Вера Демидова

То ли станция, то ли музей

Эскизы будущих станций московского метро не рождаются на конвейере, как во многих городах мира. Они появляются в мастерских художников и архитекторов. Поэтому получаются такими красивыми. Например, главный архитектор института Метрогипротранс Николай Шумаков разработал облик более десятка станций. В том числе “Воробьевы горы”, “Парк Победы”, “Крылатское”, “Савеловская”.

- Николай Иванович, в столичном метро скоро будет две сотни станций. Не пора создавать музей подземной архитектуры?

- На мой взгляд, любую станцию глубокого заложения (первые из них проектировались и строились как большие дворцы) можно рассматривать как историческое художественно-архитектурное образование. Но желание открыть отдельный музей, конечно, есть. Например, это можно сделать на станции “Сретенский бульвар” или “Трубная”. Поставить там у каждого пилона скульптуру. Так будут интерпретированы элементы монументально-декоративного искусства, использованные, например, скульптором Манизером на станции “Площадь Революции”. Сейчас наш институт делает предпроектные разработки по станции “Кадашевская” на Калининской линии. Кстати, выходы из нее будут расположены у фабрики "Красный Октябрь" и кинотеатра "Ударник", где стоит скульптурная группа Шемякина, и это станет своеобразным преддверием того комплекса, который расположится под землей.

- Вы назвали новые станции - "Сретенский бульвар" и "Трубную". Это Люблинская линия, куда войдут также "Суворовская", "Достоевская", "Марьина Роща". Когда мы сможем их увидеть?

- Нет систематического финансирования. “Сретенский бульвар” и “Трубная”, построенные на 60%, заморожены. На станции “Сретенский бульвар” пройдены боковые тоннели и средний зал, раскрыто несколько проемов. На “Трубной” готов наклонный ход, но не пройден средний зал. Сейчас тот и другой объекты поддерживаются в режиме консервации, как только появятся деньги, они могут быть достроены в течение 3 лет. Что касается “Достоевской” и “Марьиной Рощи”, то это далекая перспектива, хотя стройплощадки там разработаны.

- А оформление тоже разработано, например "Достоевской"?

- Это очень интересная станция, там работал архитектор Лев Попов, художественным оформлением занимался Иван Николаев. Пилоны будут отделаны в технике флорентийской мозаики по мотивам произведений Достоевского.

- Часто ли приходится архитектору наступать на горло собственной песне?

- Это происходит на каждом объекте, потому что архитектура всегда вовлекает в сложные отношения заказчика, проектировщика, инвестора и строителя. У каждого свое представление о проекте. Архитектор хочет, чтобы душа развернулась и все население Земли радовалось, видя это произведение, инвестор думает прежде всего о дешевизне, строитель - о том, как побыстрее и потехнологичнее воплотить проект, а заказчика волнуют проблемы с будущей эксплуатацией. Так что "нога" всегда стоит на горле архитектора. Консенсус находим, но иногда это мучительный процесс. Вот наш последний объект - Бутовская линия - с архитектурной точки зрения получился. Тем не менее, если бы все задачи архитектора выполнили (а любой замысел требует денег), объект получился бы совершеннее.

- А что с "Маяковской"?

- Все старые станции, чтобы поддерживать их на должном уровне, надо реставрировать. Та же “Маяковская” простояла ни много ни мало 65 лет, там и протечки есть, и штукатурка местами отваливается. Несколько лет назад началась реставрация, но из-за отсутствия должного финансирования приостановлена. По моим сведениям, работы в ближайшее время возобновятся и завершатся к концу 2005 г. Закрывать станцию, скорее всего, не будут, потому что пассажиров очень много, поэтому строится второй выход и закладываются дополнительно к имеющимся трем эскалаторам еще три. Реставраторы будут отгораживать участки и проводить осушение станции, замену разрушившейся облицовки и, конечно, обновление дейнековских мозаик.

Источник: “Аргументы и факты”, май 2004 года.

Back Main
Rambler's Top100