Андрей Фёдоров

Смерть в трубе

В субботу 19 октября 2013 года в 22 часа 33 минуты на Таганско-Краснопресненской линии столичного метрополитена погиб машинист состава, шедшего по перегону от станции «Кузьминки» к «Рязанскому проспекту». Дежурная обнаружила, что из прибывших на платформу вагонов не выходят пассажиры, а заглянув в кабину, увидела открытую дверь и отсутствие машиниста.

За минуту до этого на пульт диспетчера пришло тревожное сообщение от машиниста, ехавшего следом. Тот увидел под контактным рельсом тело человека. Аварийная бригада, которую спешно направили к месту ЧП, обнаружила там мертвого машиниста, чей состав пришел на станцию, лишь управляемый автоматикой. Как человек оказался на рельсах?.

Версия первая. Бытовая

В середине 1980-х я работал на Московском метрополитене сначала в качестве помощника машиниста, а потом и машинистом на Горьковско-Замоскворецкой линии, так что сразу вспомнил, что подобные ЧП случались и раньше.

Так, в 1983 году на «зеленой ветке» на перегоне «Варшавская» - «Коломенская» из кабины выпал молодой помощник машиниста, отработавший после службы в армии в депо «Замоскворецкое» всего несколько месяцев. Несчастного буквально размолотило на куски. Смерть была ужасной и произвела тогда на всех нас неизгладимое впечатление. Помню, локомотивные бригады тогда не на шутку начали роптать, сетуя на ужасные условия труда, ведь в гибели парня, оставившего вдовой жену с грудным ребенком, отчасти было виновато руководство метрополитена, по сути относившееся к поездным бригадам, как к рабам.

Начать с того, что рабочий день рядовой локомотивной бригады составлял восемь часов вместо положенных шести. Начальство только сочувственно разводило руками: мол, работать некому, текучка, так что вкалывайте, ребята, в «трубе» от зари до зари за себя и за того парня. Не спорю, наш каторжный труд оплачивался очень хорошо. Но попробуйте отработать восемь, а то и все девять часов, практически не выходя из кабины! За это время человеку элементарно надо хотя бы раз справить естественные надобности. Я уже не говорю про перекусить. У нас в середине 1980-х такой возможности не было. Конечно, подмены бывали, но не всегда. И что делать, когда случалось это «не всегда»?

Сбрасываешь скорость до минимума, плюя при этом на сбой графика, и с облегчением «дуешь» прямо в туннель через открытую дверь. Скорость сбрасывали, чтобы не выпасть на ходу, поскольку вагон сильно порой качает, особенно на поворотах. Диспетчер, естественно, орет: «Что случилось? Почему медленно едете? Отставание от графика полторы минуты!!» И кто-нибудь из коллег обязательно не выдержит и грубо рявкнет в ответ: «Да заткнись ты, дай мужикам отлить, восемь часов без подмены пашут. Потом нагонят!» Вот так и работали.

Понятно, что рано или поздно такое грубое несоблюдение техники безопасности должно было привести к трагедии. Помню, похожий случай был и в июне 2001 года на перегоне «Павелецкая» с машинистом кольцевой линии Сергеем Невским. А ведь не пацан был – 48 лет, на поездной работе 20 лет отработал, и такая нелепая кончина… Возможно, то же самое могло произойти и сейчас. Машинисту стало невтерпеж, и вот трагичный финал.

Версия вторая. Тоже бытовая

Как уже говорил, часто машинисты лишены подмен. Нет возможности не только сходить в туалет, но и нормально где-то перекусить, поэтому берут с собой традиционный набор: термос с чаем, пару яиц вкрутую, бутерброды. Все это поедается на ходу: одной рукой бутерброд в рот запихивают, другой поездом управляют. Потом некоторые машинисты выливают остатки чая из термоса прямо в туннель. Нехорошо, конечно, и не все так делают, но это факт. Возможно, погибший машинист открыл дверь, чтобы выплеснуть остатки чая из термоса или стаканчика в туннель. Поезд в это время качнуло, машинист потерял равновесие и выпал в туннель.

Я полностью исключаю версию самоубийства. В каком бы психологическом состоянии ни находился машинист, он никогда бы так не поступил. Нашел бы другой способ. Почему?

Во-первых, тело размолотит вагонами на куски так, что хоронить будут мясной фарш в закрытом гробу. Во-вторых, если следствие установит, что имел место суицид, никакую страховку родственники погибшего не получат. В-третьих, человек, который ежедневно берет на себя ответственность за жизни сотен пассажиров, не доверит эти жизни «роботу», каким бы надежным он ни был. Любая «железяка», как известно, может в самый ответственный момент и не сработать. И тогда масштабы трагедии даже страшно представить.

