METRO.Статистика
Московский метрополитен в 2001 году - Официальные материалы.
Статистика In russian.
Пассажирские перевозки
Эксплуатация
Кадры
Безопасность
Международная деятельность
Развитие
Экономика и финансы
Moscow Metropolitan in 2001 - Official materials.
Passengers Transportation In english.
Exploitation
Staff
Security
International Activities
Development
Economics and Finance

Статистика

Показатели Московского метрополитена (по состоянию на 31.12.2001)

Количество пассажиров, перевезенных метрополитеном за год
  - в том числе: пассажиров оплативших свой проезд
Среднее количество пассажиров, перевозимых метрополитеном в сутки
Доходы от перевозки пассажиров

3'200 млн.чел.
1'721 млн.чел.
8'767 тыс.чел.
5'094,1 млн.руб.

Эксплуатационная длина линий в двупутном исчислении
Количество линий
Самая длинная линия
Самая короткая линия
Самый длинный перегон
Самый короткий перегон

265,4 km
11
Серпуховско-Тимирязевская 37,6 km
Каховская 3,3 km
Щукинская - Тушинская 3195 m
Александровский сад - Арбатская 328 m

Количество станций
Количество пересадочных станций
Количество узловых станций
Самая глубокая станция
Станция, расположенная ближе всех к поверхности земли
Самая длинная станция (по длине платформы)
Количество станций с одним вестибюлем
Количество вестибюлей
Количество турникетов
Количество станций, оборудованных системой видеонаблюдения
Количество подуличных переходов, оборудованных видеонаблюдением

163
53
25
Дубровка
Печатники
Арбатская АПЛ 251 m
63
253
2052
92
58

Количество депо
Количество линейных пунктов
Количество поездов, пропускаемых за сутки по линиям метро
Инвентарный парк вагонов (в среднем за сутки)
Эксплуатационный парк вагонов (в среднем за сутки)
Общий пробег вагонов
  - в том числе с пассажирами
Среднесуточный пробег одного вагона
Среднее количество пассажиров, перевозимых в одном вагоне

15
19
8737
4158
3245
613,2 млн. ваг/km
590,1 млн. ваг/km
517,7 km
70,49 чел.

Количество эскалаторов
Самый длинный эскалатор
Количество вентиляционных шахт
Количество вентиляторов

554
Петровско-Разумовская 122,4 m
377
710

Количество медпунктов в метро
Количество работников на метрополитене
  - в том числе мужчин

69
31380 чел.
15498 чел.

Выполнение графика движения поездов

99,92%

Пассажирские перевозки

Московский метрополитен - крупнейшее предприятие городского общественного транспорта. В 2001 году метрополитеном было перевезено 3200 млн. человек. При этом ежедневно на метро пассажирами совершалось около 9 миллионов поездок, что соответствует 57,2% от всего объема перевозок пассажиров городским общественным транспортом Москвы.

За последнее десятилетие с изменением социально-экономической ситуации в России и Москве произошли значительные перемены в распределении по часам количества пассажиров, перевозимых городским общественным транспортом. Это связано с реформированием структуры занятости, времени работы промышленных предприятий, организаций и учреждений.

В 1986 году в рабочие дни утренний "час пик" продолжался с 7 до 9 часов, вечерний - с 16 до 19 часов. В период между "пиками" количество пассажиров метрополитена резко сокращалось. К 1999 году утренние и вечерние "пики" перевозок метро сместились, причем утренний стал более протяженным во времени - с 7 до 10 часов.

К 2001 году в стране произошло оживление промышленного производства, что увеличило количество пассажиров метрополитена практически в течение всего дня (диаграмма 1). Таким образом, пассажиропоток по рабочим дням стал распределяться более равномерно, а в выходные уменьшился по сравнению со второй половиной 80-х годов (диаграмма 2).

Учитывая происходящие изменения, Московский метрополитен постоянно совершенствует графики движения поездов, работы эскалаторов и других технических систем. Это, в свою очередь, влечет за собой изменение режима работы служб метрополитена, в том числе локомотивных бригад и электродепо, производящих техническое обслуживание подвижного состава.

Перемены практически не затронули распределения пассажиропотоков метрополитена по месяцам (таблица 1). Традиционно существует два "пика" перевозок, первый из которых приходится на период конец зимы - начало весны, а второй - на конец осени - начало зимы (наименьшее число москвичей находится в отпуске). Летом количество пассажиров существенно уменьшается, как правило, в июле и августе.

Таблица 1

Месяцы

Среднесуточная перевозка пассажиров

1986

1999

2001

Январь

7044,6

8729,6

8732,1

Февраль

7349,8

8952,1

9245,5

Март

7290,7

9151,3

9076,1

Апрель

7248,8

9233,9

9159,4

Май

6828,1

8760,9

8734,2

Июнь

6793,0

8642,9

8126,5

Июль

6574,0

7918,9

7668,1

Август

6258,5

7868,3

7688,6

Сентябрь

6857,9

8664,0

8965,8

Октябрь

7196,0

8838,1

9224,9

Ноябрь

7137,0

9142,0

9311,4

Декабрь

7357,0

9126,3

9336,5

За год

6991,6

8767,8

8767,2

Большое влияние на пассажиропоток метрополитена оказали изменения в работе других видов транспорта. В частности, в 1993 году произошло резкое сокращение объема перевозок людей наземным пассажирским транспортом, что привело к резкому (с 7 до 9 миллионов в сутки в течение полугода) увеличению количества пассажиров метрополитена.

Помимо изменения социально-экономической ситуации, рост количества пассажиров, перевозимых метрополитеном, можно объяснить еще и фактом строительства новых линий (диаграмма 5).

Значительное влияние на снижение пассажиропотоков Замоскворецкой, Кольцевой, Калужско-Рижской линий оказало строительство Серпуховско-Тимирязевского диаметра. V жителей сначала южных, а затем и северных районов Москвы появился новый, более удобный маршрут поездки в центр города. Дальнейшее увеличение пассажиропотока на СерпуховскоТимирязевской линии связано с продолжающимся строительством в жилых массивах Северное и Южное Бутово.

Активным развитием новой жилой застройки обусловлен рост объемов перевозок на Замоскворецкой (Братеево, Марьино), Калининской (Жулебино) и Таганской-Краснопресненской (Митино, Жулебино) линиях. Первоначально незначительное количество пассажиров Люблинского радиуса также постепенно увеличивается по мере застройки районов Марьино и Марьинский парк.

Жители Подмосковья, работающие в Москве, ежедневно совершают так называемые "маятниковые" миграции, что также существенно увеличивает количество пассажиров метрополитена. До начала 90-х годов люди доезжали до вокзалов или пользовались диаметральными маршрутами наземного транспорта, связывающими Белорусское, Савеловское, Рижское и Курское направления. Теперь жители Подмосковья пересаживаются с электричек на метро и обратно на ближайшем к МКАД пересадочном пункте, где есть станция метрополитена. Это значительно увеличивает нагрузку на станции "Царицыно", "Нагатинская", "Фили", "Тушинская", "Беговая" и "Выхино".

На станции "Выхино", образующей одноименный транспортный узел, формируются самые крупные в Московском метрополитене пассажиропотоки. Сюда кроме электричек пассажиров подвозят несколько десятков маршрутов наземного транспорта (в том числе из Московской области). Для снижения остроты проблемы перегруженности станции "Выхино" администрация метрополитена обратилась к руководству Московской железной дороги с просьбой об отмене остановки здесь всех пригородных электропоездов в утренний "час пик" с 8.10 до 8.40. В это время пересадка пассажиров электричек на метро вынужденно осуществляется на других остановочных пунктах, расположенных по соседству со станциями. Тем не менее, необходимо отметить, что кардинально данную проблему может решить только строительство новой станции метро или комплексная реконструкция Выхинского транспортного узла.

Система оплаты проезда

В 2001 году на Московском метрополитене было продано 250,33 млн. магнитных билетов (МБ) и 950 тыс. бесконтактных смарт-карт (БСК) Данные об использовании различных типов билетов и БСК пассажирами метро представлены в таблице 2.

