METRO.Фотоальбом Замоскворецкая линия. Станция "Новокузнецкая". Line 2. Station "Novokuznetskaya". |
Наземный круглый в плане вестибюль-ротонда (арх. В.Г.Гельфрейх, И.Е.Рожин, с участием Л.А.Шагуриной и Г.Тосунова) расположен между Пятницкой улицей и Садовническим проездом. Вестибюль облицован внутри мрамором «уфалей» и украшен барельефами скульптора Г.И.Мотовилова, олицетворяющие собой архитектуру, живопись, скульптуру, науку и технику, а также мозаикой В.А.Фролова «Парад физкультурников» на потолке. Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения (глубина 37,5 м). В архитектурном оформлении станции нашла яркое воплощение тема творческой силы и мощи советского народа, его замечательных побед на фронте и в тылу в дни Великой Отечественной войны. Периметр эскалаторной арки украшен бронзовой скульптурной вставкой работы скульптора Н.В.Томского. В её центре - шит с надписью "Слава доблестным бойцам Великой Отечественной войны" в обрамлении знамён, оружия и лавровых венков. Потолочный фриз среднего зала станции изображает эпизоды боевых операций. Станция украшена барельефами великих русских полководцев - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова (скульпторы Н.В.Томский, А.Е.Зеленский, С.М.Рабинович, Н.Л.Штамм). На своде зала изначально находилось семь мозаичных панно из смальты по эскизам А.А.Дейнеки - «Садоводы», «Сталевары», «Машиностроители», «Строители», «Авиаторы», «Лыжники» и «Шахтёры» (последнее было демонтировано при установке гермозатвора в конце 1950-х годов). Интересно, что мозаики, украшающие потолок станции «Новокузнецкая», создавались для «Донбасской» - так первоначально называлась будущая «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Архитекторы, братья Веснины, задумывали её как подземный музей Донбасса, в котором ведущая роль отводилась мозаичным панно на тему мирной жизни индустриального края. Над мозаиками работали Александр Дейнека и Владимир Фролов - тот же творческий тандем, что ранее украсил станцию «Маяковская». Из-за нехватки ресурсов и технических сложностей в связи с начавшейся Великой Отечественной войной станцию «Донбасская» построили в упрощённом виде по проекту Алексея Душкина и переименовали в «Павелецкую» по названию железнодорожного вокзала. 7 из 14 запланированных для «Донбасской» мозаик нашли новое место - на своде центрального зала «Новокузнецкой», хотя проект этой станции не предусматривал мозаичного декора. Свод зала держат мощные пилоны, между которыми установлены великолепные скамьи из белого сибирского мрамора. Центральный зал освещён бронзовыми торшерами, платформы - круглыми люстрами. Станцию возвела Шахта №15-16 (СМУ-8) Мосметростроя (рук. Н.Губанков, Л.Возианов). В 1946 году архитекторы станции удостоены Сталинской премии 1-ой степени. В 1970 году при строительстве перехода на Калужско-Рижскую линию зал станции был удлинен. Сейчас торцевой стеной станции является боковая стена перехода, которая украшена мраморным мозаичным панно работы Б.В.Покровского «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков». В январе 1986 года в центре зала открыты лестницы для перехода в новый зал станции "Третьяковская". В 1995 году из старого зала станции «Третьяковская» был построен новый переход, который выводит пассажиров в южные торцы платформ станции "Новокузнецкая". |
![]() Вестибюль станции. 2016 год. Фото Alex 'Florstein' Fedorov. |
Центральный зал станции. 2016 год. Фото Alex 'Florstein' Fedorov. |
Оформление центрального зала станции. |
Платформа станции. Фото А.Попова. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() | ![]() |
|