Александр Змеул Новые станции метро «Аэропорт Внуково» и «Пыхтино» восторженно рассказывают об авиации. В Москве открылись станции метро «Аэропорт Внуково» и «Пыхтино», оформление которых посвящено авиации. Это не первый подход художников и архитекторов московского метро к воздушной теме, но, кажется, в этот раз на эту тему сказано абсолютно всё. Первая авиационная станция “Маяковская” (архитектор Алексей Душкин) открылась в Москве в 1938-м, и это и по сей день одна из лучших станций, облик которой не устаревает. Её колонны и арки впервые в московском метро были отделаны полированной нержавеющей сталью — материалом, который прочно ассоциируется с самолётами. Купола станции украшены мозаиками по эскизам Александра Дейнеки на тему «Сутки советского неба», правда, многочисленные самолёты и парашютисты не особо работают в пространстве станции — чтобы их разглядеть, надо задирать голову. Продолжает авиационную тему станция “Аэропорт” (архитектор Борис Виленский и др.), которая располагалась у действовавшего тогда Центрального аэродрома им. М. В. Фрунзе (сейчас здесь расположены парк «Ходынское поле», жилье и ТЦ «Авиапарк»). Здесь тема неба и авиации раскрыта не в лоб, а скорее полутонами и намеками. Через свод станции проходят длинные узкие рельефные полосы, напоминающие стропы парашюта. Сегодня эти полосы можно интерпретировать и как инверсионные следы — это те самые белые полосы, которые оставляют в небе реактивные самолёты, но на момент постройки станции — 1938 год — ещё не началась эпоха реактивной авиации. Вновь тема авиации возникла в конце 1970-х. Это было время роскошных репрезентативных станций, архитекторам наконец позволили как следует развернуться. “Бабушкинская” (архитектор Лев Попов) названа в честь полярного летчика Михаила Бабушкина, родившегося и выросшего в этих краях. Оформление посвящено освоению Арктики, во многом именно художественные композиции, созданные Анатолием Мосийчуком, придают этой в целом нейтральной станции индивидуальный и запоминающийся вид. Композиции размещены над выходами с платформ, каждая композиция — по пять металлических труб, напоминающих опять же сопла реактивных двигателей (которых, конечно же, не было в эпоху Бабушкина), на них условные изображения различных летательных аппаратов — корабля с крыльями, спутника и, конечно же, самолёта. Все это и спустя 40 с лишним лет выглядит вполне современным. Ещё одно обращение к небесной теме — “Авиамоторная” (архитектор Александр Стрелков), рядом с которой располагается Центральный институт авиационного моторостроения. Наверное, одна из самых роскошных станций того периода — полная противоположность “Бабушкинской”. На фоне золотистого свода несколько терялась металлическая композиция в торце станции с изображением парящего Икара, созданная опять же Анатолием Мосийчуком в соавторстве с Джемсом Бодниексом и Хаймом Рысиным. Учитывая, что арт-объект посвящен строителям авиационных двигателей, выбор Икара (который, согласно древнегреческой мифологии, слишком близко подлетел к Солнцу, его восковые крылья расплавились, и он разбился) несколько необычен. Когда наконец построят переход на “Авиамоторную” Большой кольцевой линии, композиция будет установлена в нём. “Авиамоторная” БКЛ, открывшаяся в 2020 году, была первым за более чем 40 лет полноценным обращением к теме авиации. Вот как Леонид Борзенков, архитектор станции, описывал её образ: «Колонны сродни хвостовым частям самолетов. Кроме того, на торцевых частях этих колонн проецируется рисунок в виде движущихся вверх стрелочек-самолётиков, поднимающихся по восходящему вверх потоку воздуха». Борзенков автор не просто огромного числа транспортных сооружений, но именно «воздушных» (аэровокзальный комплекс и подземная железнодорожная станция в аэропорту Внуково, а теперь и две станции Солнцевской линии — “Аэропорт Внуково” и “Пыхтино”). В них он явно признается в своей любви к авиации и делает это через очень многословный рассказ про самолёты, разработанные в бюро Туполева. В 2018 году аэропорту Внуково было присвоено имя авиаконструктора Андрея Туполева. Станцию метро “Аэропорт Внуково” стоит рассматривать не как самостоятельное сооружение, а как часть инфраструктуры аэропорта. Даже её решение подчинено архитектуре уже построенных сооружений — станция решена в серебристых авиационных тонах, на платформе один ряд колонн, на потолке и путевых стенах — фирменные облицовка и освещение в виде треугольников. Треугольники — это фирменный внуковский элемент, он встречается в здании аэровокзала и железнодорожной станции. При спуске на платформу по эскалатору вы попадаете в пространство с увеличенной высотой потолка, это самое визуально интересное место станции. Здесь размещена композиция «Гражданские самолёты КБ Туполева и их создатели». Над путями — портреты отца и сына Туполевых, Андрея и Алексея, а на путевых стенах — карты России и мира со схематичным изображением самолётов, что похоже на карту из приложения «Flightradar». Но главная авиационная станция — соседнее “Пыхтино” — в отличие от “Аэропорта Внуково” самодостаточна. “Пыхтино”, безусловно, больше чем транспортное сооружение. Это — храм, музей, аттракцион, который посвящён признанию в любви к авиации. Здесь интересна уже сама конструкция станции — она аналогична “Мичуринскому проспекту” на той же Солнцевской линии. Из-за перепада рельефа станция сделана полуподземной. Одна путевая стена — глухая, здесь изображены чертежи самолётов от первых до самых последних разработок бюро Туполева. Они сделаны во вполне современной качественной графике, ею, как и на соседней станции, занимался Алексей Якименко, который адаптировал идеи архитекторов. Через другую путевую — стеклянную — пока в основном видно стройку, но когда там будет закончено благоустройство, откроется вид на долину реки Ликовы и вдали в хорошую погоду будут прочитываться контуры аэропорта Внуково. Под потолком сделаны своеобразные гигантские инсталляции — это световые конструкции в виде последовательно поворачивающихся цилиндров-турбин. В сочетании с большим объёмом станции, чёрным полом и терракотовой путевой стеной всё выглядит невероятно торжественно. Но главное развлечение не на платформе, а в эскалаторном наклоне. Вы не просто спускаетесь или поднимаетесь по эскалатору, вы оказываетесь внутри сложнейшей инсталляции. Это сужающееся кверху пространство, которое заканчивается фонарем, освещающим парящую у вас над головой модель легендарного реактивного пассажирского самолета Ту-144. В тёмное время суток сценарий другой: белоснежный самолет эффектно контрастирует с чёрным овалом неба под потолком. В “Пыхтино” совсем нет лаконичности станций из предыдущих эпох, когда могли рассказать об авиации с помощью всего пары приёмов, например мозаики или художественной композиции. “Пыхтино” очень многословно, в нём буквально каждый элемент должен сообщать о том, что станция посвящена авиации. Какие-то, как макет самолёта, делают это очень громко, другие, как световые боксы на колоннах в форме крыла самолёта — спокойнее. Но надо признать, что все многочисленные элементы складываются в цельную композицию, и, что немаловажно, объём станции достаточно большой, чтобы переварить такое количество контента. Но совершенно точно после “Пыхтино” сказать что-то новое на тему авиации в московском метро будет крайне трудно, потому что сказано, кажется, всё.
|