Елизавета Паршукова

Хищения в метро

Сотни миллионов рублей похитили при строительстве станции метро "Шипиловская" в Москве. Четверых подозреваемых взяли под стражу, еще двое останутся под домашним арестом.

Шесть человек обвиняются в хищении более 330 миллионов рублей, выделенных на проектирование и строительство участка "салатовой" линии московского метрополитена.

"Сотрудниками Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России и ГУ МВД России по городу Москве совместно с ФСБ России выявлена схема хищения бюджетных денежных средств, выделенных на проектирование и строительство участка Люблинско-Дмитровской линии столичного метро", - говорится в пресс-релизе МВД.

Деньги были похищены при строительстве станции "Шипиловская", которую возводили с 2008 по 2011 годы.

По данным следствия, генподрядчик заключал несколько субподрядных договоров, в том числе с подконтрольными организациями, что позволяло ему манипулировать ценовой политикой и искусственно завышать стоимость строительных работ.

"В частности, установлено, что в 2011 году в рамках указанного госконтракта генподрядчик заключил договор с аффилированной организацией на выполнение работ по выносу инженерных сетей из пятна застройки станции метро "Шипиловская". Субподрядчик, в свою очередь, не исполнил обязательства по сделке, передав их третьей коммерческой организации. В декабре того же года заказчику предоставлена справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 на сумму более 330 миллионов рублей. Сумма была принята и оплачена в полном объеме", - сообщила "Интерфаксу" официальный представитель МВД России Елена Алексеева.

По месту жительства и работы шестерых подозреваемых проведено 18 обысков, изъяты важные для расследования документы, добавила представитель МВД России. Фигурантов дела задержали.

Позже Тверской суд Москвы поместил под домашний арест гендиректора ОАО "Мосметрохолдинга" Александра Смирнова и еще одну фигурантку дела. Четверых остальных фигурантов взяли под стражу.

"Мосметрохолдинг" - строительная компания, которая участвовала в строительстве многих станций метро и других транспортных объектов. Смирнову предъявили официальное обвинение, причем он полностью признал свою вину и дал развернутые показания по делу.

При этом структурам правительства Москвы в связи с этим делом правоохранительные органы претензий не предъявляли, сообщили "Интерфаксу" в ГКУ "Управление капитального строительства" (УКС).

"К нашим структурам в связи с выявленными нарушениями при проектировании и строительстве станции "Шипиловская" со стороны правоохранительных органов не принимались никакие меры. У нас не было ни обысков, ни изъятий документов, ни допросов, ни задержаний", - сказал представитель учреждения.

Он отметил, что по информации, которой располагает ГКУ "УКС", хищение средств в ходе строительства могло стать следствием спора хозяйствующих субъектов при распределении субподрядов в структуре контракта ОАО "Трансинжстрой".

"Отношения с подрядной организацией ОАО "Трансинжстрой" велись с привлечением технического заказчика - ГУП "Московский метрополитен", который осуществлял функции по техническому надзору и контролю за ходом проектирования и строительства", - сообщили в учреждении.

Это не первое дело о злоупотреблении с деньгами для строительства метро в России. Так, в 2015 году нарушения были выявлены при возведении метро в Санкт-Петербурге. Как рассказал "Интерфаксу" официальный представитель СК РФ Владимир Маркин, второе следственное управление Главного следственного управления СКР по Санкт-Петербургу расследует уголовное дело в отношении начальника Петербургского метрополитена Владимира Гарюгина по ст.201 УК РФ (злоупотребление полномочиями).

По версии следствия, в 2012 году Гарюгин и иные лица "использовали свои полномочия вопреки законным интересам организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для других лиц при заключении инвестиционного договора о строительстве коммерческого объекта - комплекса наземного вестибюля станции метрополитена "Адмиралтейская".

В результате бюджету Санкт-Петербурга был причинен ущерб размере не менее 466 млн руб.

Сколько стоит метро

Злоупотребления при строительстве метро напрямую сказываются на качестве жизни рядовых горожан, ведь чем больше денег "утекает сквозь пальцы", тем медленнее решается транспортный вопрос в столице, которая в часы пик задыхается в пробках.

Сейчас на расширение метрополитена в столице тратится достаточно много средств. Так, в 2016 году согласно проекту закона города "О бюджете Москвы на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов" на строительство метро и дорог в Москве планируют направить более 252 млрд рублей.

Средняя стоимость строительства 1 км линии столичного метрополитена со станционным комплексом глубокого заложения составляет 7 миллиардов рублей, срок строительства от 5 до 6 лет, говорится на сайте комплекса градостроительной политики и строительства Москвы.

При этом стоимость строительства 1 км линии метрополитена со станционным комплексом мелкого заложения - 4,5 миллиарда рублей, срок строительства - от 2 до 3 лет.

Это действительно дороже, чем в других странах, сообщил Interfax-Russia.ru представитель межрегиональной общественной организации "Союз пассажиров" Кирилл Янков.

"В целом, строительство метро в Москве дороже, чем в Китае или европейских странах, но тут надо учитывать особые условия городов, в первую очередь, горно-геологические. Также в Москве строительство метро удорожается за счет строительно-эксплуатационных правил, по которым нельзя строить один двухпутный тоннель, а надо строить два однопутных. Кроме того, по этим правилам каждая станция метро должна иметь два выхода в город", - сказал он.

Кроме того, цена "метро-километра" повышается из-за суровости российского климата: несмотря на то, что под землей температура стабильна круглый год, строительные работы ведутся и в надземных сооружениях, которые приходится отапливать.

"Есть много нюансов, которые нужно учитывать при сравнении, поэтому просто сопоставлять стоимость строительства метро в разных городах мира некорректно. Но общеэкспертное мнение состоит в том, что строительство метро в Москве немного дороже, чем в Китае или Мадриде, даже с учетом всех факторов. Для этого есть и объективные причины", - подчеркнул эксперт.

Между тем, заметил Янков, не все современные нормы и правила безусловно необходимы. Например, теоретически обязательное наличие двух выходов со станции должно повысить уровень безопасности, однако на практике в Москве много старых станций с одним выходом, и это никогда становилось причиной трагедий.

"Пример: станция "Марьина роща" глубокого заложения, строительство второго выхода на таких станциях обходится в пару миллиардов. Пассажиропотоком строительство второго выхода на "Марьиной роще" никак не обосновано, однако его построили. Другие станции этой линии также строятся с двумя выходами", - рассказал он.

Эксперт перечислил ряд мер, которые (помимо ужесточения контроля за бюджетными средствами), могут удешевить стоимость строительства метро.

"Во-первых, нужно пересмотреть нормы, которые предусматривают излишнее удорожание, во-вторых, больше опираться на мировой опыт, в-третьих, открыть эту сферу для большего количества компаний", - сказал Янков.

Он подчеркнул, что на сегодняшний день строительством метро в Москве занимается лишь несколько компаний, что говорит о невысокой конкуренции.

"Можно попробовать пригласить иностранную компанию, например, китайскую или испанскую. Понятно, что копать в центре им не дадут, так как там находятся различные секретные коммуникации, но где-нибудь в "новой Москве" это вполне осуществимо", - заключил он.



Источник: Сетевое издание «Интерфакс-Россия», 16 октября 2015 года


<< МЕТРО Библиотека
<< METRO Library