Таблица 2

Тип билета

Количество проходов

Магнитные билеты

Багажно-пассажирский МБ

46207

Временный МБ на 5 дней

209690

МБ на 1 поездку

83493320

МБ на 2 поездки

151061619

МБ на 5 поездок

153013394

МБ на 10 поездок

414246571

МБ на 20 поездок

90802758

МБ на 60 поездок

100758422

Единый МБ (70 поездок)

107829812

Месячный МБ на метро (70 поездок)

67193178

Месячный МБ на метро для учащихся

91183078

Бесконтактные смарт-карты

БСК госслужащих (платные)

77553

БСК федерального служащего

542097

БСК госслужащего г.Москвы

5746781

БСК для пенсионеров

1098137

БСК для служащих МФ РФ и г.Москвы

471177

БСК для студентов на текущий месяц

145751354

БСК для учащихся на текущий месяц

51063751

БСК на 30 дней

64556743

БСК на 90 дней

10144368

БСК на 365 дней

2029063

Социальная карта москвича

13058

В течение 2001 года продолжало увеличиваться число пользователей бесконтактных смарт-карт. Это связано с ростом популярности среди пассажиров метрополитена данного средства оплаты проезда, с переводом школьников на пользование именными льготными БСК, а также с проведением эксперимента "Социальная карта москвича".

В 2001 году специалистами метрополитена проводилась работа, направленная на создание пассажирам дополнительных удобств при оплате проезда, а также на совершенствование процессов сбора и обработки информации в Автоматизированной системе оплаты проезда (АСОП).

Данные по динамике продаж магнитных билетов различных типов представлены в таблице 3.

Таблица 3. Продажи магнитных билетов 1999-2001 гг. (тыс.штук)

Год

Тип билета

Месячный проездной

Льготный билет для школьников

Единый

Багажный

Багажно-пассажирский

1999

3019,6

5484,4

2070,9

218,1

66,5

2000

2964,8

4908,2

2302,5

200,5

59,8

2001

1200,3

2085,9

2246,4

157,5

54,0


Год

Билеты на разное количество поездок

Всего использовано магнитных билетов

1

2

5

10

20

60

1999

73017,9

50572,1

61734,9

18475,1

2087,5

387,2

217130,2

2000

78911,1

60301,4

53144,4

26115,3

2536,4

812,4

232257,0

2001

84865,8

77850,8

32146,7

43063,0

4686,3

1976,8

250333,6

АСОП действует на Московском метрополитене с 1997 года. За 3 года эксплуатации система позволила начать перевод многочисленных льготных категорий граждан с ручного на автоматизированный контроль. АСОП также применяется для учёта проездных документов и контроля их использования. Кроме того, система позволяет выявлять поддельные магнитные билеты, транспортные карты и оперативно принимать меры для прекращения их использования.

В 2001 году в рамках проекта "Автоматизированное рабочее место кассира" (АРМ кассира), начатого в 2000 году, рабочие места кассиров на 7 станциях метрополитена ("Белорусская", "Октябрьская"-радиальная, "Марксистская", "Тульская", "Аннино", "Динамо", "Кузнецкий мост") оборудованы компьютерами, подключенными к локальной сети с выходом в единую базу данных центра управления АСОП. АРМ кассира позволяет кодировать бланк магнитного билета и смарт-карту непосредственно в момент продажи, что снижает остроту проблемы очередей и сокращает эксплуатационные расходы. Специалистами метрополитена в 2001 году введено в опытную эксплуатацию новое программное обеспечение по работе с транспортными картами и персональными данными студентов и школьников Москвы для усиления контроля за несанкционированным использованием данного типа транспортных карт. Также проведено комплексное тестирование дебетовой карты, которая со временем позволит перейти к зональной оплате проезда в метрополитене и предоставить пассажирам еще более широкий выбор тарифных планов, отличающихся по сроку действия, количеству поездок и стоимости.

В минувшем году на станции "Новогиреево" прошли тестирование автоматы по продаже билетов и продлению действия бесконтактных транспортных карт. Проведенные испытания - это начальный этап программы оснащения станций метрополитена "автоматическими кассирами". После завершения всего цикла необходимых тестов начнется установка автоматов на наиболее загруженных станциях метрополитена. Это позволит сделать процесс оплаты проезда более удобным для пассажиров и решить проблему очередей, традиционно возникающих в кассах метро в пиковые дни продаж в начале каждого месяца.

Социальная карта москвича

С сентября 2001 года в соответствии с Распоряжением Премьера правительства Москвы № 715 РП от 07.08.2001 г. началась реализация экспериментального проекта "Социальная карта москвича" в трех районных управлениях социальной защиты населения - Чертаново-Южное, Чертаново-Центральное, Бирюлево-Западное. Эксперимент проводится совместно с Комитетом социальной защиты. Департаментом потребительского рынка и услуг, ФГУП "Московская железная дорога", Московским городским фондом обязательного медицинского страхования и АКБ "Московский муниципальный банк - Банк Москвы". В ходе проведения пилотной части проекта изготовлено 16339 карт (по данным на 31 декабря 2001 года).

"Социальная карта москвича" - это универсальный электронный носитель информации, который содержит идентификационные данные держателя карты, данные о льготах, поддерживает различные приложения и одновременно выполняет функции полноценной банковской карты. Социальная карта реально действует как льготный проездной документ в Московском метрополитене, на Московской железной дороге (пригородное сообщение), на городском общественном наземном транспорте Москвы. Она также используется в районных поликлиниках для учета застрахованных лиц при оказании медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования. В магазинах, участвующих в эксперименте, специально оборудованы кассовые места для предоставления скидок при покупке товаров владельцам "Социальной карты москвича". Льготники также могут использовать банковское приложение карты для получения наличных средств в 10 почтовых отделениях столицы и более чем в 100 банкоматах "Банка Москвы", расположенных во всех районах города.

Данные, полученные в ходе проведения эксперимента, показали, что введение "Социальной карты москвича" позволяет значительно улучшить качество обслуживания льготников, обеспечить полный учет предоставляемых льгот, контроль финансовых потоков по компенсации затрат предприятия за данные льготы и автоматизировать связанные с этим процессы.

Эксплуатация

Подвижной состав

Парк подвижного состава на Московском метрополитене по состоянию на 31 декабря 2001 года насчитывал 4165 вагонов. Среди них 37 - последнего поколения "Яуза" типов 81-720 и 81-721, 2852 вагона - модели 81-717 и 81-714. Вагоны последних двух типов являются основой парка всех метрополитенов России и СНГ. В эксплуатации на Московском метрополитене находятся и более старые вагоны различных модификаций типа "Е" (1276 единиц). Средний срок службы вагона превышает 30 лет.

Одними из самых надежных сегодня по праву считаются вагоны типа Еж-3 и Ем-508т, эксплуатирующиеся на Таганско-Краснопресненской линии. Эти вагоны, выпущенные в середине 70-х годов прошлого века, зарекомендовали себя с наилучшей стороны не только на Московском, но и на других метрополитенах России и СНГ. Специалистами Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) сделано заключение о возможности эксплуатации вагонов названных типов как минимум в 1,5 раза дольше установленного срока. Данное заключение было сделано на основе анализа показателей прочности кузова, однако электрооборудование и механические системы этих вагонов быстрее устаревают морально и физически.

В связи с этим необходимо отметить, что замена подвижного состава, не отработавшего свой срок, экономически невыгодна. Поэтому большинство метрополитенов мира постоянно ведет работы по модернизации подвижного состава. На вагонах Московского метрополитена современные технические системы, повышающие безопасность движения поездов и качество обслуживания пассажиров, устанавливаются во время технического ремонта или в условиях электродепо.

Московский метрополитен в содружестве с отечественными промышленными предприятиями активно реализует программу разработки и внедрения в серийное производство современных типов подвижного состава, удовлетворяющих передовым требованиям безопасности и комфортности перевозок пассажиров. Особое внимание уделяется повышению экономичности подвижного состава, а также возможности применения на нем новых технологий эксплуатации, снижающих трудоемкость технического обслуживания и эксплуатационные затраты.

Новая техника

Примером упомянутой выше политики является внедрение в эксплуатацию вагонов метрополитена "Яуза". Сегодня 6 таких составов перевозят пассажиров по Люблинской линии. Пассажирские салоны новых вагонов оборудованы принудительной вентиляцией и современными системами информирования пассажиров. Повышению плавности хода способствуют пневмоподвеска и электронная бесступенчатая система управления тяговыми двигателями. Современные бортовые компьютерные системы, установленные на "Яузе", значительно облегчают работу локомотивной бригады.

Однако, при всех своих достоинствах "Яуза" все еще уступает лучшим образцам современных метровагонов. Поэтому сегодня Московским метрополитеном совместно с АО "Метровагонмаш" разрабатывается следующее поколение отечественного подвижного состава. Новые вагоны, получившие обозначение 81-740 и 81-741, проходят комплекс испытаний. От существующих модификаций их отличает повышенный уровень комфорта, обеспеченный для пассажиров и локомотивной бригады, а также ряд новых бортовых систем, соответствующих мировым стандартам качества.

