Конструктор Антонина Пирожкова.

Рассказывая о прекрасных станциях московского метро, мы, конечно, в первую очередь упоминаем архитекторов. И это понятно: наше впечатление от станции формируется теми приёмами и слагаемыми архитектуры, которые архитектор заложил в проект. И всё же архитектор метрополитена далеко не так свободен, как его собрат по наземным сооружениям. Первоначальный облик станции, её объём определяется не им, а инженером-конструктором.

Antonina Pirozhkova ©Photo 'Знаменитые новокузнечане'

Фото: ресурс 'Знаменитые новокузнечане'

Именно от конструктора зависит, какой будет станция: пилонной, колонной, сводчатой или с плоским перекрытием, прекрасным легким “Кузнецким мостом” или простой «сороконожкой»… Почему-то конструкторов не принято называть по именам. А жаль. Попытаемся отчасти восполнить пробел и рассказать о замечательном конструкторе Антонине Николаевне Пирожковой.

Она родилась в 1909 году в селе Красный Яр Томской губернии. В 14 лет умер отец. Мать болела, и девочке пришлось взять на себя заботу о младших. Областной центр Томск давал для этого больше возможностей – девочка перебралась туда и стала подрабатывать уроками. В это время отчетливо проявились ее математические способности.

В 1930 году Антонина Пирожкова с отличием окончила Томский политехнический университет (в то время Сибирский технологический институт имени Дзержинского) и поступила на работу в Кузнецкстрой, участвовала в проектировании металлургического комбината. Уже тогда показала высочайший профессионализм и способность справиться с любым техническим заданием.

В 1934 году Антонина Николаевна по рекомендации представителя Востокстали приехала в Москву для работы в Госинституте по проектированию металлургических заводов. Но как раз в это время в столице близились к завершению работы по первой очереди метрополитена, и Антонину привлекло совершенно новое и незнакомое дело. Она поступила в Метропроект и уже вскоре – благодаря своим выдающимся способностям – выдвинулась в число лучших специалистов и затем стала главным конструктором. Пять станций метро спроектированы с ее участием.

Назовем их:
- “Площадь Революции”, 1938 г. (совместно с Н.А.Комаровым и М.В.Головиновой);
- “Маяковская”, 1938 г. (совместно с Е.М.Гринзайд, Р.А.Шейнфайн);
- “Павелецкая” - радиальная, 1943 г. (совместно с М. Семиз, Б. ­Уманским, В.И.Дмитриевым);
- “Арбатская” Покровского радиуса, 1953 г. (совместно с А.И.Семёновым, и П.Пашиным);
- “Киевская” - кольцевая, 1954 г. (совместно с М.В. Головиновой).

В 1950-е годы Пирожкова участвовала в проектировании зданий санаторно-курортного назначения. Преподавала в ­МИИТе, совместно с В.П.Волковым и С.Н.Наумовым написала учебник «Тоннели и метрополитены». Ранее, ещё в 1930-е годы, совместно с Николаем Васильевичем Никитиным, будущим выдающимся конструктором, проектировщиком Останкинской телебашни, с которым она вместе училась в институте, и инженером А.Полянским написала работу «Упрощенный расчет сложных рамочных конструкций».

Зачитавшись ещё на Кузбассе Исааком Бабелем, Антонина познакомилась с писателем в Москве. В том же 1934 году они соединили свои судьбы. Трудно представить себе людей с более разными характерами, чем Исаак и Антонина, но это не мешало их короткому счастью. В 1937 родилась дочь Лидия. В 1939 году Бабеля арестовали, а через год расстреляли. Расстрельный список подписал сам Сталин. Все годы Пирожкова ждала мужа: до хрущёвской оттепели ей не сообщали о его судьбе. На запросы она получала ответ: «…отбывает срок на стройках народного хозяйства».

Антонина Николаевна прожила долгую жизнь – 101 год – и всю последнюю часть жизни посвятила памяти Бабеля. Собирала материалы, выпустила несколько книг. Скончалась Антонина Пирожкова в 2010 году в США, где жила с 1996 года рядом с любимым внуком Андреем, актёром и режиссёром.



Источник: газета «Метростроевец», N1-2024.


<< МЕТРО Библиотека
<< METRO Library
<< МЕТРО Основная
<< METRO Main page