Антон Нелихов.

В прошлое - на метро

У археологов есть замечательная поговорка: "Археологии нет только там, где не копают". Ее можно перефразировать так: "Интересного нет только там, где не ищут". Вот, например, московское метро. Его архитектурные памятники давно уже стали привычными, а знаете ли вы, что здесь, под землей, на залитых светом платформах и в переходах можно увидеть останки животных, обитавших на нашей планете сотни миллионов лет назад?

Станция метро "Краснопресненская". Яркий свет ламп отражается от блестящих отполированных стен и колонн, облицованных мрамором. Каждый день мимо них проходят десятки тысяч человек. Одни стараются поскорее войти в вагоны, другие спешат к выходу. И вряд ли кто-то обращает внимание на странные узоры в мраморной отделке станции. Между тем это следы обитателей древнего моря, которое существовало на Земле 170 миллионов лет назад.

В те далекие времена на нашей планете вместо шести нынешних континентов была одна огромная Пангея, которую омывал океан Тетис. Волны шумели и над Грузией, откуда привезли мрамор для "Краснопресненской". Он образовался из известняков, которые возникли в древнем юрском море. Чтобы увидеть обитателей этого моря, а точнее, то, что от них осталось, достаточно взглянуть почти на любую колонну, украшающую станцию. В общей сложности на "Краснопресненской" можно найти около сотни разнообразных остатков вымерших животных. Вот, например, на каменной колонне небольшая полоска с поперечными черточками. Это обломок морской лилии - существа, похожего на растение. Его тело состояло из множества члеников-кружочков, которые распадались после смерти животного. Иногда на мраморных плитах встречаются целые россыпи таких кружочков.

На другой колонне еще одна окаменелость - раковина, разрезанная точно пополам. На срезе прекрасно видны перегородки, разделявшие ее на камеры. Много миллионов лет назад они были заполнены газом, который помогал моллюску лавировать в толще воды. Эта раковина принадлежала головоногому аммониту - одному из самых распространенных обитателей древних мезозойских морей.

Чуть выше на колонне спряталась раковинка брюхоногого моллюска, или, проще говоря, улитки. Есть на "Краснопресненской" и кораллы (их срезы похожи на множество узоров из точек), и просто уникальная окаменелость. Правда, чтобы понять ее ценность, нужно быть палеонтологом. Дело в том, что в море, каменное дно которого теперь украшает станцию, не должно было быть головоногих моллюсков с прямой раковиной (обычно раковины закручены в тугую спираль - как у аммонитов или наутилусов). А вот в московском метро такой моллюск есть, и увидеть его может каждый жела ющий ежедневно с полшестого утра до часу ночи.

Не меньше окаменелостей и на станции "Площадь Ильича". Это в основном те же самые аммониты и целые залежи фрагмен тов лилий. На одной из колонн есть раковина аммонита, заполненная щетками кварца. Отпечаток очень похож на те, что встречаются на "Краснопресненской". Это и не удивительно - мрамор для "Площади Ильича" тоже был привезен из грузинского месторождения Салиети и образовался из осадков того же юрского моря.

Салиетинским мрамором украшены и другие станции. Самой первой была "Электрозаводская". Кстати, идея использовать мрамор салиети в интерьере метрополитена возникла почти случайно. Как вспоминал заслуженный архитектор РСФСР Игорь Евгеньевич Рожин, для "Электрозаводской" долго не могли найти цветовое решение. Из множества вариантов выбрать самый подходящий никак не получалось. И вот однажды станция приснилась Рожину во сне. "Электрозаводская" была красного цвета. После этого ее путевые стены, а также часть интерьера платформы оформили грузинским салиети, в котором заключено огромное количество ископаемой живности - от иголок морских ежей до раковин древних моллюсков. Так благодаря сновидению архитектора любители палеонтологии получили возможность увидеть вымерших обитателей моря Тетис прямо в столичной подземке.

Продолжить экскурсию можно на любой ветке метро. На каждой найдутся станции с окаменелостями. Например, стены "Библиотеки имени В. И. Ленина" отделаны желтым крымским мрамором. Здесь есть очень интересный экземпляр - огромная раковина брюхоногого моллюска, 16 сантиметров в длину. Она находится на стене перехода на станцию "Боровицкая" - в самом его начале. Моллюск, которому принадлежала раковина, тоже был одним из обитателей юрского моря, правда, жил он уже в конце этого периода. Чтобы посмотреть на более древние окаменелости, следует отправиться на станцию "Цветной бульвар". Впрочем, здесь только плохо различимые морские лилии - малопривлекательные темные черточки и полоски на светлом камне. Вряд ли они сравнятся по красоте с теми же аммонитами - самыми эффектными окаменелостями московского метро. И самыми крупными, в чем нетрудно убедиться, доехав до "Парка Победы". В интерьере этой станции (кстати, самой глубокой в столичной подземке) использовано несколько разновидностей мрамора. В оранжевом камне встречаются остатки "чертовых пальцев" белемнитов и огромных, более полуметра в диаметре, аммонитов. Древние раковины "Парка Победы" настолько хорошо сохранились, что станцию легко можно было бы переименовать в "Палеонтологическую".

После "Парка Победы" стоит побывать на "Проспекте Мира" кольцевой линии (рядом с одной из скамеек здесь прекрасно виден отпечаток аммонита), "Каховской", "Таганской" и десятке других станций метро.

Все окаменелости, встречающиеся в метрополитене, заключены в мрамор. А его в столичной подземке насчитывается около 40 разновидностей, привезенных со всего света - из Украины и с Урала, из Армении и Италии, Греции и Прибайкалья. Самый древний - на станции "Баррикадная". Он был доставлен в столицу из Иркутской области, из карьера "Буровщина", который признан геологическим памятником Прибайкалья. Известняки, которые превратились в этот розовато-красно-зеленый камень, образовались в морях архейской эры примерно три миллиарда лет назад. В то время Землю населяли только бактерии; их следы, конечно, нельзя увидеть в интерьере станции, но дотронуться до камня, который ненамного моложе нашей планеты, тоже интересно. Кстати, такой же мрамор - в переходе со станции "Кузнецкий Мост" на "Лубянку", на "Улице 1905 года" и "Марксистской".

Вообще, кроме палеонтологии в столичном метрополитене стоит обратить внимание и на геологические диковинки. Их здесь не меньше, а то и больше, чем окаменелостей. Один только перечень геологических достопримечательностей подземки займет не один десяток страниц. Вот лишь некоторые из них.

На колоннах "Преображенской площади" можно увидеть уральский змеевик. На каменных мозаиках станции "Чеховская" - яшму и лазурит. Лазурит использован в мозаиках станции "Белорусская" кольцевой линии, а также на "Тимирязевской". Яшма есть и на станции "Киевская" Арбатско-Покровской линии. Мне же больше всего нравятся колонны в вестибюле станции "Парк культуры" кольцевой линии. Похожий на глазурь песочного пирожного, с белыми и черными разводами камень привезен с Алтая.

Так что, спускаясь в метро и проходя по подземным станциям, не забывайте, что здесь много удивительного, внимательно смотрите по сторонам. И тогда каждая поездка станет для вас так же интересна, как поход в музей. Причем музей и геологический, и архитектурный, и палеонтологический одновременно.

© Журнал "Туризм и отдых", N23-2008

<< Библиотека

<< Library

Rambler's Top100