Как характерный пример можно рассматривать появление на вагонах 81-740 и 81-741 климатической установки, отапливающей салоны в зимние месяцы и обеспечивающей их вентиляцию летом. При этом для подачи подогретого воздуха зимой сделаны специальные воздуховоды. Необходимость этого нововведения объясняется тем, что данный тип подвижного состава предназначен для эксплуатации преимущественно на открытых участках метрополитена.

Асинхронный тяговый привод - еще одно новое для отечественного метровагоностроения техническое решение. Впервые он был применен на вагонах типа 81-740 и 81-741. Асинхронный тяговый привод повышает плавность хода поезда, улучшает его динамические характеристики, уменьшает расход электроэнергии и затраты на техническое обслуживание подвижного состава.

Видеокамеры бокового обзора на новом подвижном составе заменили зеркала заднего вида. Они передают изображение на монитор, установленный в кабине машиниста. Это удобно не только для локомотивной бригады, но и абсолютно безопасно для пассажиров, ожидающих прибытия поезда.

Вагоны типов 81-740 и 81-741 имеют узел сочленения, аналогичный применяемому в автобусах "Икарус". Данное нововведение обусловлено необходимостью вписывания нового подвижного состава в кривые малого радиуса, которые будут присутствовать на путях легкого и мини-метро.

Серийное производство нового типа вагонов начнется в 2002 году.

Программа модернизации подвижного состава

В настоящее время на Московском метрополитене продолжается реализация программы модернизации подвижного состава. Все вагоны оборудованы автоматизированной системой диагностики и пожаротушения "Игла". Она позволяет решить одну из важнейших и старейших "железнодорожных" технических проблем - контроль за нагревом букс в режиме реального времени. Продолжаются работы по оборудованию подвижного состава бортовыми системами, регистрирующими все параметры движения и управления поездом.

Из современных технических систем, повышающих надежность и безопасность эксплуатируемого подвижного состава, к 2001 году на Московском метрополитене внедрены следующие:
- модули подвозбудителя (улучшают характеристики электродинамического торможения вагонов);
- источники бортового электропитания (повышают надежность работы систем освещения пассажирских вагонов и цепей управления составом);
- новая система подвешивания раздвижных дверей;
- гидравлические гасители колебаний центрального подвешивания с усовершенствованной клапанной системой (повышают плавность движения поезда).

Московским метрополитеном принято решение о проведении модернизации вагонов типов Еж-3 и Ем-508т с продлением срока их службы не менее чем на 15 лет. Реализацию программы, рассчитанной до 2010 года, планируется начать в 2003 году. Победителем конкурса на проведение этих работ стал московский завод по ремонту электроподвижного состава (АОЗТ ЗРЭПС), осуществляющий капитальный ремонт подвижного состава Московского метрополитена. Стоимость модернизации каждого вагона установлена на уровне 45% от цены нового. Данное обстоятельство значительно снижает затраты на обновление технического парка метрополитена.

Коренная модернизация вагонов типов Еж-3 и Ем-508т предусматривает повышение их электро- и пожаробезопасности, замену освещения пассажирских салонов на люминесцентное. Более удобными для пассажиров станут сидения. За счет ликвидации кабин управления в промежуточных вагонах будет увеличена вместимость поездов. Кроме того, старое электрооборудование заменят на современное. Обеспечивать плавность хода поезда и контроль за работой тягового привода будет блок электронных реле. Модернизация также предусматривает замену пульта управления в кабине машиниста. Перечисленные мероприятия повысят уровень комфортности для пассажиров и значительно улучшат условия труда локомотивных бригад.

Таблица 4. Распределение подвижного состава по линиям метрополитена (на 31.12.2001 г.)

Линия, количество
вагонов в составе

Электродепо

Типы вагонов

Количество

Всего

Сокольническая
7

Северное

Модификации
вагонов типа Е
81-717,81-714

148

103

251

Черкизово

81-717,81-714

163

163

В целом по линии

414

Замоскворецкая
8

Сокол

81-717,81-714

344

344

Замоскворецкое1

81-717,81-714

367

367

В целом по линии

711

Арбатско-Покровская
7

Измайлово

Модификации
вагонов типа Е

299

299

Кольцевая
6

Красная Пресня

81-717,81-714

224

224

Филевская
6

Фили

Модификации
вагонов типа Е

218

218

Калужско-Рижская
8

Калужское

81-717,81-714

366

366

Свиблово

81-717,81-714

313

313

В целом по линии

679

Таганско-Краснопресненская
8

Планерное

Еж-3,Ем-508т

312

312

Выхино

Еж-3,Ем-508т

299

299

В целом по линии

611

Калининская
7

Новогиреево

81-717,81-714

189

189

Серпуховско-Тимирязевская
7

Варшавское

81-717,81-714

304

304

Владыкино

81-717,81-714

319

319

В целом по линии

623

Люблинская
7

Печатники

81-717,81-714
Яуза

160
37

197

В целом по Московскому метрополитену

4165

1 - Электродепо “Замоскворецкое” обслуживает Замоскворецкую и Каховскую линии. Количество вагонов в составах Каховской линии - 6.

Служба пути

В Московском метрополитене при протяженности линий 265,4 км развернутая длина пути составляет 767,7 км. Из них 549,92 км - главные пути, 159,9 км - парковые пути, расположенные в 15-ти электродепо. Длина контактного рельса - 636,6 км За эксплуатацию и ремонт этого комплекса отвечает Служба пути.

В последние годы Службой пути Московского метрополитена ведется активная деятельность по повышению устойчивости рельсовых цепей, разработке, испытанию и внедрению в постоянную эксплуатацию современных конструкций пути, улучшающих показатели вибро- и шумозащиты, а также защиты пути от коррозии.

Среди новых технологий, применяемых в путевом хозяйстве метрополитена, - укладка пути на композиционных шпалах. Срок эксплуатации последних значительно выше, что позволяет уменьшать затраты на содержание и капитальный ремонт пути. Кроме того, конструкция снижает уровень вибрации от проходящих поездов и коррозию рельсов.

Некоторые участки метрополитена проложены в непосредственной близости от зданий и сооружений 8 этих местах требуются особые меры по предотвращению вибрации и шума от проходящих поездов. Сегодня Московским метрополитеном совместно с отечественными предприятиями проводится большая работа по разработке и испытанию конструкций пути, предназначенных для вышеуказанных участков. В частности, на соединительной ветке между станцией "Белорусская"-кольцевая и электродепо "Красная Пресня" для испытаний уложен путь с железобетонным лежневым подрельсовым основанием. Он разработан ВНИИЖТ. В случае положительного заключения экспертов о вибро- и шумозащитных свойствах данной конструкции и возможности ее установки в условиях действующих линий она будет использоваться на некоторых участках метрополитена. В частности, под музеем изобразительных искусств имени Пушкина.

Специалистами службы Пути для повышения надежности работы рельсовых цепей на изолирующих стыках путей установлены современные композиционные накладки. Их использование улучшает работу систем сигнализации, централизации и блокировки.

В ведении службы Пути находятся 1148 стрелочных переводов. Службой проводится большая работа по укладке в них крестовин с уменьшенной врезкой сердечника. Эта конструкция надежна и долговечна. Ее применение снижает количество сердечников, преждевременно выходящих из строя.

Службой Пути ведется работа по улучшению конструкции не только ходового, но и контактного рельса. В частности, проводится разработка полимерного кронштейна-изолятора контактного рельса. Его внедрение позволит повысить надежность конструкции, электрическую и пожарную безопасность контактного рельса.

Служба электроснабжения

Служба электроснабжения обеспечивает бесперебойную подачу электричества к подвижному составу, устройствам безопасности движения поездов, системам освещения станций, вентиляции и др. Для преобразования электроэнергии, получаемой метрополитеном от Мосэнерго, функционируют 39 тяговых преобразовательных подстанций, 95 совмещенных тягово-понизительных подстанций, 137 понизительных подстанций. Протяженность кабельной сети метро, проложенной открытым способом, в тоннелях, коллекторах, шахтах и под платформами станций, составляет более 9 тысяч километров.

Для повышения надежности электроснабжения и экономичности работы оборудования на метрополитене проводится модернизация электросети. Все более широкое распространение получают кабели и элементы электроснабжения, изоляция которых выполнена из современных негорючих, нетоксичных и влагонепроницаемых материалов. Такое оборудование, помимо вышеперечисленных достоинств, имеет длительный срок службы.

