Алексей Байков

Камеры под землей

Краткая фильмография московского метрополитена

Какой самый московский вид транспорта? Сейчас это, разумеется, плохо припаркованный в центре автомобиль, ценою где-то за два с хвостиком миллиона рублей, номер на котором стыдливо залеплен бумажечкой, чтобы не пришел счет на полтинник.

Интеллигенция старой закалки будет с ностальгией вспоминать про любимые маршруты трамваев, да может быть еще какой-нибудь поклонник Окуджавы заведет шарманку про "синий троллейбус". Но девять из десяти опрошенных ответят - "метро!". И будут правы.

Сейчас сложно представить Москву без подземки, какой она была, скажем, в 20-х годах прошлого века. Трамваи (и Аннушка, которая уже разлила масло), извозчики, а в начале века еще была конка — тот же трамвай, только с лошадьми вместо электричества. А теперь только метро. Для тех, у кого нет автомобиля, наземный транспорт стал в лучшем случае приятным дополнением к ежедневному подземному вояжу.

Схема метро — это и есть настоящая география нашего города, а карта нужна в основном для того, чтобы экскурсии водить. Что вы автоматически, не задумываясь, отвечаете на вопрос о месте жительства? "На “Щёлковской”, "на “Таганской”, "от “Чертановской” три остановки", "на “Юго-Западной”, а вовсе не "в Восточном Измайлове", "в Нагорном" или "в Тропарево-Никулино". А еще мы в метро встречаемся, знакомимся и разбегаемся, совершаем торговые сделки и обмены, спим, пережидаем непогоду, работаем, а в последнее время даже сидим в интернете.

Все то же самое делают и персонажи фильмов, и еще всякое типично-"киношное": убивают других персонажей, например, или занимаются колдовством. Снимать фильм, где действие происходит в Москве, и не показать в нем хотя бы одну станцию или вестибюль - в наши дни это уже странно. Поэтому предлагаем отвлечься от дел наземных, спуститься вниз и посмотреть, кто, когда, зачем и почему ставил камеры в московском метро.

И сразу же встает вопрос о первенстве. Какая съемочная группа первой полезла под землю и сказала там: "камера, мотор!"? Правильный ответ — съемочная группа Александрова, которая снимала легендарный "Цирк". Сам фильм смотрели уже немногие, несмотря на цветную реставрацию, но песню "Широка страна моя родная..." уж точно слышали все. Примерно на 65-й минуте там есть коротенькая сценка на станции “Охотный ряд”. И тут же на месте рождается комедийный гэг, ставший ныне почти что каноническим: человек пытается взбежать наверх по едущему вниз эскалатору.

Вход на станцию метро "Проспект Маркса", 1978 год.
Фото: ИТАР-ТАСС

Съемки киноэпопеи "Битва за Москву", 1984 год.
Фото: ИТАР-ТАСС

В 1938 году был снят фильм "Новая Москва" — гимн сталинскому генплану реконструкции столицы, оформленный в виде легкой комедии. О нем стоило бы упомянуть и раньше, если не одно "но": картина пролежала на полке практически до наших дней и ныне известна даже не всем специалистам. Перестройка московского центра в ней показана "в процессе": расчистка Манежной, новое здание Госплана, строительство гостиницы "Москва"; а еще там можно увидеть применение редкой и забытой в наши дни технологии "переноса" зданий, когда целый дом брали и отодвигали в сторону на несколько десятков метров. Заметим, что при этом ухитрялись не отключать коммуникации, а зачастую даже не отселяли жильцов. Ну и, конечно, метро, куда же без него в "новой Москве": “Курская” Арбатско-Покровской линии, “Киевская” Филевской линии и “Театральная”, которая тогда называлась “Площадь Свердлова”.

А дальше была война, и кино в московском метрополитене уже не снимали. Как мы знаем, в это время подземка стала бомбоубежищем и запасным командным пунктом. Разумеется, с тех пор редко какой фильм о военной Москве обходился без кадров с закутанными в одеяла перепуганными людьми, сидящими на полу той или иной станции.