Третья версия. Нарушение техники безопасности

Когда ваш покорный слуга только поступил на курсы помощников машинистов, предмет «Управление и правила эксплуатации электроподвижного состава на метрополитене» нам преподавала очень грамотная женщина, бывшая машинист-инструктор. Знала она свой предмет замечательно, учила нас часто не по «сухому учебнику», а на примерах из своей практики. На всю жизнь запомнил один ее урок.

Как-то категорически заявила: «Ребята, в вашем учебнике в одном параграфе написана полная чушь! Писал либо полный балбес, либо враг! Вырвите эту страницу и сходите с ней в одно место». Естественно, мы тут же бросились искать эту страницу. Там говорилось, что при обнаружении во время движения постороннего шума или стука между вагонами машинист может открыть дверь кабины и «высунуться в туннель на пол-лица, во избежание травмы головы о металлические неподвижные конструкции туннеля».

- Так вот, дорогие мои, этого делать категорически нельзя! – горячилась тогда наша преподавательница. - Запомните на всю жизнь! Что такое «пол-лица» в туннеле? Кто это определил? У всех лица разные. Наблюдать только через зеркала и никак иначе!

И Лидия Ивановна рассказала нам историю гибели своей подруги, которая в 1950-х водила составы. Высунула однажды «пол-лица» на шум, доносившийся из-под вагона, ударилась головой о металлический кронштейн с кабелем, выпала из вагона и, естественно, погибла страшной смертью. Останавливал экстренно состав уже помощник машиниста.

Сегодня нет надобности высовываться. Все видно через камеры наблюдения. Однако бывают случаи, когда нужно «послушать вагон». Когда работали «в два лица», эта обязанность лежала на помощнике машиниста. Но и тот, естественно, никуда не высовывался. Обычно на станции перебегал по платформе в «стучащий вагон», заходил в него и слушал весь последующий перегон. Возможно, погибший машинист выпал из кабины именно из-за того, что на ходу решил понять, что и где нештатно стучит. Ну и высунулся на эти самые «пол-лица»…

Странный случай

Проматывая в голове все эти версии, поехал к ближайшей станции метро «Войковская». Там до сих пор находится линейный пункт, куда приходят заступать на смену локомотивные бригады, как это делал когда-то я. Дело в том, что любое ЧП на метрополитене сразу становится предметом обсуждения всех локомотивных бригад, на какой бы линии они ни работали. Кроме того, уже на следующий день после ЧП обязательно выходит письменный инструктаж для всех без исключения локомотивных бригад, и прежде чем заступить на смену, каждый машинист обязан с ним ознакомиться. В бумаге очень подробно описывается, что, где и когда произошло и как нужно было выходить из сложившейся ситуации.

У входа в метро на улице покуривают трое машинистов. О чем-то разговаривают. Подхожу, здороваюсь:

- В «Измайлове» машинистом работаю. Выходные на даче был, в интернете смотрю - машинист на «Рязанке» в туннель упал. Инструктаж читали? Че там было-то? Мне только завтра в ночь заступать…

- Да странный случай какой-то, - докуривая сигарету, ответил один. - Инструктаж пока только предварительный. Толком ничего не понятно. Написано: выпал из кабины машинист Александр Морозов из электродепо "Планерная", стаж которого в метро 16 лет. Сначала все подумали, что кувырнулся из-за отсутствия подмены. Сам знаешь, когда приспичит… Но ведь он шел на «Рязанку», и там его подмена ждала. На камере в кабине все четко видно: встал из-за контроллера, открыл дверь, выглянул в туннель, и готово дело. Ну, система «АРС» сработала, конечно, состав вкатился на станцию и остановился. Его потом загнали на «Выхино», сейчас обследуют ремонтники, чтобы выяснить, что побудило машиниста выглянуть. Жалко, конечно, мужика, но сам виноват. Правила техники безопасности, они же кровью писаны…

Звонить в пресс-службу метрополитена не имело смысла. Там ничего не скажут, пока идет официальное расследование. У Следственного комитета основная версия – несчастный случай и несоблюдение техники безопасности. И даже если ремонтная бригада выявит какой-то дефект на том самом составе, это ничего нового к картине ЧП не добавит. Да, будет известна причина, побудившая машиниста открыть дверь и выглянуть в туннель. Но человека это уже не воскресит. Дай бог, чтобы остальным наука была, потому как правила ТБ действительно писаны не только потом, но еще, увы, и кровью.

Источник: газета “Московская правда”, 21 октября 2013 года.
<< МЕТРО Библиотека
<< METRO Library

Rambler's Top100