Специалистами службы проводится работа по внедрению новых устройств. Среди последних - блоки защиты "Сириус-М", фиксирующие и документирующие в режиме реального времени все параметры работы электрооборудования. Данная функция значительно облегчает работу ремонтных бригад. В перспективе все параметры функционирования электрооборудования, получаемые "Сириус-М", будут передаваться диспетчеру, который при помощи этой информации сможет оперативно принимать решения по управлению работой подстанций и сетей.

Служба Электроснабжения кроме перечисленных работ проводит ремонт и реставрацию систем освещения станций и сооружений метрополитена. На станциях московского метро оборудовано 5213 осветительных точек, и сейчас идет реализация программы по модернизации освещения метрополитена. В рамках программы на большинстве станций Кольцевой линии, а также на "ВДНХ", "Библиотека имени Ленина", "Кропоткинская", "Охотный ряд", "Чистые пруды", уже установлены современные люминесцентные лампы. Мощность каждой лампы составляет 20 Вт, что по световому потоку соответствует лампе накаливания в 100 Вт. Таким образом, замена старых ламп на люминесцентные позволяет экономить электроэнергию, затрачиваемую на освещение станций метрополитена.

Эскалаторная служба

На станциях и в переходах Московского метрополитена функционируют 554 эскалатора. Контроль за техническим состоянием машин, а также их реконструкцию осуществляет Эскалаторная служба.

Срок службы эскалатора составляет около 50 лет. Для поддержания в рабочем состоянии все агрегаты периодически проходят различные виды ремонта. Всего в 2001 году произведена капитальная реконструкция 44-х машин и средний ремонт - 23-х.

В 2001 году выполнены работы по замене эскалаторов и реконструкции южного вестибюля на станции "Динамо". Новые машины теперь работают и на переходе между станциями "Охотный ряд" и "Театральная". В 2001 году на станции "Аннино" введены в эксплуатацию три новые машины. В 2002 году начнется замена эскалаторов на станции "Павелецкая"-радиальная и в совмещенном вестибюле "Театральная" - "Площадь Революции".

Работы по замене, среднему и капитальному ремонту эскалаторов создают для пассажиров вынужденные неудобства. Это связано с тем, что при переоборудовании на длительное время закрываются вестибюли или переходы между станциями, а при проведении ремонтных работ в "часы пик" приходится ограничивать вход или выход пассажиров на станции или в переходах. Для того, чтобы свести вышеуказанные неудобства для пассажиров к минимуму, Московским метрополитеном совершенствуется технология ремонта и замены эскалаторов. Главная цель мероприятий - повышение качества выполняемых работ и сокращение сроков их проведения.

На сегодняшний день благодаря модернизации технологии ремонта и замены эскалаторов, а также ряду технических и организационных мероприятий, удалось значительно сократить время переоснащения вестибюлей и переходов станций новыми машинами. Если несколько лет назад эти работы занимали не менее 1,5 лет, то сегодня они производятся в среднем за 9 месяцев.

Электро-механическая служба (ЭМС)

Работа ЭМС на первый взгляд наименее заметна для пассажиров. Но без этой службы, контролирующей функционирование систем жизнеобеспечения, работа метрополитена была бы невозможна.

Среди важнейших систем, находящихся в ведении ЭМС - вентиляционные, водопроводные и водоотливные, а также системы теплоснабжения технологических и производственных помещений метрополитена. Как и во многих других службах, большое внимание в ЭМС сегодня уделяется внедрению нового оборудования. Среди новшеств необходимо отметить современные вентиляционные установки с улучшенными техническими характеристиками. Данные установки, в частности, позволяют сократить эксплуатационные затраты без уменьшения их производительности, а также более оперативно изменять режим работы агрегатов в зависимости от ситуации, складывающейся на линии. Еще одна реализуемая программа - замена металлических вентиляционных труб на пластиковые.

Управление работой всех систем ЭМС выполняется с единого диспетчерского пункта службы. Здесь все более широкое распространение получают микропроцессорные системы, облегчающие труд диспетчера и помогающие быстро принимать правильные решения.

Кадры

На предприятиях метрополитена работают 31380 работников более 140 специальностей, из них мужчин - 49,4% (15498 чел.), а женщин - 50,6% (15882 чел.). Численность различных возрастных категорий сотрудников метро представлена в таблице 1.

Система регулярной технической учебы кадров на метрополитене постоянно совершенствуется. Первоначальная профессиональная подготовка производится в учебно-производственном центре (УПЦ). Здесь готовят машинистов, помощников машиниста, работников служб Пути, Движения, СЦБ и связи, Эскалаторной службы. В 2001 году обучение по профессиональной подготовке прошли 4932 рабочих, в том числе в Учебно-производственном центре метрополитена - 1726 чел. (таблица 2), в обособленных подразделениях - 2647 чел., в прочих образовательных учреждениях - 559 чел.

Большое внимание администрация метрополитена уделяет вопросу повышения квалификации сотрудников. В 2001 году дополнительное обучение прошли 1632 специалиста метрополитена и 12486 рабочих.

Московский метрополитен - предприятие, имеющее статус железнодорожного. Его работники за высокие достижения в профессиональной деятельности награждаются как государственными, профессиональными, так и отраслевыми наградами. Среди этих наград звание "Почетному железнодорожнику", "Почетный работник транспорта России" и другие.

Кроме того, на метрополитене создана и действует собственная система морального и материального поощрения сотрудников. По результатам работы за год и в случаях особого вклада в обеспечение безопасности пассажиров работники Московского метрополитена награждаются знаками "За безаварийную работу" I и II степени, почетными грамотами или их имена заносятся на Доски почета. Данные о награждении работников метрополитена представлены в таблице 3.

Для сотрудников Московского метрополитена действуют системы социального и медицинского обеспечения. В частности, метрополитеновцы имеют возможность отдохнуть и поправить здоровье на хорошо оборудованных базах отдыха в Подмосковье, созданы условия для занятий различными видами спорта. Между командами подразделений метрополитена ежегодно проводятся чемпионаты и турниры по футболу, волейболу, лыжам и шахматам. С 2000 года берет начало традиция проведения соревнований по рыбной ловле на Озернинском водохранилище. Для детей сотрудников метрополитена во время каникул работает современный лагерь отдыха.

Значительному улучшению условий труда и отдыха на метрополитене способствует проведение ставших традиционными конкурсов среди его предприятий и подразделений на лучшие социально-бытовые условия. В начале 2001 года такой конкурс был проведен среди электродепо метрополитена. Первое место занял коллектив электродепо "Сокол", второе - "Свиблово", третье - "Планерное".

В рамках программы "Московские мастера" на метрополитене регулярно проводятся конкурсы профессионального мастерства среди представителей различных специальностей. Победители и финалисты получают крупные денежные премии и возможность досрочно повысить свою квалификацию. Проведение конкурса позволяет поднять престиж данной специальности и повысить уровень профессионализма участников.

Особое внимание руководство метрополитена уделяет уровню заработной платы работников. Зарплата индексируется регулярно в одинаковом размере всем работникам. В 2001 году суммарный уровень индексации составил 50%. Повышение зарплаты происходило без привлечения дополнительных бюджетных средств за счет увеличения доходности и эффективности работы метрополитена.

Безопасность

Обеспечению безопасности на Московском метрополитене уделяется особое внимание. Для этого не только внедряется современная техника, но и реализуется ряд организационных мероприятий - регулярные осмотры станций, подвижного состава и сооружений метрополитена, производящиеся с определенной периодичностью работниками метро и сотрудниками милиции.

Повышению безопасности также способствует постоянное техническое обучение работников метрополитена, в ходе которого рассматриваются, в том числе и вопросы профилактики и предотвращения различных террористических и криминальных инцидентов. По согласованному графику проводятся учения по взаимодействию служб метрополитена с экстренными службами города. В реальных условия идет отработка действий сотрудников в различных экстремальных ситуациях.

Для повышения безопасности перевозок пассажиров на метрополитене применяется современная техника, функционирование которой обеспечивает профилактику различных правонарушений, а также оперативное управление работой станций и перевозочным процессом в целом.

В качестве примера можно привести системы теленаблюдения с круглосуточной видеозаписью. Реализация программы оснащения метрополитена этими системами началась в 1998 году. К концу 2000 года ими было оборудовано более 50 станций. В 2001 году видеокамеры установлены еще на 34 станциях и в 51 подземном переходе. Всего к концу 2001 года на метрополитене системой теленаблюдения оснащены 92 станции и 58 переходов.

