Ирина Резник

Станция «Долгождановская»

Столичные власти не рискуют больше называть день открытия станций «Жулебино» и «Лермонтовский проспект»

Движение по новому участку фиолетовой ветки московского метро до станций «Лермонтовский проспект» и «Жулебино» откроют в середине октября, обещают городские власти. Точная дата уже не называется. Озвученные ранее даты «перерезания ленточки» — 1 сентября и 1 октября — были сорваны из-за прорыва плывуна. На сегодняшний день технические проблемы в метро устранены. Но жители ближайших домов вычерпывают из подвалов цементную жижу и боятся еще более серьезных проблем после пуска метро.

Строительство нового участка фиолетовой ветки московского метро до станций «Лермонтовский проспект» и «Жулебино» оказалось для столичных властей одним из самых проблемных за последнее время – и с технической, и с имиджевой точки зрения. Как предполагается, эти две станции обеспечат метрополитеном «в шаговой доступности» до 90% жителей микрорайона – около 100 тыс. человек. А заодно разгрузят транспортный узел в районе Выхино.

Метро жители Жулебино ждали не один десяток лет. 30 октября 2007 года появилось постановление правительства Москвы № 961-ПП, в соответствии с которым ввод станции был запланирован на 2011 год. Однако сроки постоянно сдвигались. И в мае 2011 года только приступили к строительству.

Всё это время будущими станциями можно было полюбоваться лишь на сайте метрополитена. Здесь можно было узнать, что «Лермонтовский проспект» — односводчатая станция мелкого заложения, выполненная в желто-зеленых тонах. Станция «Жулебино» — колонная двухпролетная станция мелкого заложения, цветовая гамма которой варьируется: по направлению в центр Москвы цвет путевых стен — красно-оранжевый, по направлению из центра — зеленый. Обе станции будут оснащены лифтами для маломобильных граждан. На каждой должно быть несколько вестибюлей и большое количество входов-выходов.

Более чем 5-километровый перегон от «Выхино» до «Жулебино» был построен за 2,5 года. Тем не менее строителей начали подгонять.

В январе 2013 года в самый разгар работ мэр Сергей Собянин посетил строящуюся станцию «Жулебино», где заявил о необходимости ускорить процесс. «Станцию нужно сдать к 1 сентября 2013 года, а не в конце сентября», – распорядился мэр. За это время предстояло не только построить станцию, но и пройти тоннели длиною более полутора километров.

Однако 26 июня произошел технический сбой – при проходке межтоннельной сбойки (небольшого хода между левым и правым тоннелем) на месте бывших косинских болот произошел прорыв водонасыщенного грунта из забоя.

© Oculus, 2013

«Это было связано с более высоким водопритоком по сравнению с тем, на который мы рассчитывали по результатам геологических изысканий», — рассказал позже журналистам начальник управления строительства метрополитена городского департамента строительства Дмитрий Дорофеев.

Это не является проблемой при строительстве тоннелей тоннелепроходческими комплексами, так как подавляющее большинство сооружаемых сейчас перегонных тоннелей находится в водонасыщенных грунтах – песках, плывунах и т.д. Но случаются инциденты при строительстве притоннельных сооружений, в частности той самой межтоннельной сбойки, пояснил Дорофеев. Поэтому было решено проходить сбойку не закрытым способом, а сооружать ее в котловане. На эксплуатацию тоннелей способ проходки никакого влияния не окажет, заверил чиновник.

Однако техническая проблема ставила под сомнение сроки ввода нового участка. По словам источника в метрополитене, в мэрии ни за что не хотели откладывать торжество – новые станции должны были быть открыты до выборов. Рассматривалось даже предложение открыть станции, а спустя некоторое время вновь закрыть их на доработку. Но здравый смысл восторжествовал. И 31 августа заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин назвал уже новую дату запуска движения по участку — 1 октября. Правда, никакие торжества уже не анонсировались, и срыв очередной рубежной даты был воспринят более спокойно.

В департаменте строительства сейчас точной даты запуска участка не называют, но отмечают, что она близка. Как пояснили в пресс-службе департамента, все работы уже закончены, сейчас вывозятся остатки инструментов и мусора, ведутся пуско-наладочные работы всех систем: электрики, вентиляции, видеонаблюдения. «По оценке руководства департамента, станции будут готовы к пуску в полном объеме в первой декаде октября, может быть, плюс один-три дня. Но, кроме этого, сам метрополитен должен еще произвести тестовый прогон составов. Поэтому и нет точной даты», — рассказали в пресс-службе.

По словам жителя микрорайона Юрия Воронцова, со стройплощадки уже сняли плакат, извещавший о сдаче объекта 1 октября 2013 года. Как раньше убрали информацию о 1 сентября, а также плакат «Единой России», рассказывающий о роли партии в решении транспортных проблем микрорайона. При этом на площадке еще остается много техники и вагончики, в которых живут строители.

«Ходят слухи, что из-за спешки к выборам были допущены серьезные нарушения, и пока неясно, сколько времени их придется устранять», — говорит житель Жулебино.

А по словам депутата муниципального собрания района Людмилы Комаровой, люди опасаются за сохранность своего жилья. «Пока шло строительство, дома содрогались, и люди жили в страхе, не обрушатся ли их высотки, — рассказала депутат. — Кроме того, жилье в нашем районе построено так плотно, что, когда началось строительство метро, встали вопросы о том, где размещать остановки автобусов, перехватывающие парковки. Было вырублено множество деревьев. А в представленном нам проекте благоустройства вообще нет зелени — одна плитка».

Между тем часть жителей уже не гипотетически, а вполне реально пострадали из-за технологических проблем при строительстве метро. В частных домах №214, 216, 218 по Лермонтовскому проспекту затоплены подвалы. В социальной сети «Спаси-Жулебино» выставлено видео с говорящим названием «Так строят метро в Жулебино». В кадре 70-летний инвалид Николай Кокорин показывает свой затопленный цементной жижей дом. Откачивать подарок со стройки из частных домов пенсионерам помогают только пожарные.

Ни метростроевцы, ни местные власти ответственными за произошедшее себя ни считают, говорят жители. По словам члена экспертного совета при главном архитекторе Москвы Алексея Клименко, проблемы московских строек заключаются прежде всего в том, что новые объекты «открываются к датам». «Всем хорошо известно, что в Москве повсеместно тяжелые грунты, — говорит эксперт. — Легче всего строить на Манхэттене — внутри скалы. А в такой болотистой и обводненной земле, как в Москве, проблем миллион. Земля — это сложный, живой организм. И когда речь идет о таких сложных решениях, устраивать гонку к дате крайне опасно и совершенно безответственно».

Источник: “Gazeta.Ru”, 2 октября 2013 года.
<< МЕТРО Библиотека
<< METRO Library

Rambler's Top100