Александр Хохлов

На метро — не опоздаешь!

Метрополитен — главная составляющая транспортной системы столицы. Его доля в перевозке пассажиров в огромном мегаполисе составляет 56 процентов. Что сделано в 2013 году и какие задачи станут главными в наступающем 2014-м, рассказывает руководитель Московского метрополитена Иван Сергеевич Беседин.

В Московском метрополитене работают 42 тысячи человек. Они обеспечивают ежедневную транспортировку 8-9 миллионов пассажиров.

Пассажиров все больше

— Иван Сергеевич, город растет, население прибавляется, присоединены новые территории. Сколько пассажиров перевезла столичная подземка в 2013 году?

— Мы ожидаем — год-то еще продолжается, — что перевозка в 2013-м составит порядка 2 миллиардов 489 миллионов пассажиров. Это выше уровня 2012 года почти на 21 миллион человек.

— Каков прогноз пассажироперевозок на 2014-й?

— Уровень перевозки по сравнению с 2013 годом возрастет еще на 21 миллион человек. В целом же пассажиропоток Московского метрополитена вырастет к 2020 год 298 миллионов человек и составит 2 миллиарда 778 миллионов человек.

Прирост пассажиропоток произойдет в результате трех ключевых факторов. Во-первых, рост населения Москвы и Московской области приведет к увеличению пассажиропотока на 155 миллионов человек к 2020 году. Во-вторых, повышение доступности метро для населения в результате ввода новых станций «добавит» к тому же сроку еще 96 миллионов пассажиров.

И, в-третьих, расширение зоны платной парковки и повышение ее стоимости приведут к переходу части населения с личного транспорта на метро. Ожидаем увеличения к 2020 году на 47 миллионов человек.

Дополнительные поезда

— Что в уходящем году было сделано для повышения интенсивности движения?

— В Московском метрополитене введен обновленный «зимний» график движения поездов на Кольцевой, Калининской и Серпуховско-Тимирязевских линиях. Для улучшения качества обслуживания пассажиров по будним дням на этих линиях продлены часы пик и пущены дополнительные поезда. Так, на Кольцевой линии в период с 10 до 12 часов пущены два дополнительных поезда с 14 до 17 часов — пять, с 22 часов — шесть. Больше поездов стало и на других линиях. Эти изменения позволяют сократить интервалы движения поездов и, создав дополнительное количество мест для пассажиров, уменьшить загруженность вагонов.

— Какие технические новшества внедрены?

— Для обеспечения безопасности перевозок пассажиров Московский метрополитен на постоянной основе проводит мониторинг технического состояния всех своих систем. Различные подразделения регулярно испытывают и внедряют новое контролирующее оборудование, работа которого строится на основе самых современных методов диагностики.

Так, например, во всех электродепо метрополитена ведутся работы по установке и монтажу диагностического комплекса для контроля на ходу параметров колесных пар на территории парковых путей депо. Этот комплекс позволяет оперативно, при заходе поезда в депо по парковым путям, проводить высокоточный анализ состояния и выявлять технические неисправности деталей и узлов подвижного состава. Важно, что диагностический комплекс будет работать в автоматическом режиме, без участия персонала, регистрируя все выявленные недостатки и передавая их по беспроводной сети прямо на компьютер специалиста по ремонту.

Также на Филевской, Калининской, Кольцевой и Сокольнической линиях сейчас идет опытная эксплуатация автоматизированной системы сбора и передачи данных о состоянии рельсов. В прошлом году эта система была установлена на шести линиях метрополитена: Серпуховско-Тимирязевской, Бутовской, Замоскворецкой, Калужско-Рижской, Каховской и Таганско-Краснопресненской.

Новые вагоны

— Какими темпами идет обновление парка метропоездов?

— Всего за 2013 год Московскому метрополитену было поставлено 334 вагона. В 2014-м планируется закупить 352 вагона. В наступающем году будет завершена замена парка подвижного состава на Серпуховско-Тимирязевской линии. В дальнейшем планируется обновление парка на Замоскворецкой и Таганско-Краснопресненской линиях.

