Константин Арский
Дежурная первого класса
"Безопасность пассажиров - главное для работников метрополитена", - cчитает победитель конкурса "московские мастера-2004", дежурная первого класса Валентина Плотникова.
В том, что это действительно так, я убедился лично, пробегав целый день по станции “Комсомольская”-радиальная - родной "вотчине" победительницы. А началось мое дежурство ранним утром... под лестницей перехода в центре станции. Именно здесь находится комната Валентины Ильиничны. Маленькая, но весьма уютная, со множеством различных приборов.
- Извините, с беседой придется немного подождать, - Валентина Ильинична вчитывается в какой-то документ. Ночью от начальника метрополитена пришла телефонограмма о возможных терактах в столице, в том числе и на объектах подземки. И Плотниковой, заступившей на дежурство, нужно дать сотрудникам станции необходимый инструктаж.
- В этом году такое предупреждение уже восьмое по счету, попутно комментирует Плотникова, - да мы и сами уже автоматически все время на чеку. Теперь благодаря технике возможностей следить за станцией стало больше.
Она указывает на два больших монитора на специальной подставке. Один из них постоянно наблюдает за турникетами. Второй то и дело переключается с одного участка станции на другой. Вся информация обязательно записывается и хранится в течение трех суток. Кроме того записи поступают на диспетчерский пункт. Особенно они ценны в случае каких-то инцидентов - потасовок, воровства и тому подобных неприятностей.
Мы с Валентиной Ильиничной отправляемся на обход станции. Эту важную обязанность дежурная выполняет три раза в день (проведывать же платформу необходимо каждый час).
Мало кто из пассажиров бывал по ту сторону небольших дверей, расположенных прямо в стене перехода. За ними находятся служебные помещения - глубокие коридоры со множеством комнат. "Служба пути", "Дорожный мастер", "Здравпункт" - гласят таблички на дверях. Все они должны быть закрыты, в чем мы с Валентиной Ильиничной и убеждаемся лично. А за следующие двадцать минут мы также убеждаемся, что на станции исправно работает освещение, в полном порядке служебная связь, функционируют все сигнальные системы, закрыты двери, ведущие в тоннель, а также что на платформе абсолютная чистота. После такого экскурса среди бурлящей толпы и шума поездов мне уже хочется передохнуть. Но неутомимая Плотникова же направляется к головному вагону в сторону “Юго-Западной”. На этом "посту" нам целых два часа предстоит следить за посадкой и высадкой пассажиров и исправностью составов.
Плотникова спокойным, зорким взглядом "сканирует" каждый состав. Но главное все же - следить за безопасностью пассажиров. Особенно в часы пик.
- Даже взрослые и те порой толкаются на платформе, хлопают по вагонам руками! - говорит Плотникова.
Прямо на наших глазах девушка подбежала к составу и сунула ладонь между дверьми. На мгновение руку зажало. Девушка в панике закричала и вырвала ее. Состав дернулся.
- Ну, смотрите, что делает! - качает головой Валентина Ильинична, - это еще ничего. И не такие лихачи встречаются. Некоторые молодые люди прыгают с балкона на крышу состава, спускаются вниз, садятся в вагон и преспокойно уезжают. Эти шалости не всегда заканчиваются удачно. Несколько лет назад на станции метро “Красные ворота” молодой человек хлопал рукой по загонам. В результате оказался между ними. Глупая, нелепая смерть!
Доставать вещи, обороненные на пути незадачливыми пассажирами - тоже обязанность дежурных по станции. На какие только жертвы они порой не идут из-за обычного ротозейства! Однажды к Валентине Ильиничне прибежал взволнованный студент. Бедняга лишился самого дорогого в своей жизни - студенческого билета и зачетки! Плотниковой ночью пришлось спускаться на пути. Документы забились под контактный рельс в дренажи, где течет вода. Нашла-таки! Вылезла вся мокрая, но довольная - помогла парню, а то он уже совсем раскис. По мере нашего дежурства я все больше и больше удивлялся поразительному спокойствию Валентины Ильиничны, выдержке и умению общаться с людьми. Люди подходят каждую минуту и задают практически идентичные вопросы: "Как проехать на Красную площадь?", "Как перейти на Кольцевую?", "Как попасть в центр?". По словам Плотниковой, за день один и тот же вопрос можно услышать более ста раз! И, если он касается метрополитена, дежурная обязана дать необходимые разъяснения. Что Плотникова ежеминутно и делала. Мне же она попутно разъясняла хитрости общения дежурной по станции с машинистом с помощью ручного диска (кружок красный с одной стороны и белый с другой). Это, как выяснилось, целая наука. Так, если помахать диском над головой белой стороной к машинисту - это будет означать команду "Ко мне", сбоку вверх-вниз - "Тише", красной по кругу - "Стой". Есть свои сигналы и у машинистов. К примеру, двумя короткими гудками машинист вызывает дежурную по станции. Тремя - показывает, что понял команду "Стой".
Валентина Ильинична работает в метрополитене уже более 12 лет.
- Честно говоря, я никогда не думала, что буду работать в метро, - рассказывает Валентина Ильинична, - мне нужно было воспитывать детей, и меня привлек сменный график. Хотя всегда было интересно, как устроена работа в метро. Вот и узнала.
В свободное время Валентина Ильинична любит вязать и читать. У нее две дочери: 29-летняя Любовь и 18-летняя Татьяна, студентка МИРЭА...
Неожиданно Валентина Ильинична прерывает свой рассказ.
- Батюшки, человек лежит в переходе на кольцевую линию! Перевожу взгляд на экран. Действительно, среди плотного людского потока виднеется скрюченное тело мужчины. Бегом направляемся к переходу.
Мужичку действительно плохо. Правда, от выпитого в большом количестве спиртного.
- А часто у вас это случается? - интересуюсь я у Плотниковой.
- Не часто, но бывает, - рассказывает Валентина Ильинична, - для таких случаев у нас в аптечке есть валидол, нитроглицерин и другие медикаменты. Если же что-то серьезное, то вызываем "скорую".
Валентина Ильинична провожает меня до билетных касс. Уже почти дохожу до выхода, как вдруг слышу громкий знакомый голос "Это кто здесь курит?! Курить идем на улицу!" Мимо меня, испугано озираясь, пробегают два потрепанных человека. Невольно улыбаюсь - что ж, с такой-то хозяйкой станция всегда будет в полном порядке!
Источник: газета “Вечерняя Москва”, N200 от 22 октября 2004 года.