Системы видеонаблюдения, установленные в метрополитене, являются промышленными. Только в 2001 году записи, сделанные на станциях метро, фигурировали в доказательной базе нескольких десятков административных и уголовных дел. Именно события, снятые на пленку, дают возможность доказать в суде, например, факт несанкционированной торговли на территории метрополитена.

Для повышения оперативности предпринимаемых мер сегодня начата реализация программы вывода телевизионного сигнала на пульт дежурного по УВД на Московском метрополитене. Изображение с ряда станций получает поездной диспетчер, управляющий движением по линии. Работа в этом направлении активно продолжается.

Еще одна важнейшая функция систем видеонаблюдения - управление работой станций. Благодаря именно этим системам дежурный по станции может контролировать ситуацию в любой ее точке непосредственно со своего рабочего места. Это позволяет быстро принимать решения, связанные с организацией перевозки пассажиров (например, включение эскалаторов, находящихся в резерве, или вызов сотрудника милиции, а при необходимости и медработника).

В перспективе система видеонаблюдения позволит управлять работой целых линий. Поездной диспетчер, подключившись к станционной системе видеонаблюдения, получит возможность более оперативно и своевременно принимать необходимые решения (например, о выпуске на линию резервных составов во время проведения в городе массовых развлекательных мероприятий).

На Московском метрополитене активно используются различные системы сигнализации и автоматического пожаротушения. В настоящее время весь подвижной состав метрополитена оснащен автоматической системой обнаружения и тушения пожаров "Игла", а машинные залы эскалаторов и складские помещения горюче-смазочных материалов оборудованы автоматическими установками аэрозольного пожаротушения. На 2002 год запланирована разработка автоматической системы обнаружения и тушения пожара на эскалаторном комплексе в целом, что позволит обеспечить еще более высокий уровень безопасности пассажиров.

В январе 2001 года на метрополитене была создана и начала работу Служба контроля, в задачи которой входит разработка и проведение мероприятий по поддержанию общественного порядка. Служба работает в тесном взаимодействии с сотрудниками УВД на метрополитене и работниками ЧОП "Щит-Гарант", сформированного 23 января 2001 года для усиления мер безопасности на метрополитене.

Служба Контроля в течение года проводила рейды по профилактике правонарушений на территории метрополитена. В результате за административные правонарушения было задержано и оштрафовано 13902 человека (в том числе 6483 человека за несанкционированную торговлю). Работниками Службы было задержано и доставлено в комнаты милиции 3186 лиц БОМЖ, 3402 человека удалено с территории метрополитена за попрошайничество.

При непосредственном участии Московского метрополитена в УВД на метрополитене было создано и развивается кинологическое подразделение Специально отобранные и обученные собаки оперативно проверяют забытые пассажирами вещи на предмет наличия в них взрывчатых веществ. Милиционеры-кинологи выполняют и ряд других задач по поддержанию правопорядка на территории метро. Благодаря усилиям, совместно предпринимаемым метрополитеном и УВД на метрополитене, столичное метро по-прежнему считается самым безопасным видом транспорта.

Международная деятельность

Московский метрополитен принимает активное участие в деятельности международных транспортных организаций. Крупнейшая из них - Международный союз общественного транспорта (МСОТ) - объединяет более 2000 компаний - транспортных операторов из 80 стран мира. Начальник Московского метрополитена с 1999 года является Вице-президентом МСОТ. В мае 2001 года на генеральной Ассамблее МСОТ, проводившейся в Лондоне, Д.В.Гаев был переизбран Вице-президентом Союза на второй срок. Лондонский конгресс МСОТ также утвердил решение о создании Евразийского комитета Союза, которое было принято по инициативе Вице-президента. В течение 2001 года специалисты Московского метрополитена совместно с коллегами из других транспортных предприятий России и СНГ вели активную подготовительную работу для создания Евразийского Комитета, которое было намечено на начало 2002 года.

Московский метрополитен входит в состав Консорциума метрополитенов (КоМЕТ). Консорциум формируют представители 9 крупнейших метрополитенов мира. Члены КоМЕТа проводят регулярные встречи и совместные исследования для обмена опытом и передовыми технологиями. Это позволяет наиболее рационально решать задачи внедрения современных систем эксплуатации и безопасности, а также постоянно повышать качество услуг, предоставляемых пассажирам.

Московский метрополитен поддерживает тесные двухсторонние контакты с рядом зарубежных метрополитенов. В 2001 году столичный метрополитен неоднократно посещали делегации лондонского, парижского, сеульского, шанхайского и других метрополитенов. В ходе встреч обсуждались вопросы технического сотрудничества и были намечены программы дальнейшего развития двухсторонних связей.

Развитие

Стратегия

В последнее десятилетие изменилась структура финансирования строительства новых и реконструкции действующих линий метрополитена. Если до начала 1990-х годов средства на эти работы полностью выделялись из федерального бюджета, то после 1992 года субсидирование постепенно сокращается. Одновременно деньги на продолжение строительства метрополитена стали выделяться из городского бюджета. В настоящее время доля городских средств в финансировании метростроения превышает 80%.

Учитывая недостаточность государственных инвестиций, в середине 90-х годов городские власти приняли стратегическое решение о концентрации сил и средств на важнейших и находящихся в наибольшей степени готовности участках строительства метрополитена. При этом, в отличие от практики прошлых лет, решено было пускать новые линии небольшими участками по мере завершения их строительства. Этот принцип хорошо иллюстрирует продление южного участка Серпуховско-Тимирязевской линии. В 2000 году вступила в строй станция "Улица академика Янгеля", в 2001 году - "Аннино", а в 2002-м откроется "Бульвар Дмитрия Донского". Решение Правительства Москвы о стратегии метростроения позволило повысить эффективность расходования выделяемых средств. По мере открытия новых станций сокращаются размеры субсидий, необходимых для поддержания в исправном состоянии выработок строящихся линий, а концентрация финансовых средств на определенном объекте позволяет снижать стоимость работ.

Ближайшие перспективы

В конце 2002 года после реконструкции, продолжавшейся более 15 лет, возобновит работу станция "Воробьевы горы". Москвичи вновь получат удобную транспортную связь с популярными местами отдыха в Лужниках и в районе Воробьевых гор. В декабре 2002 года примет первых пассажиров станция "Бульвар Дмитрия Донского", расположенная в районе Северное Бутово. Этим завершится сооружение южного участка Серпуховско-Тимирязевской линии.

Однако, с пуском станции "Бульвар Дмитрия Донского" строительство метро на юге Москвы не закончится. Уже начато сооружение Бутовской линии легкого метрополитена, которая пройдет по всей территории этого крупного жилого массива. Станция "Бульвар Дмитрия Донского" станет пересадочной с традиционного метро на легкое, большая часть которого пройдет по эстакадам. Среднее расстояние между станциями линии составит менее километра, что обеспечит их пешеходную доступность практически для всех жителей района. Первая очередь Бутовской линии будет открыта в декабре 2003 года (участок "Бульвар Дмитрия Донского" - "Бунинская аллея"), а в 2004 году поезда легкого метро начнут перевозить пассажиров до конечной станции трассы - "Новокурьяново".

Особенности Бутовской линии обуславливают необходимость эксплуатации на ней специального подвижного состава. Новый поезд был совместно разработан специалистами Мытищинского машиностроительного завода и Московского метрополитена. В 2002 году он пройдет весь цикл необходимых испытаний, после чего начнется его серийное производство.

В первой половине 2003 года вступит в строй станция "Парк Победы" Арбатско-Покровской линии. В будущем от "Парка Победы" возьмут свое начало Строгинско-Митинская и Солнцевская линии. "Парк Победы" - это целый станционный комплекс, фактически состоящий из двух станций. Поезда разных линий, следующие в параллельных направлениях, будут прибывать на "свои" станции аналогично тому, как организовано движение на станциях "Китай-город" и "Третьяковская". Это планировочное решение создаст дополнительные удобства для пассажиров и уменьшит время пересадки с одной линии на другую.

В 2004 году намечено сдать в эксплуатацию линию мини-метро от станции "Киевская" до "Москва-сити", движение поездов по которой будет осуществляться от "Александровского сада". Составы мини-метро планируется размещать в действующем электродепо "Фили" Филевской линии метрополитена, для чего оно будет частично реконструировано.

