Дарья Жданова

Перспективы нашего метро: станции, скульптуры, банковские карточки

Если жизнь – это движение, то без метро нам, москвичам, не жить!

А посему и внимание к нему особое. Что кто не скажет – у всех ушки на макушке. Тем более что сегодня о метро говорит его начальник – Дмитрий Гаев. Подходящий к концу год Гаев считает очень удачным.

«Все, что намечалось, – выполнено», – говорит он. Сейчас самое время строить планы на будущее, поэтому руководитель подземки рассказал о том, что ждет пассажиров в новом году.

Начинается работа над Большим метрокольцом

Буквально несколько дней назад начальник столичной подземки подписал техническое задание в Москомархитектуру о разработке предпроектного обоснования так называемого распределительного луча, который со временем станет частью еще одной кольцевой линии. Она будет располагаться на расстоянии одной или двух станций от существующего кольца, в зоне самых загруженных перегонов. Планируется, что вышеупомянутый распределительный луч будет начинаться от станции “Международная”, проходить через район Шелепихинской набережной, станцию “Полежаевская”, комплекс на Ходынском поле, станцию “Динамо” и заканчиваться у Савеловского вокзала. На этой линии, как ожидается, будет шесть станций, три из которых станут пересадочными – на Таганско-Краснопресненскую, Замоскворецкую и Серпуховско-Тимирязевскую линии.

Сейчас рассматриваются различные схемы финансирования этого грандиозного проекта. И, вполне возможно, для ускорения процесса столичные власти привлекут к строительству частный капитал. Благо подобный опыт (и вполне успешный) у города уже имеется – именно так удалось соорудить второй вход на “Маяковскую”.

Откроется станция «Международная»

“Международная” будет второй станцией линии мини-метро, которую тянут к строящемуся деловому центру «Москва-Сити». Первая станция новой ветки “Деловой центр”, расположенная рядом с Экспоцентром на Краснопресненской набережной и пешеходным мостом «Багратион», открылась в сентябре этого года. В поезда, уходящие в этом направлении, можно сесть уже на станции “Александровский сад” – интервалы движения между ними, как правило, не превышают 15 минут.

Закончится реконструкция «Семеновской» и «Маяковской»

Старый вестибюль “Маяковской” закрылся на реконструкцию около двух месяцев назад – вскоре после того, как был открыт второй вход на эту станцию на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы и одноименного переулка. Прежде всего, в старом вестибюле планируется заменить эскалаторы, работавшие с момента его открытия в 1938 году, а также установить новые кассы и турникеты. Заодно будет отреставрирована и сама станция, нуждающаяся в ремонте ничуть не меньше. Помимо прочего, это касается колонн, покрытых рифленой нержавеющей сталью и мозаики, украшающей потолок над платформой. В метрополитене специально ждали, пока откроется дополнительный вход на “Маяковскую”, чтобы не пришлось совсем закрывать ее для пассажиров. Именно так получилось с “Семеновской”, имеющей только один вход – она закрылась на длительный ремонт в мае этого года. Главная причина – опять же обветшавшие эскалаторы (их не меняли с 1944 года). Специалисты обещают открыть обновленную станцию к 15 мая 2006 года.

В метро начнут принимать банковские карточки

Уже сейчас в метро идет эксперимент с участием 500 человек, которые проходят через турникеты по своим банковским карточкам. Эксперимент – успешный, поэтому в январе планируется начать массовое внедрение безналичной системы оплаты проезда. Технически, по словам Гаева, метрополитен к этому полностью готов. Причем все устроено таким образом, чтобы проезд по карточке не обходился ее владельцу дороже проездного на тот же срок. Здесь тоже работает принцип – ездишь больше, платишь меньше.

