Построено на века

Московский метрострой отмечает 75-летний юбилей. Главный итог работы - столичный метрополитен: 172 станции, около 280 км линий. О деятельности и ближайших перспективах компании корреспонденту "Метро" Ольге Еленской рассказал генеральный директор ОАО "Мосметрострой" Геннадий Штерн.

Gennadiy Shtern - Director of JSC 'Mosmetrostroy'

Г.Штерн - Начинал я с мастера. Потом сменил много должностей: начальник участка, производственного отдела, главный инженер. Много лет отработал в Ташкентском метрополитене, был начальником строительства 12 лет. Московские метростроители всегда оказывали помощь в запуске новых метрополитенов по всему Союзу: Ташкент, Ереван, Новосибирск... И за рубежом работали, высылали бригады в Софию, Прагу, Калькутту, оказывали помощь в запуске первых линий метро. После Ташкента, уже в Москве, работал заместителем начальника метрополитена по строительству, и вот уже восьмой год возглавляю этот замечательный коллектив.

Сейчас мы работаем над Люблинской линией. Она пришла в тупик на станции “Чкаловская”. Мы ее продлеваем до “Трубной” через “Сретенский бульвар”. Эти две станции готовимся сдать в эксплуатацию в конце будущего года. Пассажиры получат пересадку со “Сретенского бульвара” на “Чистые пруды” и “Тургеневскую”. А со станции “Трубная” можно будет перейти на “Цветной бульвар” Серпуховско-Тимирязевской линии. Следующий этап работ на этой линии - станции “Достоевская” и “Марьина роща”. Они будут достроены в 2009 году.

Мы также строим сейчас перегонные пути от станции “Крылатское” до “Строгино”, которые войдут в Серебряноборские тоннели. Таким образом, впервые будут совмещены два вида транспорта: автомобильный и под проезжей частью подземный. Это входит в программу на 2007-2009 годы. А в 2010-м планируется соединить “Строгино” и “Митино”. Будет также сделана связка между станциями “Бульвар Дмитрия Донского” Серпуховско-Тимирязевской линии и “Битцевский парк” Калужско-Рижской.

Москва разрастается, и метро уходит все дальше на окраины. Каждый день метрополитеном пользуются 9 млн человек. Возникла необходимость в новых радиальных контурах, над которыми сейчас работают проектировщики. Наша Москва - как солнце, лучи (линии метро) во все стороны расходятся. Чтобы разгрузить центр, нужно их соединять.

Как у Мосметростроя с техническим оснащением?

Г.Штерн - Наша организация в данный момент имеет самую передовую технику. Мы идем в ногу со временем и применяем лучшие технологии, имеющиеся в распоряжении любой компании мирового уровня. От иностранцев не отстаем. При прокладке тоннелей стараемся максимально исключить человеческий фактор, используем самые передовые, "умные" машины.

В Москве очень сложная гидрогеология, при подземных работах мы периодически натыкаемся на известняки, суглинки, карсты. В нашем городе масса подземных коммуникаций. Порой приходится прокладывать новый тоннель буквально в метре от действующего. В таких условиях необходимы современные машинные комплексы, делающие работу более безопасной во всех отношениях. Помимо сложной гидрогеологии, есть еще какие-нибудь проблемы? Например, с финансированием?

Вот с ним как раз проблем нет. За последние два года финансирование стабильное, объемы работ увеличиваются. Спасибо московскому бюджету, помогают и из федерального. Коллектив Мосметростроя имеет нормальную загрузку. И дай бог, чтобы завтра было не хуже, чем сегодня. Ведь в нынешнее время как: есть деньги - нет проблем. Мы стремимся осваивать вложения максимально эффективно, чтобы строить быстрее, технологичнее, ускоряя сроки строительства новых линий.

А старым станциям уделяется внимание?

Г.Штерн - И, конечно, они реконструируются. Например, сейчас осуществляется замена эскалаторов. Некоторые функционируют с 1935 г. и, естественно, поизносились. Реконструируются вестибюли, оборудование меняется на современное. Много внимания уделяется улучшению вентиляции на старых станциях. Все они были построены в те годы, когда пассажиропоток был значительно меньше, движение не таким интенсивным, а подвижные составы короче. За последние десятилетия нагрузка на метрополитен значительно увеличилась. Но сами станции построены на века, прослужат еще очень долго.

Расскажите о коллективе Метростроя. Например, сохранились у вас рабочие династии?

Г.Штерн - Да, они есть. У нас трудятся дети и даже внуки тех, кто работал на первой линии. Всего в Метрострое 10 тыс. человек. Попасть на работу к нам всегда считалось престижным. Притом что она достаточно сложная, не каждый справится. Прокладка путей - чисто горное дело, где человек должен быть очень хорошо обучен и подготовлен. На это нужны годы. В советское время был лозунг: тоннели строят настоящие мужчины. И это факт, потому что на каждом метре под землей могут возникнуть нештатные ситуации, инциденты, сложности. К ним нужно быть готовым, чтобы вовремя принять верное решение и избежать возможных аварийных ситуаций.

Коллектив Мосметростроя состоит из профессионально подготовленных специалистов различного профиля, владеющих всеми видами строительных технологий, которые умеют грамотно использовать сложнейшую современную технику, тщательно и аккуратно выполняют работу с соблюдением всех норм и требований. Не стоит забывать, что метростроитель -это ответственная, связанная с повышенной опасностью профессия. Наши кадры - золотой фонд "Мосметростроя". К сожалению, ветеранов, работавших еще на первой линии, осталось очень мало. Во время войны 51 представитель нашего коллектива заслужил звание Героя Советского Союза. Пять тысяч метростроевцев имеют государственные награды и почетные звания. У организации четыре ордена: Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов и Октябрьской Революции.

© газета “Метро”, N144, 5 октября 2006 года.

Back Main
Rambler's Top100