С ходу вспоминаются "Летят журавли" (“Александровский сад”), "Добровольцы" (“Охотный ряд”), "Битва за Москву (фильм второй)" Юрия Озерова (“Маяковская”), в последнем, кстати, можно увидеть не только укрывающихся от бомбежек москвичей, но и "реконструкцию" знаменитой речи Сталина на заседании Моссовета 6 ноября 1941 года, проходившем на той же станции.

Когда мирная жизнь вернулась и московский быт вошел в свою привычную колею, в метро снова стали просто ездить и назначать свидания девушкам в синих платьицах. И все это тут же стали снимать. Куда, к примеру, главный герой детского фильма "Алеша Птицын вырабатывает характер" (1953) повел подругу своей бабушки и ее внучку, когда решил показать им столицу? Разумеется, кататься на метро. Первым делом в кадр попадает “Комсомольская” (кольцевая), что логично, раз гости едут от Трех вокзалов, затем — “Курская”. Любители истории могут найти для себя массу интересного: старые эскалаторы, светильники, схемы движения без многих сегодняшних станций и прочие занятные детали.

И еще немного об исчезнувших ныне наземных объектах метро. "Каток и скрипку" - дебютную работу Тарковского - мы уже упоминали неоднократно. Теперь присмотримся к кадру с асфальтовым катком на берегу реки. Если взять хорошую копию и поставить в этом месте на стоп-кадр, то рядом с вокзалом можно будет различить небольшое белое здание с отчетливо видимой буквой "М" над фронтоном. Это старый вестибюль “Киевской” Филевской линии, который стоял как раз на том месте, где сейчас находится вход в подземный переход Киевского вокзала. Разобран он был в 1972 году при строительстве эскалаторного тоннеля с “Киевской” (кольцевой). А в картине "Они живут рядом" (1967 год) можно увидеть стоящий посредине зеленой лужайки изящный стеклянный выход со станции “Проспект Вернадского”, еще не обстроенный уродливым торговым центром.

А вот пара любопытных подробностей про две самые известные сцены в метро за всю историю советского кинематографа. Первая — это, конечно же, финал фильма "Я шагаю по Москве". Снимался он на станции “Университет”. Остальных станций юго-западного направления "красной ветки" к тому моменту еще не существовало. “Проспект Вернадского” и “Юго-Западная” будут открыты только в 1963 году, когда фильм уже выйдет в прокат. Николай приезжает на станцию, чтобы передать Володе вещи, а заодно и попрощаться. Володя с Леной стоят, а Николай идет к ним по той стороне перрона, от которой поезда уезжают в центр. То есть приехал он со стороны еще не открытого “Проспекта Вернадского”. А когда Володя уезжает, он садится на поезд, идущий из центра и опять-таки в направлении еще не существующей станции. Кстати, непонятно зачем, учитывая, что едет он в Сибирь осваивать тайгу.

Вторая сцена — это, конечно же, встреча Людмилы с Гуриным на “Новослободской” в ленте "Москва слезам не верит". Эта сцена вошла во все списки эталонных "киноляпов". В поезде, когда Людмила читает, а Гурин за ней наблюдает, мы видим за окном вагона название следующей станции - “Охотный ряд”.

