Новые услуги МЦК и метро: Мобильная библиотека, рельсы на продажу и еще больше зарядок для гаджетов

Интервью Светланы Волковой с первым заместителем начальника Московского метрополитена Романом Латыповым

На радио «Комсомольская правда» (97,2 FM) о развитии МЦК и метро рассказал первый заместитель начальника Московского метрополитена Роман Латыпов.

- Роман Маратович, Московское центральное кольцо бегает по городу уже полгода. Сколько пассажиров на нем прокатилось?

- Почти 44 миллиона человек за первые полгода. Если помните, у нас был прогноз 75 миллионов пассажиров за первый год. В самом начале на МЦК в среднем в сутки ездили 200-220 тысяч человек. Сейчас уже стабильно 350 тысяч, 14 марта даже был рекорд в 364 тысячи, то есть, пассажиры реально оценили удобство МЦК. Теперь мы рассчитываем провезти за первый год 90 миллионов человек. Кстати, МЦК по пассажиропотоку уже обогнало некоторые линии метро.

- Какие?

- Например, Филевскую и Бутовскую линии. Про монорельс даже и не говорю. Сейчас МЦК приближается по пассажиропотоку к Калининско-Солнцевской линии.

СТАНЦИИ МЦК И ЖЕЛЕЗКИ СВЯЖУТ НОВЫМИ ЛИНИЯМИ

- Когда появятся удобные пересадки между подземным метро и МЦК? Известно, что от железнодорожных станций построят соединительные ветки к станциям МЦК. А что с метро?

- Столичные власти совместно с РЖД строят новые пути к МЦК. К 2018 году 9 из 10 направлений железной дороги, то есть практически все, будут интегрированы с новым кольцом. Пассажирам будет удобно добираться. Но уже сейчас, например, Казанское направление стало ближе к МЦК. Там открылся пешеходный переход со станции Андроновка МЦК на станцию Фрезер железной дороги. Раньше пассажиры электричек вынуждены были идти в обход по улице 400 метров для того, чтобы пересесть на городскую «Ласточку» или областную электричку. А сейчас большую часть пути можно пройти под навесом и всего 20 метров под открытым небом, и вы уже попадаете на нужную платформу. То есть вместо 400 метров нужно идти 50 метров пешком и, в основном, в закрытом переходе. Такие накрытия будут везде на пересадках. Для этого в одних местах строят новые платформы, в других – переносят остановки. Конечно, такого пока не будет, чтобы обычная электричка с радиального направления поехала сразу по МЦК.

С интеграцией метро и МЦК сложнее. Многие станции подземки трудно связать со скоростным кольцом. Рядом проложено слишком много коммуникаций. Но дальнейшая интеграция планируется. К примеру, скоро откроется новая станция метро «Шелепиха». Она уже изначально будет связана удобной пересадкой со станцией МЦК Шелепиха.

ЧЕРЕЗ ТУРНИКЕТЫ БУДЕМ ПРОХОДИТЬ БЫСТРЕЕ

- На МЦК начали появляться новые, скоростные турникеты, чтобы не собирались очереди на вход или выход. Какие еще новшества ждут москвичей?

- Мы меняем инфраструктуру, чтобы приспособить МЦК под растущий пассажиропоток. Это расширение, в первую очередь, пропускной способности турникетов, входов, дверей. Сейчас пока мы вручную переключаем турникеты на трех станциях – Лихоборы, Окружная и Коптево. На них утром большинство турникетов работает на вход на платформу, потому что там собирались очереди. Но потом их переключают на выход с платформы. В итоге пробок нет.

- А на остальных платформах?

- Турникеты будем переключать на всех станциях, где это необходимо. Кроме тех, где очень много турникетов. Например, на «Площади Гагарина» и на «Лужниках». В ближайшее время начнем пилот с турникетами на станциях «Кутузовская» и «Ботанический сад». Вдобавок на «Кутузовской» через несколько месяцев откроется второй выход, соединенный со станцией метро. Сейчас там на лестнице, особенно когда два поезда сразу приходят возникает столпотворение.

ЗАПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД ТЕПЕРЬ ПРОЩЕ

- В метро и на МЦК можно расплатиться за проезд с помощью мобильного телефона. Просто приложить трубку к считывающему «окошку» на турникете…

- Мы внедряем все удобные и современные методы платежа. Теперь можно с телефонами «Самсунг», поддерживающими технологию Samsung Pay, бесплатно ездить по выходным в марте и апреле. Но при этом надо иметь на балансе некоторую сумму. Сначала она списывается при проходе в метро или МЦК, а потом в течение пяти минут возвращается на ваш счет. Именно так работает банковская транзакция. В декабре мы запустили такую же оплату проезда на кольце и для телефонов с Apple Pay. Преимущество в том, что пользователям этого сервиса не нужно вообще идти в кассу, знать, сколько стоит билет, не нужно выбирать тариф. Приложил к турникету телефон – и прошел. Сейчас услуга работает на более чем 80 станциях метро и на всех станциях МЦК. Дальше будем расширять, чтобы везде можно было оплатить проезд с помощью мобильника.

МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ СООБЩИТ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ В ВАГОНАХ

- Недавно появилось бесплатное приложение для мобильников «Метро Москвы». Чем оно будет полезно для пассажиров?

- Мы часто не можем помочь справочной информацией пассажиру, если он уже спустился на станцию. Ему приходится или подходить к информационной колонне, или к стойке «Живое общение» с нашими сотрудниками. Еще есть дежурный у эскалатора. Но, если у пассажира установлено мобильное приложение в телефоне, он, даже находясь в подземке, может посмотреть нужные выходы из метро, пересадки. Мы сейчас даже добавим надпись к известной табличке на будке около подъемников «Дежурный у эскалатора справок не дает». На второй табличке внизу напишем «Справку дает мобильное приложение «Метро Москвы».

- Может быть, и дежурные тоже будут отвечать на вопросы пассажиров?

- Это моя мечта, поверьте, чтобы дежурные давали справки. В этих будках сидят люди, которые очень хорошо знают метро, поверьте. Но эти сотрудники там сидят не просто так. Главная их функция – это обеспечивать безопасность проезда: им нужно постоянно следить за гребенкой эскалаторов, за потоками людей, чтобы при возникновении какой-то внештатной ситуации, дежурный мог оперативно реагировать и остановить эскалатор, если это понадобится. То есть, дежурный не может отвлекаться. Именно с этим связано, что дежурные у эскалаторов не дают справок.

- А в мобильном приложении можно узнать, не сломался ли вдруг эскалатор или может закрылся по плану на ремонт?

- Оперативная информация о ремонте эскалаторов, закрытии входов или выходов на реконструкцию в приложении уже есть. Сейчас хотим сделать так, чтобы пассажиры могли через приложение в онлайн-режиме смотреть загрузку вагонов в поездах, платформ, переходов. Такое приложение есть у одного из японских железнодорожных операторов. В нем можно увидеть каждый поезд и вагон, много ли в нем сейчас людей. Потом проложить себе маршрут с рекомендациями по самым свободным вагонам, перегонам и переходам. Мы сейчас также пытаемся сделать. Хотя задача технически очень сложная. Ведь надо отслеживать 4,5 тысячи вагонов.

- Смогут ли пассажиры сами сообщать друг другу через приложение о пробках и задержках в метро? На Яндекс-картах водители обмениваются информацией о ЧП на дорогах…

- Вполне можем запустить такую услугу. У нас сейчас уже пассажиры просят открыть в мобильном приложении чат, чтобы общаться друг с другом в поездах. Пока через приложение можно оставлять комментарии только для служб метро. Если что-то где-то сломано, не нравится, грязь, постараемся максимально оперативно устранить.

ЧТО ЕЩЕ ПОЯВИТСЯ

- В скором времени на МЦК откроется мобильная библиотека, - рассказал Роман Латыпов. - На стене или на видеоэкранах будут нарисованы книжки с QR-кодами. Их можно сканировать с помощью специального приложения в мобильнике и скачать бесплатно книгу. Например, классика мировой литературы там точно будет. Потом за чтением скоротать время в поездке. Планируем, запустить проект сразу на всех станциях МЦК. Мы также рассматриваем возможность разместить такие же библиотеки в поездах «Ласточка».

- В мобильном приложении «Метро Москвы» добавится новая функция. Пассажиры смогут видеть подъезжающие к станции поезда и планировать время своей поездки. Сейчас следить за прибытием поезда можно только на мониторах на платформе.

- На платформах МЦК поставят знаки «Остановка последнего вагона», чтобы можно было лучше ориентироваться.

- В этом году летом к матчам Кубка конфедераций и в следующем году к чемпионату мира по футболу на каждой станции МЦК и на всех крупных станциях метро в пределах кольцевой линии откроется по одному окну с англоязычным билетным кассиром. На таком окошке будет нарисован флажок, чтобы было понятно, что кассир говорит по-английски. В основном на станциях рядом с гостиницами, спорткомплексами, местами отдыха. До сих пор в метро было только десять англоязычных кассиров. Сейчас набрали еще 100 таких сотрудников.

