров поднимет эскалатор. Для него уже построены наклонный тоннель и подходные галереи. Новый вестибюль станции будет на Триумфальной площади, там, где кончается Тверская улица и начинается 1-я Тверская-Ямская.

– Вестибюль, или кассовый зал, – рассказал «ВМ» главный архитектор Метрогипротранса Николай Шумаков, – мы решили выполнить в едином стиле с подземным залом, который украшен 36 мозаичными панно Александра Дейнеки. Поэтому и здесь мы выбрали мозаику. За нее взялся заслуженный художник России Иван Лубенников, думаю, не ради гонорара. Он известен как автор станковых картин, но имеет и дизайнерский опыт. Своим плафоном он тематически продолжает дейнековскую серию мозаик.

“Маяковская” была построена в 1938 году по проекту Алексея Душкина. Колонны отделаны полированной нержавейкой, редким красным камнем орлецом, в куполах – панно из смальты. А художник придумал бездонные голубые небеса с птицами, парашютами, аэропланами... Это были времена бравурного марша «Все выше…», грандиозных воздушных парадов в Тушине, дальних перелетов Валерия Чкалова, Полины Осипенко, других наших асов. Небо называли «пятым океаном», который человек должен непременно переплыть. Теперь этот океан мы увидим и на платформе, и в наружном вестибюле станции. Но XXI век внесет в эту тему свою ауру.

– Я с радостью взялся за эту работу потому, что люблю Маяковского, – поделился с читателями «Вечерки» Иван Лубенков. – Прежде уже делал интерьеры с металлоконструкциями для музея поэта на Лубянке. Теперь хочу выразить лирическую силу его ранних стихов…

– Каким образом это можно сделать, если ваша композиция называется «Сутки московского неба»?

– Четыре части композиции передадут разные состояния неба: рассвет, легкая облачность, гроза с радугой, ночь со звездами… Рядом – слова поэта «Послушайте! Если звезды зажигают…» К каждому состоянию мы подобрали слова, которые будут выложены на «футуристическом» лимонном фоне. Горожанам надоели рекламы – пусть услышат и лирическую ноту…

– Успеете все закончить при таких сжатых сроках?

– А мы работаем бригадой. Трудимся пока в мастерских, обращая особое внимание на надежность крепления материалов. В палитре – около 20 тонов, набираем из них фрагменты панно в виде тонких ковриков, которые будут смонтированы на потолке. Монтаж начнется 5 июля, будет идти по мере изготовления свода в вестибюле и продлится 45 дней. Все должно быть готово за две недели до Дня города…

Стиль оформления метрополитена, очевидно, меняется. По сравнению с временами, когда «боролись с излишествами», больше внимания уделяют традициям. И разнообразия стало больше.

В недрах Метрогипротранса родилась идея станции-музея. Речь о “Сретенском бульваре”. Эта пересадочная станция строится с переменным успехом изза слабого финансирования. Между тем специалисты предлагают сделать «Сретенский бульвар» своеобразным венцом классического метро. Соорудить на станции 100 пилонов и у каждого поставить скульптуру. 100 изваяний – 100 авторов, ни один не повторяется. Кого пригласить в эту подземную галерею – только своих или мастеров со всего мира? Какие требования нужно предъявлять к скульптурам? Это заслуживает серьезного обсуждения. Но сама идея должна понравиться москвичам.

Источник: газета “Вечерняя Москва”, N25, 14 февраля 2005 года.

Back
Rambler's Top100