Дмитрий Журавский

Московский метрополитен увеличивает затраты на работу МЦК в 5 раз.

Общий объем инвестиций только в МЦК составит практически полтриллиона рублей. Это в 2 раза больше предварительных оценок проекта.

В конце декабря Московский метрополитен заключил договор с АО «Российские железные дороги» на оказание агентских услуг по обеспечению транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом общего пользования на МЦК. По условиям соглашения, РЖД обязуется от собственного имени, но за счет заказчика организовать движение общественного транспорта по Московскому центральному кольцу. Столичному бюджету договор обошелся в 214 829 922 014 руб. Действовать он будет на протяжении 15 лет.

Пятнадцатилетний контракт превышает все затраты федерального и столичного бюджетов на создание и функционирование Московского центрального кольца. Строительство и 5 лет работы МЦК обошлись бюджетам Москвы и России в 157 млрд руб. При этом согласно новому контракту ежегодные затраты Москвы на работу МЦК увеличатся в 5 раз.

Неокупаемый проект

Первоначальный контракт на обслуживание МЦК был заключен с на тот момент «дочкой» РЖД — ЦППК. Позже компания переуступила контракт самой РЖД. На данный момент ЦППК отвечает за движение пригородных поездов и работу МЦД. За 5 лет работы ЦППК и РЖД должны были получить из бюджета Москвы 17 260 916 906.19 руб. По условиям нового договора, Московский метрополитен ежегодно будет перечислять на счета РЖД 15 344 994 429 руб. Предыдущее соглашение также было рассчитано на 15 лет.

Основные положения обоих соглашений полностью идентичны. Публично о смене исполнителя, как и о подписании контракта непосредственно с РЖД руководство московского метрополитена, как и мэрии Москвы не заявляли.

Московское центральное кольцо (или до 2015 года — малое кольцо московской железной дороги) до 2016 года использовалась для грузовых перевозок между всеми десятью магистральными железнодорожными направлениями столицы. С 2012 по 2016 год линия была переоборудована для организации движения по ней пассажирских электропоездов.

Львиную долю реализации проекта оплатило федеральное правительство: для компенсации затрат на реконструкцию и приобретение новых пригородных поездов в уставной капитал РЖД были внесены 72 млрд руб. Еще 45 млрд для строительства и модернизации инфраструктуры выделила администрация Москвы. Общий объем инвестиций только в строительство МЦК составил около 140 млрд руб.

По оценкам руководства московского метрополитена, в том числе и первого замначальника ГУПа Романа Латыпова, озвученным через год после запуска МЦК, к 2030 году затраты на МЦК должны были достигнуть 200 млрд. руб. Конечная сумма превысит прогнозы заместителя начальника Московского метрополитена в 2 раза.

Соглашение 2014 года было разбито на 2 этапа. 1-й являлся подготовительным, и заключался в приобретении исполнителем прав на электропоезда, заключении договоров на их обслуживание и ремонт, а также подготовке инфраструктуры и всей необходимой документации. Напомним, частично для исполнения этих же целей Правительство РФ вносило в уставной фонд РЖД 72 млрд. руб.

По оценкам издания «Ведомости», на приобретение железнодорожных составов РЖД потратила 19,2 млрд. руб. По условиям контракта Москва частично повторно оплатила эти услуги. Юридически, это стало возможно благодаря контракту именно с ЦППК (деньги мэрии перекочевали на счет РЖД через «дочку»).

Без агентских вознаграждений ежегодно Метрополитен перечислял на счет исполнителя около 3,7 млрд руб. Согласно второму контракту, заключенному между Московским метрополитеном и непосредственно РЖД, ежегодные траты мэрии Москвы на МЦК вырастут практически в 5 раз и составят 15,3 млрд. руб. Даже по приблизительным оценкам, ежегодные убытки Мосметро составят около 10 млрд. руб. При пассажиропотоке уровня 2019 года (чуть более 148 млн. чел. И средней стоимости проезда в 45,5 р.).

Учитывая, что подавляющее большинство пассажиров использует для оплаты проезда карты «Тройка», тариф на проезд по которым составляет 38 руб, реальная сумма убытков может оказаться несколько больше.

***

Справка Readovka. Новый контракт с РЖД превышает все нынешние затраты на МЦК, даже с учетом модернизации инфраструктуры и закупкой подвижного состава. К 2020 году на создание и 5 лет работы Московского центрального кольца ушло около 200 млрд. руб. Новый контракт превышает эту сумму на 14,8 млрд. руб. Общая сумма обеспечения работы МЦК к 2034 году может превысить полтриллиона рублей. При этом ежегодные убытки правительства Москвы, напомним, будут превышать 10 млрд руб.

Для сравнения, Крымский мост обошелся федеральному правительству в 227,9 млрд. руб. На строительство 15 перинатальных центров в разных регионах России Ростех потратил 38,4 млрд руб, а весь бюджет онкопрограммы по нацпроекту Здравоохранение в 2019 году едва превысил 100 млрд руб (и это было больше половины общего годового бюджета нацпроекта). На строительство, ремонт и реконструкцию объектов инфраструктуры в рамках все той же онкопрограммы по всей России за 2019 год потратили 33 млрд руб.

При этом согласно принятому в декабре годовому бюджету, мэрия Москвы в ближайшие 3 года планирует потратить на закупку нового транспорта (в том числе и поездов) еще 224 млрд руб. Таким образом траты столицы на транспорт превышают объему отдельных всероссийских национальных проектов.



Источник: «Readovka.ru», 20 января 2020 года


<< МЕТРО Библиотека
<< METRO Library