С 1 марта на пяти станциях московского метро появятся электронные кассиры, которые будут продавать проездные и давать сдачу. Электронные помощники билетных кассиров должны сократить очередь и в конце концов составить убедительную конкуренцию перекупщикам проездных.
Во-первых, они умеют не только торговать всеми видами проездных «ультралайт» (те, что картонные) от 1 до 60 поездок, но и отсчитывать сдачу. Билетные автоматы поселятся в вестибюлях станций метро «ВДНХ» (северного), «Тимирязевская», «Савёловская», «Улица 1905 года» и «Павелецкая»-радиальная.
Если у чудо-техники не будет отбоя от клиентов, то они постепенно придут и на другие станции с большим пассажирооборотом.
– За границей уже давно все доверили электронике, – говорит заместитель главного инженера службы сигнализации и связи Олег Аустрин, – но если «заяц» попадется обычному контролеру, то там такой штраф, что мало не покажется. Так что пассажиры там дисциплинированные.
Однако специалисты не уверены, что подобные агрегаты будут пользоваться доверием у клиентов столичной подземки, и не исключено, что эксперимент с электронными кассирами завершится тем, что на некоторых станциях установят малофункциональные автоматы, которые будут продавать без сдачи билеты на 1–2 поездки.
Важно другое: «метророботы» умнеют на глазах. В настоящее время идет замена и модернизация турникетов. В частности, турникеты учатся не «жрать» лишние поездки, а некоторые представители электронных стражей уже в состоянии объяснить гостям столицы, как и куда приложить проездной, чтобы попасть за стеклянные ворота.
Объяснительное устройство называется «контролер зоны прохода». Его установят на всех турникетах. То есть над горящими по очереди глазами турникета («красным» и «зеленым») теперь светится электронная инструкция. Так, в 2009 году было «проинструктировано» 40 вестибюлей, в этом году оборудуют 115 и еще 111 – в следующем году.
Кстати, заветные двери на турникетах также совершенствуются, становясь для «зайцев» почти непреодолимым препятствием. Теперь высота стекла достигает 140 см. Так как среди нарушителей легкоатлетов нет, то регулярно, раз в месяц, незадачливых прыгунов увозят с разбитой головой на «скорой помощи».
– «Акробат» обычно цепляется за створки, после чего падает головой об пол – и в больницу, – объясняет схему несчастного случая Аустрин. – В Питере я, например, видел, как народ под створками пытается проползти. Если у нас такие желающие найдутся, то мы дверцы пониже прикрепим.
Кроме того, полным ходом идет замена турникетов. Отличительная черта «новичков» – исключительная честность. Никогда не возьмут лишнего. Если старый «страж» может прихватить лишнюю поездку – а списывание происходит обычно, когда пассажир, получив отказ от одних ворот, сразу же кидается к другим, – тогда и те ворота, что не пустили, и те, в которые удалось попасть, списывают каждый (!) по поездке, то новые турникеты не такие «слепые» и в состоянии понять, что между ними мечется владелец того же самого проездного, поэтому за неоказанную услугу платы не возьмут. В этом году переоборудуют Серпуховско-Тимирязевскую линию, заменят турникеты от станции «Крылатское» до «Курской».
На некоторых станциях новые турникеты уже установлены. Так, в прошлом году было заменено 220 турникетов, в этом заменят еще 150.
А пока многие электронные охранники «таскают» поездки, пассажирам нужно самим вести себя правильно и не давать повода для воровства.
– Обычно лишняя поездка считывается по вине пассажира, – говорит начальник службы сборов Владимир Жучков, – человек либо проносит билет мимо считывающего устройства по касательной, либо слишком на большом расстоянии от валидатора. Если турникет не сработал, ни в коем случае не надо от него отходить (это верный шанс скормить ему поездку просто так). Нужно предложить ему снова «прочитать» проездной, но не торопясь, а по правилам – спокойно приложить к считывающему устройству.
Владимир Ильич уверяет, что обычно турникет сдается такой настойчивости пассажира. Но если опять не сработало, впору звать контролера.
В случае когда разбойник все-таки прихватил несколько поездок, имеет смысл отправиться в пассажирское агентство, которое расположено на станции метро «Красные ворота», или в два филиала – на станциях «Алтуфьево» и «Каширская» – и писать заявление. Сотрудники смогут установить факт «кражи» турникетом и возместят убытки билетами.
|