Рынок диктует свои правила

Накануне Нового года на вопросы редактора газеты «Метростроевец» Фаины Блиновой
ответил генеральный директор ОАО «Мосметрострой» Геннадий Яковлевич Штерн.

Ф.Блинова: - Геннадий Яковлевич, в конце года обычно подводят итоги. С какими результатами наш коллектив подошел к новогоднему празднику?

Г.Штерн: - В 2004 году, по сравнению с предыдущим, объемы строительно-монтажных работ в целом увеличились на 3,4 процента, по генподряду - на 4,6 процента, своими силами - на 13,4 процента.

В прошлом году, когда сдавали Бутовскую линию, на метростроении было освоено около 5 млрд. рублей. В 2004-м доля метростроения упала, лимиты составляли менее 2 млрд. рублей. Но мы это с лихвой компенсировали на строительстве Краснопресненской магистрали, где освоили 4 млрд. 841 млн. рублей.

Несмотря на значительное падение метростроения (вернулись по объемам примерно на пять лет назад), мы сохранили коллектив, получили приличный объем работы на других объектах. Практически все наши подразделения к концу года имеют нормальную загрузку, а у некоторых она была с самого начала года.

Численность работающих на Метрострое в этом году выросла до 8285 человек (в 2003-м она составляла 6995 человек). Средняя зарплата за год увеличилась на 6 процентов, с 11973 руб. до 12687 руб.

Ф.Блинова: - Сегодня всех волнуют перспективы Метростроя на 2005 год. Что будем строить?

Г.Штерн: - По постановлению Правительства Москвы мы должны ко Дню города сдать в эксплуатацию второй выход станции “Маяковская”, освоить здесь 620 млн. руб. На строительство депо Солнцевской линии выделено 146 млн. руб.

Предстоит развернуть работы, примерно на 1390 млн. руб., на Люблинско-Дмитровской линии - от станции “Чкаловская” до “Трубной” для обеспечения ввода первого пускового комплекса в 2007 году. Здесь мы практически не работали лет восемь, объекты находились в режиме поддержания выработок. Сначала необходимо будет реанимировать все наши шахты, привести в порядок подъемники, клети, обустроить шахтные комплексы, проверить и запустить механизмы и приступить к горнопроходческим работам. Этот процесс займет, как минимум, первую половину года. Потом СМУ-5 продолжит строительство станции “Сретенский бульвар”, СМУ-8 - “Трубной”, СМУ-6, СМУ-15 и СМУ-3 - перегонных тоннелей.

Рассматривается также вопрос о сооружении в 2005 году оборотных тупиков за станцией “Улица Старокачаловская” в сторону Битцевского парка.

И основная наша работа, главный наш объект - Краснопресненская магистраль. Метрострой там - лидер консорциума. Лимиты на 2005 год составляют около 12 млрд. рублей, львиная доля в них наша. Объемы очень большие. Финансирование здесь идет непрерывно. Наша задача уложиться в сроки, указанные в выигранном тендере. Задача серьезная.

Строительство идет полным ходом. Тоннелепроходческий комплекс фирмы “Херренкнехт” диаметром 14,2 метра преодолел более километра на участке закрытого способа работ, в январе возьмет старт на сооружении сервисного тоннеля малый щит (диаметром 6 метров), ведутся работы на открытых участках. В ближайшее время приступаем к самому сложному - сооружению ходков между тоннелями в неустойчивых и обводненных грунтах, где будут применены специальные способы закрепления грунтов.

Ф.Блинова: - Геннадий Яковлевич, назовите организации, которые зарекомендовали себя как лучшие на строительстве Краснопресненского проспекта.

Г.Штерн: - У нас все работают полноценно. На точке “С” головной организацией, осуществляющей договорные отношения с субподрядчиками, является СМУ-3, на точке “D” - СМУ-1. У директора СМУ-1 А.И.Иванова на субподряде работают СМУ-6, СМУ-11, СМУ-15 и СМУ-9. У директора СМУ-3 В.В.Сергиевского - СМУ-5, СМУ-2, СМУ-10 и СМУ-9. На центральном, закрытом участке, проходку ведет 000 “Тоннель-2001”.