В 2005 году откроется для движения поездов центральной участок Люблинско-Дмитровского диаметра от станции "Чкаловская" до "Трубной". В дальнейшем эта линия будет продлена на север в район Марьина Роща, а затем через Петровско-Разумовское - в Лихоборы.

Кроме того, в 2005 году будет построен дополнительный выход на станции "Маяковская", в 2006-м - на "Бауманской". Строительство новых вестибюлей создаст дополнительные удобства для пассажиров, а также позволит проводить работы по реконструкции станций без их закрытия.

Экономика и финансы

В 2001 году Московский метрополитен выполнил городской заказ на транспортную работу по перевозке пассажиров в объеме 590,1 млн. вагоно-километров с пассажирами.

В отчетном году метрополитеном воспользовалось 3200,0 млн. пассажиров, в том числе:
оплативших свой проезд - 1721,1 млн. чел., (из них по льготному тарифу - 1480,3 млн. чел., в том числе студентов и школьников - 393,0 млн. чел.), что выше показателя 2000 года на 65,8 млн. пассажиров или 4,0%.

Количество пассажиров, перевезенных метрополитеном в 2001 году, соответствует 57,2% от всего объема перевозок пассажиров городским общественным транспортом Москвы. Долевое участие различных видов общественного транспорта столицы в пассажирских перевозках составляет:

  • 57,2% - метрополитен;
  • 26,5% - автобус;
  • 9,5% - троллейбус;
  • 6,8% - трамвай.
  • В 2001 году на метрополитене по основной деятельности было сэкономлено 7,17 млн. кВтч. электроэнергии за счет снижения на 1,2% удельной нормы расхода электроэнергии на тягу поездов по сравнению с показателями прошлого года, в том числе:

  • на тягу поездов - 4,46 млн. кВтч.
  • на личные нужды ЭПС и электродепо - 2,71 млн. кВтч.
  • Доходы от перевозки пассажиров

    В отчетном году метрополитеном от перевозки пассажиров получено на 1030,6 млн. рублей больше, чем в 2000 году.

    В том числе:

  • 512,0 млн, рублей за счет увеличения с 15.07.2000 г. тарифа на проезд на городском пассажирском транспорте в соответствии с Распоряжением Премьера правительства Москвы от 04.07 2000 г. № 674-РП;
  • 518,0 млн. рублей за счет дальнейшего совершенствования автоматизированной системы оплаты проезда пассажиров и внедрения смарт-карты учащегося.
  • Структура доходов метрополитена:

  • 68,8% - доходы от перевозки пассажиров;
  • 3,7% - доходы от подсобно-вспомогательной и коммерческой деятельности;
  • 27,5% - финансирование из городского бюджета.
  • Внедрение смарт-карт для студентов и школьников позволило повысить контроль за использованием билетов. В результате расходы на перевозку льготных категорий пассажиров, оплачивающих свой проезд в размере 30% от стоимости проездных билетов, сократились на 16%. При этом общее количество пассажиров, оплативших свой проезд, возросло на 65,8 млн. человек или на 4,0% по сравнению с 2000 годом.

    Кроме того, удельный вес пассажиров, полностью оплачивающих свой проезд, возрос на 1,8%.

    В результате принятых мер по получению дополнительных доходов и снижению эксплуатационных расходов, а также с учетом дополнительно выделенного финансирования из городского бюджета, метрополитен сократил текущий убыток 2001 г. с 966,7 млн. рублей до 160,0 млн. рублей.

    Из бюджета города для погашения непокрытого убытка прошлых лет выделено дополнительно 110 млн. рублей.

    Расходы эксплуатационной деятельности

    Фактическая стоимость 1 вагоно-километра транспортной работы метрополитена по перевозке пассажиров в 2001 году составила 13,24 рубля.

    Долевое распределение расходов:

  • 34,7% - заработная плата и начисления;
  • 15,0% - электроэнергия;
  • 7,8% - амортизация;
  • 3,0% - содержание УВД по охране метрополитена;
  • 39,5% - прочее (включая капитальный ремонт, коммунальные услуги и материальные затраты).
  • Заработная плата
    В целях обеспечения социальной защиты работников Московского метрополитена постоянно проводится работа по повышению уровня материального стимулирования за счет увеличения заработной платы, выплаты вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год и др. В результате повышения заработной платы в 2001 году, ее средний размер по основной деятельности метрополитена в декабре составил 6034,3 рубля.

    Электроэнергия и тепловая энергия
    Затраты на электроэнергию и тепловую энергию в 2001 году выросли на 35% в связи с увеличением тарифов на энергоносители, а также вводом в эксплуатацию в конце отчетного года участка от станции "Улица Академика Янгеля" до "Аннино".

    В связи с постоянным дефицитом финансовых средств руководство Московского метрополитена принимало меры по сокращению эксплуатационных расходов. Так, за счет выполнения мероприятий по экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов, а также за счет снижения стоимости выполняемых работ в связи с применением понижающих коэффициентов к сметной стоимости, метрополитен сократил дефицит финансовых средств на сумму около 170 млн. рублей.

    Финансовые показатели

    Показатели ликвидности
    За отчетный период коэффициент текущей ликвидности вырос в 1,51 раза против показателя 2000 года, что характеризует значительную степень покрытия оборотными средствами кредиторской задолженности, а также сумм краткосрочных кредитов и займов. Коэффициент абсолютной ликвидности в 2001 году составил 0,81 и значительно превысил нормативный показатель (от 0,2 до 0,5), что свидетельствует о возможности оплаты метрополитеном денежными средствами первоочередных обязательств.

    Показатели финансовой устойчивости
    За отчетный период коэффициент обеспеченности собственными средствами составил в целом по метрополитену 0,4, в том числе по основной деятельности - 0,5 при норме 0,2, что свидетельствует об устойчивой и более эффективной работе метрополитена в 2001 году, чем в 2000 году

    В 2001 году коэффициент соотношения заемных и собственных средств составил 0,01%, в том числе по основной деятельности 0,008 (в 2000 году - 0,03). Низкий коэффициент свидетельствует о непривлечении заемных средств для обеспечения стабильной работы метрополитена, а также об отсутствии зависимости предприятия от внешних источников и других организаций.

    Показатели деловой активности
    Период оборота текущих активов по основной деятельности метрополитена в 2001 году увеличился на 24,4% по сравнению с отчетом 2000 года и составляет 41,87 дней, что характеризует рост оборотов активов.

    Период оборота запасов и затрат в 2001 году в целом по метрополитену составил 17,16 дней, в том числе по основной деятельности 13,05 дня. Снижение периода оборота запасов к отчету за 2000 год составило 1,62 дня. Данный показатель характеризует регулярное обновление оборотных средств метрополитена.

    Основные фонды

    Стоимость основных фондов метрополитена по состоянию на 01.01.2002 г. составила 51981,8 млн. рублей, что на 2136,7 млн. рублей выше по сравнению с началом отчетного года (диаграмма 4) Стоимость основных фондов возросла в связи с пуском нового участка от станции "Улица Академика Янгеля" до станции "Аннино", а также с вводом в эксплуатацию других объектов и приобретением необходимого оборудования для обеспечения перевозочного процесса.

    Структура стоимости основных фондов метрополитена:

  • 76,1% - сооружения;
  • 10,3% - машины и оборудование;
  • 9,9% - транспортные средства;
  • 3,5% - здания;
  • 0,2% - прочее.
  • Капитальный ремонт основных фондов

    Доля работ по капитальному ремонту основных фондов в 2001 году в общих расходах метрополитена составила 24,4%.

    Расходование средств по капитальному ремонту:

  • 65,6% - ремонт подвижного состава;
  • 8,6% - ремонт верхнего строения пути;
  • 6,9% - ремонт эскалаторов;
  • 3,8% - ремонт устройств АТДП и связи;
  • 3,4% - ремонт тяговых и понизительных подстанций и кабельных осветительных сетей;
  • 1,3% - ремонт станций, вестибюлей и перегонов;
  • 10,4% - прочие расходы.
  • Мероприятия по повышению пожарной безопасности

    В соответствии с Распоряжением Премьера правительства г. Москвы метрополитену в 2001 году выделено целевое финансирование в сумме 59,6 млн. рублей на мероприятия по повышению пожарной безопасности. Из них:

  • на 407 вагонах произведена замена ящиков аккумуляторных батарей на более пожаробезопасные;
  • 778 вагонов оборудованы автоматизированной системой пожаротушения ИГЛА-М.
  • Мероприятия по защите от возможных терактов

    В соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 30.07.2001 года № 744-РМ метрополитену выделено целевое финансирование на антитеррористические мероприятия - 100,0 млн. рублей.

