Ольга Шибанова

Филёвская линия рано или поздно накроется

Главный архитектор московского метро Николай Шумаков – «Вечерке»

©Виктор Смольянинов, 2006

Уже в следующем году жители Строгино без проблем смогут добираться до своего района на метро. На Митинско-Строгинской ветке строят три новые станции. А через несколько лет уметрополитена появится первая станция, которая будет находиться не в Москве, а в области. О новых проектах и их реализации главный архитектор «Метрогипротранса» Николай Шумаков рассказал корреспонденту «Вечерней Москвы».

– Как изменится Митинско-Строгинская линия в ближайшие несколько лет?

– Эта ветка продлится до станции “Строгино”, в перспективе можно говорить о станции “Мякининская”, потому что переговоры по этому поводу уже идут между правительством Москвы и областью. Это будет первая станция за пределами столицы. Пока она располагается в зеленой зоне, но скоро станет центром больших офисных, торговых и жилых комплексов. На самом деле Митинско-Строгинская линия еще имеет перспективы развития в Митино и заканчивается даже за границами этого района в селе Рождественно. Сейчас смело можно говорить пока о четырех станциях, которые будут построены в конце 2007 года. Это “Славянский бульвар”, “Строгино”, “Мякининская”, также мы реконструируем станцию “Кунцевская”, она станет конечной на Филевской линии, следующие станции “Молодежная”, “Крылатская” и т. д. будут относиться к Митинско-Строгинской. В результате строим еще одну платформу.

– Достаточно ли денег выделено на строительство новых станций?

– Денег на строительство выделяется мало, вот и строим вяло. Тем более что по этой линии – самые дорогие станции. Особенно дорого обходилась “Минская”, она должна была располагаться на глубине 80 метров. Но от нее мы отказались, сейчас надобности в ней у пассажиров нет. Вообще же в Москве нехватка по линиям – порядка 150 км.

– Что нового будет в оформлении строящихся станций?

– Как я сказал, это самые дорогие станции, но дорогие по одной простой причине: они сделаны очень удобными, в первую очередь – для пассажиров. Станции односводчатые, без колонн на платформе. Это, во-первых, делает станции более просторными, а во-вторых – такая конструкция удобна для эксплуатации. Это уже проверено нами. Вообще новые станции будут очень оригинальными, оформленными в стиле русского модерна. Минимум форм – максимум содержания, минимум цвета – максимум эмоций.

Станцию “Славянский бульвар” украсят работы известного художника Ивана Лубенникова, который недавно закончил работы по второму выходу станции “Маяковская”, сейчас уже приступил к работе на “Славянском бульваре”.

– Известно, что станцию «Кунцевская» будут реконструировать. Будет ли она закрываться на время проведения работ?

“Кунцевская” будет реконструироваться во время эксплуатации, то есть работать она будет в нормальном режиме и для пассажиров, и для метрополитена. Но если и будем закрывать, то буквально на три-пять дней.

– Люблинская линия сейчас заканчивается на станции «Чкаловская», а по первоначальному проекту она должна была пройти через центр города, к Тургеневской площади, через Цветной бульвар – в Марьину рощу. Как реализуется этот проект?

– Сейчас в первую очередь речь идет о том, чтобы построить станцию “Сретенский бульвар” в районе Тургеневской площади и “Трубную” – в районе Трубной. Строительство станций “Достоевская” и “Марьина роща” придется отложить на более поздний период. Строить станцию “Сретенский бульвар” достаточно сложно, так как она располагается в узле, где существуют уже две станции – “Тургеневская” и “Чистые пруды”.

Тем не менее хочу успокоить москвичей: во время стройки их не закроют, они будут работать в обычном режиме.

– Станцию «Сретенский бульвар» украсят работы скульпторов. Кто из мастеров уже подтвердил свое участие в этом проекте?

– Да. Такой проект у нас есть. Замысел довольно прост. Мы хотим поставить на станции 30 скульптур 30 авторов. Среди приглашенных – Зураб Церетели, Эрнст Неизвестный, Михаил Шемякин. Мы также хотим пригласить профессионалов со всей России и ближнего зарубежья. Каждое произведение скульпторов будет иметь индивидуальную подсветку.

Вообще скульптура – это достаточно дорогое удовольствие, тем более если она выполняется известными мастерами. Но мы надеемся на лучшее. Если авторы не согласятся передать эти скульптуры в дар городу, то мы по крайней мере рассчитываем на то, что цена не будет слишком высокой. Тем более что, я думаю, – для каждого автора престижно выставить свою работу в метро, чтобы ее увидели миллионы людей.

– Люди творческих профессий ревностно относятся к своему творчеству. Вы не боитесь, что кто-то из приглашенных вами скульпторов откажется предоставить свою работу, узнав, к примеру, что она будет стоять рядом с работой Зураба Церетели?

– Нет, не боимся. Никаких подобных проблем у нас нет. Церетели – это фигура масштаба Микеланджело. И я думаю, для любого скульптора составит честь стоять рядом с его работами.

– Реализация каких еще проектов планируется в ближайшее время?

– Видимая перспектива – хотим накрыть Филевскую линию. Сейчас разрабатывается концепция этого проекта. Мы будем перекрывать всю ветку. Это довольно сложный проект – мы не просто каким-то ящичком, кубиком закроем и оставим линию в покое. Нет. Будет сооружен огромный комплекс.

Над линией будут построены парковки, торговые центры, фитнес-центры. Внизу будут ходить поезда, а наверху – необходимые городу объекты инфраструктуры. И так на протяжении всей линии. Такая работа, конечно, идет, но она требует больших затрат. Проявляются инвесторы кое-какие, даже выпускается распоряжение правительства Москвы по этому поводу, и надежда есть, что Филевская линия будет рано или поздно накрыта.

– А что касается легкого метро, оправдал ли себя проект, выгоден ли он для пассажиров и метрополитена?

– Легкое метро, конечно, себя оправдывает. Хотя это и была во многом вынужденная мера, допустим, для того же Бутово. Дальний район нужно было соединить с Москвой. На постройку таких линий средств нужно в полтора раза меньше. Ну и строится это все гораздо быстрее. Например, Бутовская линия была построена за полтора года с момента проектирования до открытия станции.

Если бы мы здесь строили обычное метро – на это ушло бы как минимум лет шесть. Были, конечно, и недостатки – жалобы на шум от москвичей. Но сейчас эта проблема решена – на этой линии стоят специальные противошумные рельсы.

Легкое метро имеет право на жизнь, имеет право на мощное развитие, особенно в таких районах Москвы, как Солнцево, Новопеределкино, Новокосино, Жулебино, аэропорт «Внуково». По нашей программе уже в этом году должна была открыться линия в Солнцеве, но денег на это не нашлось. Как только будут деньги – через два года построим. Во всех этих районах обязательно будет легкое метро.

Источник: газета “Вечерняя Москва”, N60, 7 апреля 2006 года.

Back
Rambler's Top100