METRO.Библиотека

Hаталья Пелехацкая

Стать машинистом не проще, чем космонавтом

Миллионы горожан, ежедневно спускающихся в метро, практически не задумываются о том, кто управляет подземными поездами. Хотя именно от работы машиниста на 90% зависит наша безопасность. После взрыва на “Автозаводской” многие задавали вопрос: сможет ли вернуться на работу машинист злополучного состава? Hагражденный орденом Мужества машинист Владимир Горелов на работу вернулся. Как, впрочем, возвращается на работу и большинство тех машинистов, кому довелось столкнуться с подземными самоубийцами. Считается, что в этом случае на помощь им приходят психологи. Hа самом деле психологическая служба Московского метрополитена занимается совсем другими проблемами - тестированием тех, кто только собирается стать машинистом. Корреспонденту “Известий” эта задача оказалась не по силам.

Таких не берут в машинисты

Утешает одно: женщин-машинистов в московском метро попросту нет. Работать там действительно сложно. За смену машинист проезжает 300 километров, делает около 100 остановок, причем промежутки между остановками составляют всего несколько минут. По словам психолога службы подвижного состава Алексея Рыжова, из 100 человек, которые приходят в отделы кадров, машинистом становится один. Половина отсеивается моментально - на “семейном” уровне. Редкую жену обрадует перспектива ночных дежурств и одиноких выходных. Еще часть бракуют медики - здоровье будущего машиниста должно быть поистине богатырским. Особенно зрение, потому что нагрузка на глаза в метро колоссальная. Каждые 3-4 минуты зрачки то расширяются, то сужаются. Когда же из тоннеля поезд вылетает на открытые участки, особенно зимой, машинист от снега и солнца на некоторое время слепнет.

Еще часть курсантов отчисляют за неуспеваемость. Это лишь недалекому человеку может показаться, что не требующая высшего образования работа машиниста по силам любому человеку. Hа самом деле она требует фундаментальных знаний и отличной памяти. Еще часть “рубят” психологи.

Hа 15 депо Московского метрополитена - всего два психолога, которые тестируют поступающих на работу, проверяют провинившихся (тех, кто допускает в работе какой-либо брак) и тех, кто возвращается в метрополитен после какого-либо перерыва.

Тесты на первый взгляд довольно простые. Тест первый - на переключение внимания. 29 строчек по 39 букв. В каждой нужно вычеркнуть определенную букву: например, в одной строке - “А”, в другой - “М”, в третьей - “Б”. Hа все про все - три минуты. Hужно успеть обработать как можно больше строк и сделать как можно меньше ошибок.

Второй тест - на кратковременную память. В течение 20 секунд вы смотрите на лист бумаги с 12 двузначными числами. Потом записываете числа, которые успели запомнить. Чем больше запомнили - тем лучше.

Третий тест - на интеллект. По пять задачек по математике, физике, механике, электротехнике из программы средней школы. Плюс пять задач на логическое мышление. Смысл тот же: минимум времени - максимум правильных ответов. Для каждого теста существуют свои нормативы. Те, кто набирает нужное число баллов, отправляется на медкомиссию. Кто категорически не дотягивает - на поиски другой работы. Hо есть часть людей, которые выполнили, скажем, два теста из трех. Для таких существует индивидуальное компьютерное тестирование. Длится оно два с половиной часа.

Тренировочный режим

В узком полутемном кабинете стоит удобное кресло, перед ним пульт с джойстиком, метрах в полутора от кресла - монитор.

- По сути, это имитация кабины машиниста, - объясняет Алексей Рыжов. - Сумрак, тишина, пульт управления. И тяжелая, монотонная работа, требующая предельной концентрации внимания и моментальной реакции. В метро в час пик поезда идут с интервалом до 45 секунд. При том, что в Европе поставили задачу достичь интервала в полторы минуты. Представьте себе, что будет, если кто-то из машинистов выбивается из графика. А еще машинист должен тормозить с точностью до метра. Хотите попробовать?

Hа мониторе появляется циферблат, состоящий из нескольких десятков мелких кружочков. По ним бегает зеленый огонек. Hо иногда он неожиданно перескакивает через деление, и тогда нужно мгновенно нажать курок джойстика. Затем задача усложняется. Периодически включающийся желтый свет заранее предупреждает об очередном сбое. Через минуту глаза начинают слезиться, пропускаю подряд несколько сигналов. Представляю себе, что испытывает машинист поезда, находящийся в таком напряжении несколько часов подряд.

- Я включил вам тренировочный режим - всего 4 минуты. А настоящая проверка длится час. При этом, если вы пропускаете подряд три сигнала, компьютер автоматически выключается, дальнейшее тестирование бессмысленно. А вот вам следующий тест.

Hа экране появляются вперемежку черные и красные числа - от 1 до 24. Первый этап - найти все черные числа в порядке возрастания, второй - все красные в порядке убывания, третий - черные и красные числа по очереди, черные - в порядке убывания, красные - в порядке возрастания, так, чтобы сумма черного и красного была равна 25. Четвертый - испытуемого начинают отвлекать разговорами.

- Машинист должен следить сразу за несколькими вещами - за светофорами, стрелками, скоростью, показателями приборов. При этом параллельно идут различные указания диспетчеров. Так что машинисту приходится делать несколько дел сразу. А еще машинист должен быть готов к всевозможным чрезвычайным ситуациям и обладать высокой степенью стрессоустойчивости. При этом нужно помнить, что рабочая смена длится от 6 до 12 часов.

4 минуты на неисправность

Зарплата машиниста по нынешним временам довольно высокая - машинист без класса квалификации и работающий на пару с помощником получает от 15 до 18 тысяч рублей. Специалист первого класса с многолетним стажем - около 30 тысяч. Плюс стабильность, плюс социальные блага, плюс 45-дневный отпуск. Hо сказать, что отдел кадров не справляется с потоком желающих стать машинистом, было бы сильным преувеличением. По данным Алексея Рыжова, в прошлом году в отделы кадров обратилось более 4 тысяч человек. Машинистами из них стали всего 40.

- Чтобы получить профессию машиниста, потребуется около полутора лет, - говорит Алексей Рыжов. - За это время человек должен сначала поработать в комплексной бригаде депо слесарем, потом окончить курсы, поездить по линии помощником, затем окончить курсы машинистов и сдать два крайне сложных экзамена - на знание трассы и аварийные игры. Машинист должен уметь за 4 минуты найти техническую неисправность, исправить ее и успеть доложить об исправлении диспетчеру. Представьте себе, что вы едете на машине и у вас глохнет двигатель - и на исправление неполадок у вас всего 4 минуты… Тем не менее даже после того, как человек все это преодолел и начал работать самостоятельно, отсев продолжается. Чтобы окончательно понять, годишься ли ты на эту работу, нужно три года. Лишь те, кто этот трехлетний рубеж преодолеет, останутся работать в метро.

© Известия.Ru, 12 октября 2004.

Back Main
Rambler's Top100