Еще из новинок к чемпионату - развлекательные зоны в метро, где пассажиры смогут сыграть в настольный футбол. Мы придумали еще около десяти разных активностей, но пока держим их в секрете.

- Со второго полугодия бесплатные стойки для зарядки гаджетов начнем открывать на станциях метро с большим пассажиропотоком. В первую очередь в обычном метро на кольцевой линии и на соседних с крупными местами отдыха станциях, например, «ВДНХ». (Сейчас такие точки есть на 27 станциях подземки и на 16 станциях МЦК. Есть розетки и в вагонах поездов, курсирующих на МЦК. – Прим. авт.).

- На инфостойках «Живое общение» в ближайшие полтора месяца начнут продавать новые сувениры метро. На историческую тему появится еще больше мозаик и статуэток. Мы уже начали продавать футболки с надписью «Не прислоняться». Теперь добавятся футболки с новыми вагонами, со смешными надписями, которые, в том числе, с метрополитеном ассоциируются.

Через несколько месяцев выпустим в продажу детали метро – кусочек рельса, по которому поезда пробежали несколько миллионов километров, кусочек кабеля или катушку из турникета. Цены на такие сувениры пока не придумали, но будет недорого.

- Сейчас рассматриваем интересное предложение пассажиров - развесить в переходах метро и МЦК грифельные доски, на которых можно что-нибудь нарисовать мелом. Такие акции были в метро Лондона и Мадрида.

ВОПРОС – РЕБРОМ

- Почему на МЦК надо дважды раскошеливаться за билет, если случайно проехал свою остановку?

- Из 31 станций на скоростном кольце шесть спроектированы так. Если вышел из поезда на платформу, то для перехода на противоположную платформу надо второй раз пройти через турникет и еще раз оплатить проезд. Например, на «Окружной», «Верхних котлах», «Ботаническом саду». Мы знаем об этой проблеме и сейчас думаем над решением. Можно передвинуть турникеты, но тогда пострадают другие пассажиры. На станции «Окружная» турникеты установлены на входах на платформы. Там можно, не заходя на платформу, подняться по эскалатору, просто пройти по пешеходному мосту на другую сторону улицы, либо спуститься на другой путь и потом уже на входе на путь зайти в поезд. Если мы вынесем турникеты, поставим их на входе на весь транспортно-пересадочный узел, тогда тем, кто переходит с платформы на платформу в другую сторону, если он вдруг не туда поехал, это будет бесплатно. Но проход по мосту на другую сторону улицы потребует прикладывания билета к турникету, то есть повторной оплаты.

- На проблемных платформах даже нет предупреждения о том, что придется еще раз оплачивать проезд…

- Там стоят наши сотрудники и объясняют. Но мы все-таки посмотрим, куда еще поставить турникеты - по диагонали вдоль эскалаторов или по-другому, чтобы, с одной стороны, мост не закрыть, с другой стороны, дать возможность людям пройти. Там, где это можно решить, до конца года постараемся сделать.

ВАЖНАЯ ТЕМА

- На платформах не становится теплее. Чем закончился эксперимент с тепловыми завесами для обогрева платформ МЦК?

- Мы завершили испытания и получили как положительные, так и отрицательные результаты. Десятки раз перевешивали обогреватели на платформах - на разных креплениях, разные модели и мощности. Эффективнее обогреватель работает, если он расположен в закрытой от ветра зоне. Если тепловая завеса будет там, где платформа продувается, например, на станции «Нижегородская», то все равно пассажирам будет холодно.

Поэтому сейчас в первую очередь будем ставить инфракрасные обогреватели в закрытых зонах. Например, на МЦК много пешеходных мостов, которые не отапливаются. Температура на них всего на несколько градусов выше, чем на улице. На таких пешеходных мостах, даже если нет отопления, от обогревателя будет польза.

Платформы согреть сложнее. Кроме выдувания тепла, возникает еще одна проблема с обледенением платформы. Если днем на улице температура, например, минус 5, включаем инфракрасный обогреватель, немного тает снег, платформа становится влажной. Потом за ночь температура опускается до минус 15, и платформа с обогревателем покрывается льдом даже быстрее, чем без него. Поэтому думаем, что можно сделать.



Источник: Комсомольская правда, 20 марта 2017 года


<< МЕТРО Интервью
<< METRO Interview