METRO.Библиотека

Елена Кукол

Деньги подземелья

Более 115 миллиардов рублей составляют потери от незавершенного строительства линий метро

Почти 60 километров подземных путей линий метро находятся в состоянии незавершенного строительства. Эти объекты создают в городах угрозу техногенных аварий, в них уже вложено более 115 миллиардов рублей. Такие тревожные факты сообщил вчера руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) Игорь Ромашов, выступая на заседании совета агентства.

Line 10. Station 'Sretenskiy bulvar'. ©Photo A.Popov, 2006

Заседание совета, в котором приняли участие представители Минэкономразвития, депутаты Госдумы, представители администраций регионов, было целиком посвящено проблемам строительства метрополитена в России. И, к слову, в столь широком формате разговор о метро шел впервые за последние 15 лет. Между тем сейчас строительство метрополитенов и других видов скоростного транспорта идет в 12 городах страны. Для городов-миллионников это единственный выход решить транспортную проблему. Ежегодно метрополитены перевозят 4,3 миллиарда человек, и это более чем в два раза превышает пассажиропоток всей сети железных дорог России.

Еще в 2003 году в правительстве была согласована "Программа развития метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта", разработанная общими усилиями Минтранса, Минэкономразвития и Росстроя. К 2015 году должно быть построено 139 новых станций метрополитенов, а длина линий метро увеличиться на 227 километров, запланировано в программе. В результате ежегодно метрополитены смогут перевозить более 6 миллиардов человек. На программу предполагалось выделить 414,7 миллиарда рублей: 20 процентов средств должны были выделить из федерального бюджета, остальные 80 процентов затрат ложились на плечи регионов. За счет этих денег в 2003-2005 годах планировали "довести до ума" всю метрополитеновскую "незавершенку", а на следующем этапе строить новые линии и станции. Однако выполнение этих планов оказалось под угрозой срыва, сообщил вчера Ромашов.

"Программа была только согласована в правительстве, и ее выполнение стало необязательным", - пояснил руководитель агентства. Документ не получил четкого статуса, в нем не были прописаны источники и механизм финансирования, и поэтому деньги выделялись по остаточному принципу. В итоге даже в этом году из бюджета на программу выделили менее 10 процентов необходимых средств. Проблему не решает даже то, что в этом и следующем году, помимо заложенных в бюджете денег, за счет дополнительных доходов из казны "подкинули" на строительство метро по 1 миллиарду рублей. Для того чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, надо придать документу статус Федеральной целевой программы, предлагает Ромашов. А схема финансирования должна быть изменена - расходы на строительство метрополитенов федеральный и региональные бюджеты должны нести поровну, как это было до 2002 года.

В Минэкономразвития дорабатывать программу готовы, и даже создали специальную межведомственную комиссию, которая займется проблемами метростроительства. Но надо признать, что сейчас и регионы не справляются со своими обязательствами, оппонировал Ромашову начальник отдела департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития Петр Подольский. По его словам, в лучшем случае регионы направляют на строительство метрополитенов около 30 процентов средств, а половину затрат все равно несет федеральный бюджет. К тому же сейчас федеральные деньги, выделяемые на программу, распределяются по принципу "всем сестрам по серьгам". Но при доработке программы такой подход следует изменить - деньги из казны должны получать прежде всего те города, которые вкладывают в строительство свои средства, предложил Подольский.

В регионах, похоже, эту идею согласны поддержать. Но лишь при условии увеличения бюджетного софинансирования. "Сейчас, когда федеральная поддержка мала, рука не поднимается "закапывать" средства в метро - мы ведь понимаем, что своими силами стройку не осилим, и будем строить одну станцию 10 лет", - пояснил заместитель новосибирского губернатора Владимир Никонов.

Еще одним источником финансирования строительства метро могут стать концессионные соглашения. Как известно, закон о частно-государственном партнерстве был принят еще в прошлом году. А сейчас специалисты Минтранса и Росжелдора дорабатывают типовое концессионное соглашение по метростроительству. Что же касается предложения по изменению схемы финансирования, то оно уже направлено в правительство, сообщил журналистам Ромашов. И если идея будет одобрена, изменения могут быть приняты уже в начале 2007 года. А в бюджете 2008 года можно будет предусмотреть выделение из казны дополнительных средств на программу.

Справка "РГ"

Метрополитены существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге, Казани и Волгограде. А в Омске, Челябинске, Красноярске и Уфе метро только строится.

© Российская газета, 30 ноября 2006 года.

Back Main
Rambler's Top100