Метрострой работает рядом с другими городскими организациями. Можно сравнивать. Мы видим, что наш коллектив по многим параметрам значительно лучше, организованней, надежней. С точки зрения профессиональной подготовки инженерно-технических работников, понимания ими поставленных задач, организации и культуры производства, квалификации рабочих. В этом и заключается продолжение славных традиций Метростроя. Недаром мы вышли сегодня на московский строительный рынок, с нами считаются, нас стали приглашать участвовать в тендерах даже на объекты гражданского строительства. Сегодня Московский метрострой прочно удерживает свои позиции.

Ф.Блинова: - В 2004 году, наконец, решился вопрос и с имущественным комплексом Метростроя. Каким образом?

Г.Штерн: - При создании в 1993 году ОАО “Мосметрострой” не была закончена работа по определению состава и стоимости имущества, находящегося на балансе арендного предприятия Мосметростроя, не была осуществлена и соответствующим образом оформлена процедура передачи государством имущества в уставной капитал общества. С октября 1999 (когда меня назначили генеральным директором) по январь 2003 года Минимуществом России и ОАО “Мосметрострой” были предприняты совместные меры для завершения этой процедуры.

Минимуществом России было принять очень важное для нас решение. Вышло распоряжение N448-р “Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества ОАО “Мосметрострой”. На его основании с января 2003 года ОАО “Мосметрострой” осуществило государственную регистрацию права собственности более чем на 130 объектов недвижимости. То есть мы подтвердили, что Мосметрострой имеет недвижимость, имущество, которое не было легитимно передано акционерному обществу в свое время, в 1993 году. Через 10 лет мы подтвердили это.

Таким образом, в 2004 году был завершен процесс оформления прав собственности на объекты недвижимости, внесенные в уставной капитал общества.

ОАО “Мосметрострой” также предприняло действия для государственной регистрации выпуска акций. Подготовленный пакет документов был представлен в Региональное отделение ФКЦБ России в Центральном федеральном округе. При рассмотрении заявки ОАО “Мосметрострой” возник ряд вопросов, была создана согласительная комиссия. В результате ее деятельности сняты все спорные вопросы, и 1 сентября 2004 года выпуск акций ОАО “Мосметрострой” был зарегистрирован.

Теперь Метрострой стал полноценным акционерным обществом - имеет зарегистрированную недвижимость и пакет акций со стопроцентным капиталом государства.

Ф.Блинова: - Вопрос о заработной плате не сходит с повестки дня. Появится ли у метростроевцев возможность приблизиться по уровню заплаты к строительному комплексу Москвы, где средняя составляет 17 тысяч рублей в месяц?

Г.Штерн: - У нас есть отдельные организации, которые в среднем получают больше, чем городские строители. Там, где считают деньги, где содержат численность работающих, соответствующую объемам СМР, и считают, во что обходятся данные объемы. Заработная плата зависит от руководителя, это инструмент в его руках. Директор предприятия сам определяет количество людей, которое требуется, считает и производительность, и ту зарплату, которая получается в результате. Я не командую зарплатой, а за выполненные работы полностью рассчитываюсь с нашими организациями. А они могут 100 человек держать, могут - 1000. Если 100 - зарплата будет 25 тысяч. Если 1000 - 2500 рублей. Мы привыкли жить какими-то устаревшими понятиями, а рынок диктует свои правила. И уровень зарплаты диктует рынок, а не чьи-то решения и указания.

Сегодня метростроевцы имеют возможность зарабатывать и зарабатывают не меньше, чем получают за аналогичную работу работники той же квалификации на других предприятиях московского строительного комплекса.

Средний уровень заработной платы на Метрострое повышается из года в год, однако необходимо различать две тенденции.

С одной стороны, Метрострой интенсивно осваивает новые технологии строительства, переходит на более эффективные методы работы, повышает свою механовооруженность. Соответственно, растет и производительность труда, возрастает доля высокооплачиваемого квалифицированного персонала. Уже сегодня в некоторых наших организациях средняя зарплата значительно превышает названный вами уровень.

С другой стороны, некоторые руководители неоправданно завышают уровень заработной платы сотрудников в ущерб экономической эффективности работы своей организации. В результате у предприятия возникают проблемы, которые отражаются, в том числе, и на его сотрудниках - в виде задержек в выплате заработной платы и увольнений.

Надеюсь, что в 2005 году мы будем значительно лучше ориентироваться в правилах работы в условиях рынка.

Желаю всем метростроителям, их семьям здоровья, счастья, благополучия и успехов в новом году. Перед нашим коллективом стоят большие задачи. Уверен, что мы их выполним.

Источник: газета “Метростроевец”, N48, 31 декабря 2004 года.

Back Main
Rambler's Top100