Рустам Такташев

Игорь Божков: Одна из главных задач - не допустить разворовывания
средств, выделяемых на строительство метро.

Начальник УВД на Московском метрополитене Игорь Божков, назначенный на должность почти полгода назад, дал «Вечерней Москве» первое интервью. Он рассказал о задачах, стоящих перед ним лично и его подразделением.

Igor Bozhkov

- Как вы восприняли назначение на должность главы УВД на Московском метрополитене?

- При назначении у меня была беседа с начальником ГУ МВД по г. Москве, который поставил передо мной ряд конкретных задач. Главное – это предотвращение преступлений на одном из самых главных для столицы видов транспорта. Кроме того, благоустроить и наладить быт сотрудников подразделения. Далеко не все помещения, где работают наши полицейские, соответствуют современным условиям, есть отделы, которые располагаются в помещениях, построенных еще в 1935 году. Другая проблема связана с жильем. У нас около 35 процентов личного состава – это иногородние. Им надо где-то жить. С помощью столичных властей удалось решить вопрос о строительстве общежития. 18-этажное здание будет возведено в районе станции метро «Семеновская».

- В УВД на Московском метрополитене всегда была нехватка кадров. Сейчас ситуация меняется?

- Есть сложности с комплектованием личного состава. Когда я пришел, некомплект составлял почти 1 тысячу человек. Сейчас у нас не хватает чуть более 500 сотрудников. Руководитель столичного главка Ангатолий Якунин и столичный мэр Сергей Собянин договорились о социальном стимулировании сотрудников УВД. В 2012 году на эти цели было выделено 200 миллионов рублей, на этот год запланировано уже 450 миллионов. В результате зарплата заметно возросла. Так, если в территориальных подразделениях сотрудники получают в среднем 43-47 тысяч рублей, то у нас зарплата составляет почти 60 тысяч рублей. Главное, мы добились, что люди перестали увольняться и переводиться в другие подразделения. Сейчас нам очень нужны сотрудники в кинологическую службу. Тем более, что скоро мы откроем второй кинологический центр. Участок земли под его строительство уже выделен в Солнцево. Но мы ищем не просто сотрудников, а людей, любящих животных, преданных работе, в общем, фанатиков своего дела.

- Вы долгое время занимались расследованием экономических преступлений. Начинали дело о хищениях при создании системы ГЛОНАСС. Следует ли понимать, что на метрополитене будет уделяться особое внимание преступлениям в сфере экономике?

- Это еще одна задача – не допустить разворовывания средств, выделяемых на строительство метро. До 2020 года запланировано построить 70 новых станций. Каждая из них обойдется в среднем в 8 миллиардов рублей. Проходимцы, готовые поживиться за государственный счет, всегда найдутся. Наша задача сделать все, чтобы каждая копейка была потрачена на цели, на которые она выделялась.

- Как сейчас складывается криминогенная обстановка в метро?

- Можно констатировать, что количество преступлений снижается. За 11 месяцев 2012 года у нас было зарегистрировано 2879 преступлений. И это на 16 процентов меньше, чем годом ранее.

- Какие преступления чаще всего совершаются в метро и когда?

- Почти 75 процентов – это имущественные преступления, среди которых кражи, грабежи, разбои. Так, кражи чаще совершаются зимой. Жертвами становятся подвыпившие пассажиры. На холоде они держатся, а в метро спустились, здесь их развезло, уснули. В этот момент и обчищают их карманы. Если говорить о карманниках, то они орудуют в часы пик. Кстати, в свое время были обезврежены несколько групп воров, их осудили, но они уже начинают выходить на свободу. Не исключено, что возьмутся за старое. Мы к этому готовимся. Еще одним распространенным преступлением в метро является так называемый рывок мобильных устройств, когда преступник вырывает из рук пассажира, скажем, телефон, перед самым закрытием дверей. Злоумышленник выходит на платформу, а потерпевший уезжает в поезде. Межнациональные конфликты в метро происходит редко и, как показывает наша практика, возникают они после обычной пьяной ссоры. Но надо сказать, что гости столицы, а особенно из южных республик и государств бывшего Советского Союза имеют при себе перочинные ножи, травматические пистолеты, другое разрешенное оружие и зачастую конфликт заканчивается печально для его же инициатора.

- А какие еще правонарушения совершаются в метро?

- За 11 месяцев 2012 года было зарегистрировано свыше 55 тысяч административных правонарушений, так из них более 32 тысяч – это распитие спиртных напитков, в основном задерживаем за распитие пива и слабоалкогольных коктейлей. Более 6 тысяч человек задержано за появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, в прошлом году в метро было задержано 258 человек, находящихся в розыске.

- Много заявлений поступает от пассажиров?

- В наш ситуационный центр за сутки поступает в среднем около 50 жалоб от пассажиров, из которых порядка 70 процентов мы квалифицируем как тревожные, то есть существует угроза безопасности пассажирам.

- Многих людей раздражают бомжи и попрошайки. Они когда-нибудь исчезнут из метро?

- К сожалению, у нас нет никаких законных возможностей для борьбы с ними. Мы предлагаем принять комплексную программу для борьбы с бродяжничеством и попрошайничеством, готовим свои предложения по поправкам в действующие законы. Есть социальные приюты, но тех же бомжей принудительно мы не можем туда отправлять. Сделать это можно только с их согласия. Те же попрошайки. Например, в законе Москвы № 5 есть статья 3.8, которая определяет попрошайничество как приставание к гражданам, но в метро они ни к кому не пристают. Но даже если мы находим способ задержать их, то по закону решение о наказании принимает суд. Кстати, максимальное наказание – штраф в 500 рублей. Но чаще всего отделываются предупреждением или сторублевым штрафом. После суда они откровенно смеются нам в лицо. Мы предлагаем изъять из статьи «приставание», повысить штраф до 5 тысяч рублей и чтобы решение о наказании могли принимать начальники отделов полиции.

Источник: газета “Вечерняя Москва”, 10 января 2013 года.
<< МЕТРО Интервью
<< METRO Interview

Rambler's Top100