Станция "Проспект Вернадского", 1963 год.
Фото: ИТАР-ТАСС

Кадры из фильма "Метро" режиссера Антона Мегердичева. Фото: ИТАР-ТАСС

Актер Константин Хабенский в роли Антона Городецкого в кадре из фильма "Дневной Дозор". Фото: ИТАР-ТАСС

Кадры из фильма режиссера Валерия Тодоровского "Стиляги". Фото: ИТАР-ТАСС

Действие фильма происходит в 1958 году, и станцию как раз переименовали с “Имени Л.М.Кагановича” (1955-1957) обратно на “Охотный ряд” (1957-1961). А в конце 70-х, когда снималась "Москва слезам не верит", она называлась уже “Проспект Маркса” (до 1990 г.). Кстати, по причинам одновременно идеологическим и административным. Во-первых, потому что в это время три старых московских улицы - Моховая, Охотный ряд и Театральный проезд - были официально объединены в Проспект Маркса. Станцию переименовали "заодно", чтобы закрепить в памяти москвичей новое название. Во-вторых, именно в 1957 году Л.М. Каганович "оскоромился", оказавшись в составе антипартийной группы вместе с Молотовым, Маленковым "и примкнувшим к ним Шепиловым", в результате чего был снят со всех постов. Ну, заодно и станцию переименовали. Так что режиссер фильма Владимир Меньшов, повесив старое название поверх нового, просто хотел подчеркнуть, что действие происходит именно в 1958 году.

Слово "кино", как известно, открывает все двери. Московский метрополитен - не исключение, так что режиссерам порою разрешали ставить свои камеры не только в роскошных интерьерах станций, но и в "святая святых", то есть там, куда посторонним вход уж точно запрещен. Например, в тоннелях и в технических проходах. "Чатланское метро" для культового фантастического фильма "Кин-Дза-Дза!" режиссер Данелия снимал на участке тоннеля между “Боровицкой” и “Добрынинской” как раз в том месте, где сейчас перрон станции “Полянка”. А в "Научной секции пилотов" (1996, фантасмагорический детектив режиссера Андрея И, как раз про серию убийств в метро), помимо интерьеров множества станций можно увидеть уникальное инженерное сооружение - "Павелецкий наклон". Представляет он собой наклонный туннель, ведущий с поверхности прямо на уровень перегона между “Павелецкой” и “Автозаводской”, а уникальность его заключается в том, что это единственный наклонный туннель московского метро, в котором нет эскалатора. По одной версии "наклон" был сооружен для быстрой эвакуации людей из расположенной наверху промзоны. По другой — он должен был стать спуском на так и не построенную станцию “Дербеневская”. После съемок фильма сей объект на короткое время превратился в место паломничества московских диггеров, но затем местные ЧОПы все-таки взялись за ум и с тех пор попасть в "наклон" стало значительно сложнее.

Ну и под конец — о тех станциях, которые в кино есть, а в московском метро отсутствуют. Этому режиссерскому приему тоже сто лет, первый раз его применили, кажется, в фильме "Улица Ньютона, дом 1" (1963). Помимо “Воробьевых гор” там присутствует еще одна неопознанная станция, которая при ближайшем рассмотрении оказывается “Площадью Ленина” 1-й линии Ленинградского метрополитена. На “Политехнической” той же линии снимали сцену в метро из "Дневного Дозора", когда пролетевший через рекламный плакат бондарчуковской "Девятой Роты" Антон Городецкий спрашивает у милиционера, какая это станция, после чего прыгает в вагон, спасаясь от толпы темных магов (в "Ночном Дозоре" при этом показаны вполне реальные “Свиблово” и “Парк культуры”).

Станция, на которой перескакивают через турникеты персонажи "Стиляг", называется “Автово” все той же 1-й линии петербургского метро, а спускаются они после этого на питерскую же “Пушкинскую”. Для фильма-катастрофы "Метро" режиссер Мегирдичев сотворил из подручного материала сразу две отсутствующих в настоящем московском метро станции: “Садовую” и “Бородинскую”. Перрон и пассажирский зал “Садовой” - это станция “Московская” самарского метрополитена, а двери бутафорского "вестибюля" были вделаны в первый этаж дома номер 3 по Зубовской площади. “Бородинская” тоже находится в Самаре, ее снимали на строящейся станции “Алабинская”.

Источник: газета “M24.ru”, 16 октября 2013 года.

<< МЕТРО Интервью
<< METRO Interview

Rambler's Top100