Всего до 2020 года планируется приобрести более трех тысяч новых вагонов, 1128 из которых заменят физически и морально устаревший подвижной состав.

Великая метростройка

— Сколько новых станций введено (будет введено до конца 2013-го) в эксплуатацию?

9 ноября 2013 года вошли в строй участок Таганско-Краснопресненской линии «Выхино» — «Жулебино» и две станции: «Лермонтовский проспект» и «Жулебино».

В ближайшее время планируется ввести в эксплуатацию участок Бутовской линии «Улица Старокачаловская» — «Битцевский парк» и две станции: «Лесопарковая» и «Битцевский парк». На Калининско-Солнцевской линии откроется движение на участке «Деловой центр» — «Парк Победы», примут пассажиров станции «Деловой центр» и «Парк Победы».

— А что сейчас строится?

— В стадии строительства в настоящее время находятся 27 станций и 8 электродепо. В будущем году планируется ввести в эксплуатацию 18,2 километра пути и 12 новых станций.

Безопасность

— Какие меры предприняты в 2013-м для уменьшения угрозы терактов? Что сделано для предотвращения угрозы ЧС?

— Прежде всего существенно расширились функции нашей службы безопасности, обеспечивающей тесное взаимодействие с УВД на метрополитене. За два года, более чем в два раза расширился Кинологический центр полиции на метрополитене. Сегодня в кинологической службе на «дежурстве» 146 служебных собак, из них более ста обучены поиску и обнаружению взрывчатых веществ, пять — поиску наркотиков. Работа служебных собак существенно помогает полицейским патрулировать станции и обеспечивать безопасность.

На 190 станциях на платформах и в вестибюлях установлено 470 колонн экстренного вызова. Вагоны электропоездов оснащаются системами видеонаблюдения. Планируется оснастить ими весь подвижной состав.

Планируется создание и оснащение объектов транспортной инфраструктуры системой интеллектуального видеонаблюдения. Возможность распознавания лиц позволит предотвратить различные происшествия.

В этом году проведена подготовительная работа по созданию досмотровых зон, оценена степень уязвимости каждого объекта инфраструктуры метрополитена. В течение года были определены вестибюли станций, в которых планируется уже со следующего года установить стационарные металлодетекторы, аппаратуру радиационного контроля, а также оборудовать посты досмотра стационарными и ручными металлодетекторами.

— Технические неисправности, возгорания, другие ЧС — их в уходящем году было больше или меньше, чем ежегодно в среднем?

— Начиная с 2009 года количество нарушений движения уменьшается. Отмены поездов сократились более чем вдвое — с 417 в 2012 году до 201 в 2013 году. В том числе отмена поездов по вине метрополитена стало меньше — с 219 в 2012 году до 146 в 2013 году.

Повысилось качество эксплуатации. Количество повреждений уменьшилось с 2081 в 2012 году до 1949 в 2013-м. На метрополитене отмечается стойкая тенденция к уменьшению количества отмен поездов и повреждений. Сейчас нами разрабатывается программа по повышению уровня безопасности движения на 2014–2016 годы.

Коллектив молодеет

— Какие сейчас у сотрудников метрополитена столицы зарплаты?

— Среднемесячная заработная плата наших работников по итогам за 9 месяцев 2013 года составила 54 186,6 рубля.

— Велика ли текучка?

— Московский метрополитен отличается высоким уровнем стабильности трудового коллектива. Сегодня показатель текучести кадров колеблется от 3 до 5%.

— Что делается для привлечения на работу молодежи?

— Считаю, что важнейшим фактором устойчивого развития метрополитена является эффективная молодежная политика. Только за последние три года число работников в возрасте до 35 лет увеличилось с 17 до 21 тысячи человек. Для привлечения молодых специалистов метрополитен предоставляет студентам места для прохождения производственной и преддипломной практики. За 9 месяцев 2013 года прошли практику 237 студентов очных отделений МИИТа. Во всех электродепо и службах метрополитена студенты в свободное от учебы время работают на штатных должностях.