В вагонах станет легче дышать

Система вентиляции в нашем метро (впрочем, как и в большинстве других) устроена таким образом, что зимой оно усиленно копит холодный воздух, чтобы летом его отдавать, регулируя тем самым температуру в вагонах. Однако последние годы в Москве стоят настолько теплые зимы, что как следует «запастись» холодом не удается. И нынешняя зима вряд ли будет сильно отличаться от предыдущих. Поэтому, чтобы летом пассажирам не пришлось задыхаться в вагонах, сейчас в метро рассматривают вопрос об установке так называемых систем орошения, аналогичных тем, что применяются в ташкентской подземке – они помогут сделать воздух в тоннелях более свежим. «Я вам официально заявляю, – сказал Гаев, – следующее лето в метро будет менее душным, чем прошедшее».

От видеокамер нигде не скроешься

Все метро окончательно покроется паутиной теленаблюдения. Камеры будут повсюду – в переходах, на станциях, эскалаторах, в вагонах. Уже в этом году камерами будет охвачена чуть ли не половина поездов на Кольцевой линии. На всех ветках установят красно-синие колонны, оборудованные «тревожными кнопками».

Проезд подорожает

С 1 января 2006 года повысятся цены на проезд в общественном транспорте, в том числе метро. Насколько значительным будет подорожание, по словам Гаева, пока не ясно – новые тарифы должна установить Региональная энергетическая комиссия Москвы. Однако известно, что определяет она их на основании заявок транспортников, а те, по информации, которая есть у «Вечерки», просят увеличить стоимость проезда примерно на 20%. То есть билет на одну поездку в метро вполне может подорожать до 16–17 рублей. Впрочем, РЭК вправе эти цифры скорректировать в сторону уменьшения и уж, во всяком случае, по москвичам, которые пользуются «долгоиграющими» проездными, подорожание, как обещают, слишком сильно не ударит – стоимость билетов на 60, 70 поездок и т. п. вряд ли вырастет более чем на 10%.

На «Менделеевской» поставят памятник собаке

Он будет напоминать пассажирам о дикой истории, случившейся в переходе у “Менделеевской” несколько лет назад. Местная дворняга по кличке Мальчик, подкармливаемая торговцами, сцепилась с стаффордширским терьером, принадлежавшим молодой девушке. Та отреагировала жестко: достала из сумочки нож и на глазах у многочисленных свидетелей нанесла бездомному псу несколько смертельных ударов. Сейчас скульптура в память о человеческой жестокости уже готова. Скорее всего, бронзовая собака, как внешне, так и размерами, напоминающая погибшего Мальчика, появится на “Менделеевской” к маю будущего года.


Что было сделано в 2005 году

Началось движение поездов мини-метро между станциями “Александровский сад” и “Деловой центр”.

Открылся второй вход на станцию “Маяковская”; началась ее давно назревшая реконструкция.

Началось серийное производство подвижного состава нового поколения – поездов типа «Русич». Сейчас на Бутовской линии и ветке мини-метро используется 40 таких составов, а в ближайшие годы их количество увеличится почти вдвое.

С 1 июля метрополитен полностью перешел на автоматизированную систему оплаты проезда, влияющую на сбор выручки от перевозок. Теперь через эту систему проходит 98% всех пассажиров. Таким образом у подземки появилось больше средств, которые можно направлять на повышение безопасности и надежности перевозок, реконструкцию и техническое перевооружение метро.

С 4 квартала на всех линиях увеличилось количество поездов в часы пик. В последнее время этот напряженный период стал более продолжительным, и теперь таковым считается время с 7 до 10 утра. Благодаря дополнительному количеству составов, выпускаемых в это время на линии, провозная способность метро в часы пик увеличилась от 20 до 30%.

Началась активная замена эскалаторов, отработавших более 50 лет. В течение 10 лет должны быть полностью заменены все подъемники, которые эксплуатируются с 1930–1950-х годов, на современные машины.

Источник: газета “Вечерняя Москва”, N226, 2 декабря 2005 года.

Back
Rambler's Top100