    На основании проведенного конкурсного отбора подрядных организаций (протокол № 50-2-01-0, от 14.09.01 г., УГЗ Правительства Москвы) работы по оборудованию станций и подземных переходов системой цветного теленаблюдения с видеозаписью проводились четырьмя организациями.

    В результате проделанной работы системами цветного теленаблюдения с видеозаписью оборудованы 34 станции и 22 подземных перехода.

    Нормирование труда

    На метрополитене постоянно проводилась работа по улучшению нормирования труда и снижению трудоемкости.

    Для этого Нормативной станцией по труду разработано около 700 технически обоснованных норм времени с единичной трудоемкостью 566 часов для служб и электродепо. Из них 300 норм времени предназначено для ремонта подвижного состава, которые определены в соответствии с технологическими процессами, разработанными Проектно-конструкторским бюро метрополитена. Пересмотрено 346 норм. Снижение трудоемкости составило 49,6 тыс. часов, с экономическим эффектом 644,5 тыс. рублей.

    Финансирование капитальных вложений по строительству метрополитена

    На 2001 год Министерством экономики Российской Федерации установлен лимит централизованных капитальных вложений в размере 768,2 млн. рублей, с финансированием из Федерального бюджета, в том числе:

  • 516,6 млн. рублей - за счет государственных инвестиций; из них 75,0 млн. рублей - на закупку вагонов нового поколения;
  • 251,6 млн. рублей - государственные инвестиции за счет дополнительных источников,
    из них 75,0 млн. рублей - на закупку вагонов нового поколения.
  • Бюджетом города Москвы установлен лимит капитальных вложений на 2001 год в размере 1100,0 млн. рублей Кроме того, Правительству Москвы разрешено использовать в 2001 году сверхплановые доходы территориального Дорожного фонда по городу Москве в объеме 1 500,0 млн. рублей.

    Предусмотрено финансирование строительства мини-метро за счет средств Валютного фонда г. Москвы в размере 836,5 млн. рублей.

    Постановлением Правительства Москвы от 24.07.2001 г. № 678 утвержден перечень строек и объектов (с учетом затрат на техническое перевооружение и реконструкцию), планируемых на 2001 год по развитию метрополитена в объеме 3368,2 млн рублей (кроме того 836,5 млн. рублей на строительство мини-метро).

    Фактически выполнено работ на сумму 3708,4 млн. рублей (в том числе долевое участие - 141,8 млн. рублей). Профинансировано развитие метрополитена и мини-метро в размере 4603,7 млн. рублей.

    Количество строящихся объектов и ввод в действие основных фондов
    В 2001 году Московский метрополитен вел строительство 21 объекта.
    Программой развития метрополитена предусматривалось ввести в эксплуатацию 1 участок и 5 объектов реконструкции, но, учитывая, что финансирование объектов реконструкции осуществлялось неравномерно, фактически введены в эксплуатацию 1 участок и 4 объекта:

      1. Участок Серпуховско-Тимирязевской линии от станции "Улица Академика Янгеля" до станции "Аннино" протяженностью 1,21 км;
      2. Реконструкция с заменой эскалаторов южного вестибюля станции "Динамо" и северного наклона станции "Охотный ряд" (переход);
      3. Строительство мотодепо на площадке электродепо "Выхино";
      4. Реконструкция 3-х этажного административного здания по улице Верхне-Красносельской, д. 32, стр. 9 (на площадке электродепо "Северное").

    Ввод основных фондов составил 1642,7 млн. рублей. Не введен в эксплуатацию 1 объект-"Реконструкция вентиляционной шахты № 403" из-за отсутствия финансовых средств.

    Концепция издания и подготовка материалов:
    Отдел по связям с общественностью и СМИ
    © ГУП "Московский метрополитен", 2002




    Passangers Transportation

    Operating department

    In 2001 the trains of Moscow Metro carried 3200 mln. passengers which means that on average the daily travelling public made about 9 mln. that was 57.2% overall share of the whole city traffic. Social and economic development within the last ten years brought about changes to the daily spread of passenger flows.

    In 1986 the weekdays peak periods were from 7 to 9 a.m. and from 16 to 19 p.m. with sharp reduction in the number of passengers in between. In the course of time the volume of travelling public during the daytime gradually increased with the corresponding time displacement of the peak from 7 to 10 in the morning by 1999.

    By 2001 economic growth in the country promoted further increase of ridership in Moscow metro throughout the whole day including morning and evening peaks As a consequence trains schedule was adapted to reduced headway during the daytime.

    Apart from the mentioned changes the number of passengers grew with construction of new lines to the new residential areas and reduction in the number of other kinds of public transport in 1993. Thus throughout half a year the number of metro passengers increased from 7 to 9 million a day.

    Fare

    In 2001 passengers bought 250.33 mln. magnetic tickets and 950 thousand contactless smart cards. Besides in 2001 pupils were also given discount rates identification smart cards.

    Further organization changes were done to upgrade the fare and information collection system. Within the frame of the initiative seven stations of Moscow metro (Belorusskaya, Oktiabrskaya-radial, Marksistskaya, Tulskaya, Annino, Dynamo and Kuznetsky Most) were involved into the "PC-based workplace" project started in 2000. All booking offices at those stations were equipped with computers connected to the local network with the outlets to the Clearing House database of the fare collection system. The PC-based workplace gives a possibility to encode magnetic tickets and add value to the smart card at the moment of purchase.

    Social card of the moskovite

    From September 2001 Moscow metro launched an experiment called "The Social Card of the Moskovite" together with Chertanovo Yuzhnoye, Chertanovo Tsentralnoye and Biriuliovo Zapadnoye Regional Social Security Offices.

    The card is meant for passengers entitled to travel through special fares. It contains information about the user including his (her) name and the amount of discount. The card may be used as a metro ticket, a commuter railway ticket and a travel card for other kinds of surface transport. It might also be used for treatment in local medical institutions within the frames of the obligatory medical insurance program. Besides through the bank the card use is extended to shops participating in the experiment (where the users get discounts), to 10 post offices and to a hundred Bank of Moscow's vending machines to get their money.

    Exploitation

    Rolling stock

    As of 31 December 2001 there are 4165 cars in Moscow metro. Among them there are 37 Yauza 81-720 and 81-721 stock cars of the last generation, 2852 cars of 81-717 and 81-714 stock modifications. 81-717 and 81-714 stock also make sufficient part of rolling stock in other Russian metros and the metros of the former Soviet republics rolling stock. The rest 1276 cars are different modifications of the earlier E stock.

    New equipment

    At present six Yauza trains run on Lublinskaya line. All cars are equipped with forced ventilation and modern information systems for passengers. Pneumatic suspension and electronic on-line starter give a smoother ride to the car. At present Moscow metro and "Metrovagonmash" joint-stock company are implementing a programme of developing new 81-740 and 81-741 stocks which are being put through tests. Through the employment of recent technologies engineers make the cars correspond to the international quality standards. Industrial production will start in 2003.

    Track

    The length of operating lines makes up 265.4 km. Actually the length of the system is 767.7 km long when sidings, extensions and depot stablings are also considered, with the main lines making 549.92 kms and the depot lines and sidings making 159.9 kms. There are 1148 switches and the contact rail length is 636.6 km.

    Throughout the last few years many efforts have been made to increase reliability of rail circuits, among them different tests and implementation of new track constructions. Measures are taken to protect tracks from corrosion, decrease vibration and lower noise.

    To improve the design, and increase safety new polymer bracket is being worked out.

    Power Supply department

    This department is responsible for the uninterrupted supply of electric power to rolling stock, safety devices, ventilation systems and etc. For these purposes there are 39 traction converters, 95 combined traction step-down and 137 step-down substations. The total length of power cables laid in tunnels, collectors, shafts and under the stations platforms is 9 thousand kms.

    Electrical facilities are being constantly renovated to make power supply reliable and to improve economic feasibility. For this purpose the electrical equipment insulation is made of non-combustible, non-toxic and waterproof materials.

    Escalator department

    There are 554 escalators in Moscow metro. At present many original escalators at the oldest stations are being replaced by new ones.

    Thus escalators replacement was done at the "Dynamo" station together with renovation of the southern ticket hall. Modern escalators were installed in the transition area between the "Okhotny Ryad" and the "Teatralnaya" stations. Three escalators of a new type were introduced at the "Annino" station which was opened in 2001.

