Дмитрий Анохин

Юбилей: 50 лет турникету в метро

Ровно полвека назад в московском метро начали испытывать первый автоматический контролер

Немного найдется на свете предметов, которыми человек на протяжении жизни пользовался бы десятки тысяч раз. Из года в год, из месяца в месяц, изо дня в день. Турникеты при входе на станции метро – из их числа. Как показывает простейший подсчет, даже при самой скромной (по московским меркам) интенсивности поездок каждый пассажир проходит через эти аппараты за жизнь минимум 30 тысяч раз. И каждый раз где-то в глубинах подсознания мелькает детский холодок: а вдруг прищемит?! Страх перед турникетом – из тех далеких времен, когда маленький пассажир, перешагнув семилетний рубеж, на долгие годы теряет право на льготный проезд «по возрасту» и вынужден оплачивать вход в метро как взрослые дяди и тети. Между тем подавляющее большинство москвичей и не подозревает, что поначалу в столичной подземке упорно пытались внедрить такие турникеты, створки которых постоянно были закрыты, и лишь по факту оплаты раскрывались. Многочисленные попытки оказались неудачными.

И вот уже пять десятилетий мы благополучно пользуемся устройствами, которые «зайцев» «прикусывают», а законопослушных пассажиров молчаливо пропускают. Секрет потрясающей долговечности этой разработки – в ее принципиальной простоте. И одетые в дерево старожилы АКП-1, и сменившие их в середине 1970-х годов АКП-73 с металлическим корпусом по сути состоят из пяти главных частей: устройства приема средств оплаты, блока питания, блока управления, фотоэлементов и створчатого механизма. Несть числа вариациям, которые только на памяти нынешнего поколения пассажиров претерпевал внешний вид этих устройств. Сначала на смену оптическим фотоэлементам пришли инфракрасные. Потом щели для почивших в бозе пятачков уступили место жетоноприемникам и сканерам (помните, они считывали бумажные билеты с магнитной полосой?). Наконец, воцарились валидаторы, работающие с бесконтактными билетами нового поколения и даже с банковскими «кредитками». А заслуженные ветераны-турникеты как служили верой и правдой нашему метро, так и продолжают служить.

– И прослужат еще очень долго. Во всяком случает, на наш век хватит, – уверен инженер-технолог Службы сигнализации и связи Московского метрополитена Владимир Сиковец. – Сейчас мы, конечно, вводим в эксплуатацию разработанные уже в нынешнем тысячелетии суперсовременные УТ-2000 и УТ-2005. Но происходит это в основном на новых или на капитально реконструированных станциях.

Не знаю, кого как, а меня эти суперсовременные прозрачные изделия даже больше пугают, чем старые добрые «прищеплялки». Точнее, не пугают – раздражают. Наверное, тем, что их конструкторы изменили давно проверенному принципу – держать створки постоянно открытыми. В семействе УТ «калитка» отворяется только после оплаты. Причем не сразу, а с существенной задержкой, что в вечной московской сутолоке – дополнительная нервотрепка. Говорят, так сделали из-за резко возросшего поголовья подземных «зайцев». Зато теперь к «ушастым прыгунам» добавились «ползуны» (те, кто под дверцами протискивается лежа, по-пластунски).

По мнению Владимира Сиковца, совсем из нашего метро турникеты не исчезнут никогда. Разве что наступит коммунизм с его бесплатными благами или же всем землянам под кожу вошьют платежные чипы. Ни первое, ни второе в ближайшей перспективе нам, наверное, не грозит. Зато вот обещают разработать систему оплаты проезда с помощью мобильных телефонов. Ну а уж бояться ли турникетов – пусть каждый решит для себя сам…

Источник: газета “Вечерняя Москва”, N98, 7 ноября 2008 года.
<< МЕТРО Библиотека
<< METRO Library

Rambler's Top100