На метрополитене создан Совет по работе с молодежью из числа активных и инициативных молодых работников. Много внимания уделяется формированию и подготовке кадрового резерва, обучению и стажировке талантливой молодежи, в том числе и с выездом за рубеж, проработке системной молодежной политики.

Мировое первенство

— Если сравнивать московское метро с зарубежными аналогами, что у нас лучше, а к чему надо стремиться?

— По интенсивности движения, надежности и объемам перевозок Московский метрополитен стабильно занимает первое место в мире. Он в пер вой тройке мировых метрополитенов практически и по всем другим показателям. Средняя эксплуатационная скорость поездов Московского метрополитена, с учетом остановок, составляет около 41,61 километра в час. При этом обеспечивается высокая регулярность движения поездов с минимальным интервалом — 90 секунд.

К чему стремиться? К повышению комфорта для пассажиров. Поэтому одно из направлений, которое мы сейчас прорабатываем, — возможность закупки новейшего подвижного состава у крупнейших мировых производителей.

Рабочие праздники

— Иван Сергеевич, вы регулярно совершаете ночные объездыобходы объектов, удастся ли вам отоспаться в длинные новогодние праздники?

— Нет. Когда у всех горожан праздники, у нас, у всех сотрудников метрополитена, сверхнапряженный труд. Такой график работы и жизни. Отосплюсь в отпуске.

— Ваши новогодние пожелания сотрудникам Московского метрополитена и пассажирам.

— Многие мои коллеги будут обеспечивать бесперебойное движение в новогоднюю ночь до 02:00. Другие — готовить подвижной состав, пути, оборудование к новому дню.

В метрополитене нет ни праздников, ни выходных — каждую ночь ведутся работы, чтобы на утро наша транспортная система работала бесперебойно. Хочу всех поздравить с наступающим праздником, всех коллег и наших пассажиров. Мы все в одном поезде: одни едут на нем, другие его ведут. Всем здоровья, удачи и счастья в новом году!


КСТАТИ

Ежедневно в тоннелях под Москвой проходит около 10 000 поездов. Каждый будний день они в среднем перевозят по 8,5 миллиона москвичей и гостей столицы. Для сравнения: все железные дороги России перевозят в год около 1,2 миллиарда пассажиров, а Московский метрополитен за тот же период — около 2,5 миллиарда человек.

В 2015–2020 годах планируется масштабное обновление парка подвижного состава Московского метрополитена, строительство и ввод в эксплуатацию более 60 станций и 150 километров путей.

В 2014 году будут построены
Люблинско-Дмитровская линия: «Бутырская», «Фонвизинская», «Петровско-Разумовская».
Сокольническая линия: «Тропарево», «Румянцево», «Саларьево».
Таганско-Краснопресненская линия: «Котельники».
Замоскворецкая линия: «Технопарк».
Таганско-Краснопресненская линия: «Спартак».

В ночь с 31 декабря 2013 года на 1 января 2014 года и с 6 на 7 января 2014 года Московский метрополитен будет открыт для входа пассажиров до двух часов ночи.


СПРАВКА

Глава Московского метрополитена Иван Сергеевич Беседин родился 13 февраля 1954 года.

В 1976 году окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Во время учебы командовал студенческим отрядом на БАМе. Кандидат технических наук. Прошел путь от главного эксперта до первого заместителя министра путей сообщения РФ, руководил различными подразделениями в системе МПС и Всероссийским НИИ железнодорожного транспорта. Награжден орденом Дружбы, медалями. Женат, трое детей. С 7 февраля 2011 года руководит Московским метрополитеном

Источник: газета “Вечерняя Москва”, N237 от 23 декабря 2013 года.
<< МЕТРО Интервью
<< METRO Interview

Rambler's Top100