Эдуард Воротников

Новые поезда метро опасны для здоровья?

Проверяем слухи о вагонах «Русич», которыми заменяют старые составы

Метрополитен понемногу переходит на принципиально новые вагоны - «Русич». Они экономичнее, вместительнее прежних да и внешне выглядят современнее. Но на днях стало известно, что до конца года московское метро получит последние 35 «Русичей». А дальше что? Неужели их больше не будет из-за жалоб пассажиров? Многие заметили, что в новых вагонах сильно пахнет химикатами и они противно скрипят, когда тормозят. При этом нас заверяют: новинка имеет все сертификаты, в том числе санитарно-гигиенический.
The expert M.Serov measures radiation. It in norm, below, than in the houses forced by home appliances. © Photo E.Vorotnikov, 2007

- Запахи из-за того, что на заводе не сделали окончательной полимеризации пластиковых деталей вагонов (то есть не до конца обработали. - Авт.), - рассказывал начальник метрополитена Дмитрий ГАЕВ. - Сейчас мы эти детали меняем.

Другая причина запаха - в плохой вентиляции. В вагонах поставили герметичные стеклопакеты, а вентиляцию сделали принудительной. Идея благая: такой «обдув» пассажиров в вагонах не зависит от скорости поезда и от того, идет он в тоннеле или по открытой ветке. Кроме того, новые окна уменьшают шум на 10 - 15 децибел (в среднем в нашем метро уровень шума - 80 дБ). Все бы хорошо, но, по данным Д. Гаева, в результате вентиляция в вагонах стала в три раза менее эффективной. Ее мощности не хватает, чтобы нормально прогонять воздух. В «Русичах» стали менять герметичные окна на те, что с форточками. Но помогло ли это?

Чтобы получить независимые данные, мы спустились в подземку со старшим специалистом технического отдела компании «Экостандарт» Михаилом СЕРОВЫМ. Он прихватил с собой измерители состава воздуха, уровня шума и электромагнитного излучения. У компании есть лицензия Госстроя на проведение экологического мониторинга.

Итак, четверг, 16.30. Идем с “Киевской”-кольцевой на Филевскую линию. Девушка по соседству хмурится. Это от шума подъезжающего «Русича», он слышен уже на переходе. Там, где поезд выныривает из тоннеля, включаем шумомер Svan-949: 91 децибел! Справедливости ради пропускаем несколько «Русичей» и замеряем шум от вагона старой модификации, которых в метро большинство. 95 децибел! Заходим внутрь и включаем газоанализатор «Флора-В» (на формальдегид, им пахнет пластмасса). Пока он оценивает атмосферу, измеряем уровень шума, давящего на пассажира внутри «Русича» по пути к “Студенческой”. К стуку колес добавляется гул мотора. 80... 85 децибел... Выезжаем на Смоленский метромост - 75!

- В тоннеле звук отражается от стенок, и уровень шума выше, - комментирует Михаил Серов. - Попробуем закрыть форточки. В тоннеле - 67! Вентиляция с открытыми форточками, может, и лучше, но если они закрыты, то в вагоне заметно тише. А если стеклопакет герметичен, без форточной врезки, - получится еще лучше. Но ухудшится обдув.

Газоанализатор упорно показывает ноль. Так что пока меряем электромагнитные поля (повышенные, они вызывают головную боль и болезни мозга). Заносим все в таблицу.

Что показали замеры

Что сравнивали Вагоны «Русич»
(серия 81-740/741)
Старые вагоны
(серия 81-717/714)
Шум при въезде на платформу, дБ 91 95
В конце платформы (во время торможения), дБ 87 91
В тоннеле внутри вагона (форточки открыты), дБ 85 87
Внутри вагона (форточки закрыты), дБ 67 79*
Формальдегид 0 0
Аммиак NH3, мг/м3 1 не измерялось
Оксид азота, NO2, мг/м3 0,5 не измерялось
Электрическое поле, вольт/метр 0,05 0,06
Магнитное поле, ампер/метр 0,02 0,02

* Шум идет через вентиляционные люки в потолке вагона. У «Русича» их нет, да и форточки герметичнее.

Что об этом думают...

...в метрополитене

Начальник пресс-службы Дмитрий ГОЛОВИН:

- На 2008 год мы заказали 105 «Русичей». Новые вагоны уже не пахнут, а пришедшие мы обрабатываем изнутри специальным химсоставом. И меняем стеклопакеты на те, что с форточками.

...на заводе «Метровагонмаш»

Главконструктор Специального бюро метровагоностроения Алексей КОЛЕСИН:

- Изначально «Русичи» проектировались для открытых линий. На них ставили металлокерамические тормоза, которые хорошо зарекомендовали себя при минусовых температурах и во время дождя и снега. Однако в тоннеле эти колодки оказались более шумными. Определить это во время испытаний и эксплуатации на открытых линиях было невозможно. Поэтому колодки заменили. Похожая ситуация и с материалами в конструкции вагона. Главное, что Роспотребнадзор проводил экспертизу «Русичей», и она показала: вагоны соответствуют «Санитарным правилам эксплуатации метро».

...экологи

Эксперт «Экостандарта» Михаил СЕРОВ:

- Российские нормы аммиака установлены для атмосферного воздуха населенных мест - 0,2 мг/м3. В метро он превышен в 5 раз. Это не страшно, так как эти нормы среднесуточные, а человек не проводит в вагонах много времени. Для рабочей зоны человека на предприятии этот же показатель может быть не больше 20 мг/м3, то есть в метро она в 20 раз ниже. Аммиак в вагонах может быть от пластика, который выделяет его при влажности и тепле. Оксид азота в норме.

Back
Rambler's Top100