    In 2002 escalators will also be replaced at the "Paveletskaya" radial station and the joint ticket hall of the "Teatralnaya" and "Ploshchad Revolutsii" stations.

    In 2001 44 escalators underwent overhaul and 23 medium repair.

    Electromechanical department

    This department controls functioning of ventilation, water and heat supply and other life support systems. The underlying principle of the department is continuous improvement and upgrading of all the equipment to increase reliability and effectiveness. Among the introduced novelties are ventilation fans with improved technical parameters.

    Staff

    The number of staff in Moscow metro is 31380. Many trades and professions are represented amongst our staff and the following tables might be of help.

    All new entrants to Moscow metro service are given training for the work they are required to do. The initial training to lower grades is given in the Professional Training Centre. It is recognized that a job is usually done better by qualified personnel. That is why in 2001 1632 specialists, managers and 12486 lower grades staff raised their skills and qualification through study and further education.

    Health and welfare

    A high standard of medical and welfare services is provided for out staff.
    They have an opportunity to have a rest at recreation camps in the suburbs of Moscow.

    Security

    Safety has always been a top priority. It is being constantly enhanced through employment of modern technologies including video systems at stations. Throughout 2001 video cameras were installed at 34 stations and in 51 subterranean passages. Thus by the end of the year the overall number of video systems in the metro system reached 92 at stations and 58 in passages beneath the streets.

    Control department was also set up in 2001. The department staff develops measures to maintain safety in Moscow Metro premises.

    The established policedogs (or sniffers) subdivision of the Metro police is also developing. Specially selected and trained dogs sniff forgotten things for explosives.

    International activities

    Moscow metro is a member of different international transport organizations The most imposing of them is UITP with 2000 member companies from 80 countries. Moscow Metro Head has been UITP Vice-President from 1999. In May 2001 the UITP General Assembly held in London re-elected Mr. Gaev for the second term. The London UITP Congress adopted a decision initiated by Mr. Gaev on organization of Euro-Asian Committee. Within 2001 Moscow Metro personnel in cooperation with the staff from other transport agencies of Russia and the former Soviet states were carrying out preparatory work for the inauguration of the Committee at the beginning of 2002.

    Moscow Metro is also a member of metro Consortium (CoMET) representing 9 major metro operators of the world. CoMET members are involved in scientific investigations and case studies and discuss the results at the regular meetings for further exchange of experience and modern technologies. All taken measures help constantly enhance passenger services.

    Moscow Metro maintains friendly relations with different metro operators the world over. In 2001 programmes of technical cooperation and further development of mutual relations were discussed with groups of specialists from London, Paris, Seoul, Shanghai and many other cities of the world.

    Development

    Strategy

    Over the last ten years the structure of allocating resources for new lines construction and reconstruction of the ones in operation changed. Before 1992 the construction costs were financed jointly from the federal and the city budget, but beginning from the next year the amount allocated by the state for that purpose was gradually reduced and thus far the major part is allocated from the municipal budget. At present this amount makes up 80% of the required sum.

    In view of the above somewhere in the 90s it was decided that the new lines would be put into operation in short sections.

    Hence "Ulitsa Akademika Yangelya" was opened in 2000 and "Annino" in 2001 improving transport servicing of Yuzhnoye Chertanovo, Biriuliovo-Zapadnoye and Severnoye Butovo residential areas.

    The nearest future

    After the 15 years' reconstruction period moskovites will again use the renovated "Vorobiovy Gory" station which serves the popular Luzhniki sports grounds and places of entertainment. The terminus on Serpukhovsko-Timiryazevskaya line will be "Bulvar Dmitriya Donskogo" to be opened for public use in December 2002. That will be a transfer station from heavy to light metro. It will pioneer another stage in the development of Moscow metro. The first of its lines will be called Butovskaya. Its major section will run on the viaducts and reach out to the largest transit dependent area of Moscow that is not now served by rail.

    The 1st half of 2003 will see inauguration of "Park Pobedy" station on the Arbatsko-Pokrovskaya line. That will be a big complex. In future a new "Solntsevskaya" and "Mitinskaya" lines will connect the centre with Krylatskoye, Strogino, Mitino and Solntsevo residential areas.

    In 2005 a new section of Lublinsko-Dmitrovskaya line would run from "Chkalovskaya" to "Trubnaya" station. It will ease congestion in the centre of Moscow. There is a proposal for the extension of the latter northward to Mar'ina Roscha and then via Petrovsko-Razumovskoye to Likhobory.

    Economics and Finance

    In 2001 Moscow metro earned 3200 0 mln. passengers including 1721.1 paid. Out of all the number of paid passengers 1480.3 mln. used discount tickets (including students' and schoolchildren' travel cards - 393,0 mln.). The surplus amounted to 65.8 mln passengers or 4.0% comparing to 2000.

    Transportation of passengers

    The calculated amount for one passenger transportation made 13.6 roubles per 1 car/km (or 7979.0 mln. roubles). The losses coverage per one passenger was 3.96 roubles per 1 car/km (or 2324.9 mln. roubles).

    Revenue from passengers transportation

    The revenue collected from ticketing in 2001 amounted to 5094.1 mln roubles, that is by 1030.6 mln. roubles more than in 2000 including: - 512 mln. roubles of surplus due to the fare increase from 15.07.2000. - 518.0 mln. roubles due to further enhancement of the fare collection system and introduction of a schoolchild's smart card.

    Non-fare revenue in 2001 amounted to 233.0 mln. roubles.

    As a result of measures taken to increase non-fare revenue (along with the additional subsidy from the municipal budget) and to reduce operating costs current losses were cut down from 966.7 mln. roubles to 160.0 mln. roubles.

    Salaries

    In 2001 salaries were raised and thus the average salary in December amounted to 6034.3 roubles.

    Energy

    As stated above the end of 2001 saw inauguration of a new line section from "Ulitsa Akademika Yangelya" to "Annino" stations. Besides energy tariffs were raised. As a consequence the energy costs also increased.

    Special expenses

    At the instruction of the Mayor of Moscow No 677-PM of 12.07.2001 monthly salaries of Moscow metro police were raised within the limits of a 100%. Thus the expenses related to the police department increased on the average by 21.9% per month.

    Financial indices

    Liquidity indices
    In 2001 the current liquidity ratio increased by 1.51 times as compared to 2000. The absolute liquidity ratio in 2001 was 0.81 and considerably exceeded the nominal (from 0.2 to 0.5).

    Financial stability indices
    In 2001 the internal funds liquidity ratio was 0.4 on average including 0.5 (0.2 nominal) on primary activities. The ratio of borrowed and internal funds was 0.01 % including 0.008 on primary activities, (in 2001- 0.03).

    Performance indices
    The turnover of the primary activities internal funds increased in 2001 by 24.4% compared to the reported 2000 period and made up 41.87 days. The stock and costs turnover made up 17.16 days including 13.05 days on primary activities.

    Assets
    By the 01.01.2002 Moscow metro capital assets were estimated at 51981.8 mln. roubles that is by 2136.7 mln. roubles more than at the beginning of the year.

    Overhaul of capital assets
    In the reported year the capital assets overhaul costs made up 1903 4 mln. roubles that was 24.4% of overall Moscow metro expenses.

    Fire safety
    In 2001 59.6 mln roubles were invested for fire safety improvements in accordance with the Mayor of Moscow Decree.

    Anti-terrorist measures
    in accordance with the Mayor of Moscow Decree of N 744-PM of 30.07.2001 100.0 mln. roubles were allocated for implementation of additional measures against terrorists attacks.

    Capital investments for metro construction
    In 2001 within the limits of the Ministry of Economy capital investments programme 768.2 mln. roubles were allocated from the Federal budget for new lines construction including 150 mln. roubles for purchase of new generation rolling stock.

    Within the limits of the municipal budget the capital investments programme stipulated allocation of 1100.0 rnln. roubles for 2001. Besides the Government of Moscow was allowed to use surplus revenue from the road fund amounted to 1500.0 mln. roubles for the same purpose. As to the future construction of mini-metro the project will be implemented for the account of the Foreign Currency Fund of Moscow in the sum of 836.5 mln. roubles.

    The 2001 actual construction costs made up 3708.4 mln roubles whereas the sum allocated for further development was 5115,7 mln. roubles.

    The total number of lines, stations and facilities under construction and already in operation is 21.


    © State Unitary Enterprise "Moskovskiy metropolitan", 2002

    Back Main
    Rambler's Top100